Preview

Финансы: теория и практика/Finance: Theory and Practice

Расширенный поиск

Финансовые инструменты в экономических механизмах стратегического развития науки и образования: экосистемный подход

https://doi.org/10.26794/2587-5671-2022-26-2-6-24

Аннотация

Авторами обоснована важность выбора эффективных инструментов финансирования для успешного функционирования экономических механизмов, обеспечивающих реализацию стратегических приоритетов развития экономики. Показано, что сферы науки и образования оказывают непосредственное положительное влияние на рост экономики в целом, являясь важными приоритетами и драйверами экономического развития. Соответственно, требуется разработка четких стратегических ориентиров развития указанных сфер и определения финансовых инструментов, встроенных в экономические механизмы, обеспечивающие их практическую реализацию. В этой связи цель исследования — провести ретроспективный анализ финансирования науки и образования с учетом мирового и отечественного опыта, предложить концептуальное содержательное наполнение отраслевых стратегий развития науки и образования на разных уровнях иерархии экономики и конкретизировать финансовый инструментарий обеспечения соответствующих стратегий. На основе использования теоретического, эмпирического, сравнительного, институционального и эволюционного анализа мирового и отечественного опыта финансирования развития науки и образования обоснована целесообразность реализации экосистемного подхода к развитию и финансированию данных сфер, что дает возможность объединить партнерскими связями и ресурсными потоками всех заинтересованных участников в  социально-экономических экосистемах. Обоснована важность разграничения отраслевых стратегий развития науки и образования, предложено содержательное наполнение соответствующих стратегий на макро-, мезо- и микроуровнях экономики. На основе комплексного анализа инструментов финансирования и экономических механизмов развития науки и образования в России в период с 1992 г. по настоящее время с учетом их результативности, а также изучения новых перспективных инструментов сделан вывод, что целесообразно делать ставку на те инструменты финансирования, которые имеют самовоспроизводящий характер и позволяют сформировать экономику науки с позиций экосистемного подхода на основе баланса частного и государственного финансирования.

Об авторах

М. А. Боровская
Южный федеральный университет
Россия

Марина Александровна Боровская — доктор экономических наук, профессор, научный руководитель центра научных исследований «Инструментальные, математические и интеллектуальные средства в экономике», президент Южного федерального университета.

Ростов-на-Дону


Конфликт интересов:

авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов



А. Ю. Никитаева
Южный федеральный университет
Россия

Анастасия Юрьевна Никитаева — доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой информационной экономики.

Ростов-на-Дону


Конфликт интересов:

авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов



М. Р. Бечвая
Южный федеральный университет
Россия

Мария Раджевна Бечвая — кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник центра научных исследований «Инструментальные, математические и интеллектуальные средства в экономике».

Ростов-на-Дону


Конфликт интересов:

авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов



О. А. Черниченко
Южный федеральный университет
Россия

Олег Александрович Черниченко — студент, лаборант-исследователь: стажер-исследователь центра научных исследований «Инструментальные, математические и интеллектуальные средства в экономике».

Ростов-на-Дону


Конфликт интересов:

авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов



Список литературы

1. Licheng W. Science & technology input and economic growth: An empirical analysis based on the three major coastal economic regions of China. Energy Procedia. 2011;5:1779–1783. DOI: 10.1016/j.egypro.2011.03.303

2. Jokanović В., Lalic В., Milovančević M., Simeunović N., Marković D. Economic development evaluation based on science and patents. Physica A: Statistical Mechanics and its Applications. 2017;481:141–145. DOI: 10.1016/j.physa.2017.04.015

3. Abdih Y., Joutz F. Relating the knowledge production function to total factor productivity: An endogenous growth puzzle. IMF Staff Papers. 2006;53(2):242–271. DOI: 10.5089/9781451860931.001

4. Wu M., Zhao M., Wu Z. Evaluation of development level and economic contribution ratio of science and technology innovation in eastern China. Technology in Society. 2019;59:101194. DOI: 10.1016/j.techsoc.2019.101194

5. Aghion P., Antonin C. Technical progress and growth since the crisis. Revue de l’OFCE. 2018;157(3):55–68. DOI: 10.3917/reof.157.0055

6. Aghion P. Innovation and growth from a Schumpeterian perspective. Revue d’économie politique. 2018;128(5):693–711. DOI: 10.3917/redp.285.0693

7. Aghion P., David P.A., Foray D. Science, technology and innovation for economic growth: Linking policy research and practice in ‘STIG Systems’. Research Policy. 2009;38(4):681–693. DOI: 10.1016/j.respol.2009.01.016

8. Benos N., Zotou S. Education and economic growth: A meta regression analysis. World Development. 2014;64:669–689. DOI: 10.1016/j.worlddev.2014.06.034

9. Todaro M.P., Smith S.C. Economic development. 10th ed. Harlow: Addison-Wesley; 2009. 861 p.

10. Donou-Adonsou F. Technology, education, and economic growth in Sub-Saharan Africa. Telecommunications Policy. 2019;43(4):353–360. DOI: 10.1016/j.telpol.2018.08.005

11. Popović G., Erić O., Stanić S., Krajišnik M. Education, technological changes and economic development of Bosnia and Herzegovina. International Journal of Cognitive Research in Science, Engineering and Education. 2019;7(2):77–86. DOI: 10.5937/IJCRSEE1902077P

12. Agasisti T., Bertoletti A. Higher education and economic growth: A longitudinal study of European regions 2000–2017. Socio-Economic Planning Sciences. 2020:100940. DOI: 10.1016/j.seps.2020.100940

13. Habibi F., Zabardast M.A. Digitalization, education and economic growth: A comparative analysis of Middle East and OECD countries. Technology in Society. 2020;63:101370. DOI: 10.1016/j.techsoc.2020.101370

14. Zhou G., Luo S. Higher education input, technological innovation, and economic growth in China. Sustainability. 2018;10(8):2615. DOI: 10.3390/su10082615

15. Van Long N. Financing higher education in an imperfect world. Economics of Education Review. 2019;71:23–31. DOI: 10.1016/j.econedurev.2018.06.004

16. Bai X., Sun X., Chiu Y.-H. Does China’s higher education investment play a role in industrial growth? Technology in Society. 2020;63:101332. DOI: 10.1016/j.techsoc.2020.101332

17. Бодрунов С.Д. Россия в евразийском пространстве: производство, наука и образование — драйверы прогресса. Экономическая наука современной России. 2016;(2):19–27.

18. Hatsor L. Higher education funding: The value of information. Economics Letters. 2015;137:230–233. DOI: 10.1016/j.econlet.2015.10.031

19. Lung (Moladovan) M., Moldovan I., Nistor Lung A. Financing higher education in Europe: Issues and challenges. Procedia — Social and Behavioral Sciences. 2012;51:938–942. DOI: 10.1016/j.sbspro.2012.08.266

20. Munari F., Sobrero M., Toschi L. The university as a venture capitalist? Gap funding instruments for technology transfer. Technological Forecasting and Social Change. 2018;127:70–84. DOI: 10.1016/j.techfore.2017.07.024

21. Audretsch D.B., Bönte W., Mahagaonkar P. Financial signaling by innovative nascent ventures: The relevance of patents and prototypes. Research Policy. 2012;41(8):1407–1421. DOI: 10.1016/j.respol.2012.02.003

22. Munari F., Rasmussen E., Toschi L., Villani E. Determinants of the university technology transfer policy-mix: A cross-national analysis of gap-funding instruments. The Journal of Technology Transfer. 2016;41(6):1377–1405. DOI: 10.1007/s10961–015–9448–1

23. Диденко Д. В. Финансирование российского образования и науки: роль институциональных секторов экономики. Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. 2014;(1):111–122.

24. Семеко Г.В. Финансирование образования в ведущих странах мира после финансового кризиса: сравнительный анализ. Экономические и социальные проблемы России. 2018;(2):74–106. DOI: 10.31249/espr/2018.02.04

25. Семеко Г.В. Финансовое обеспечение системы образования: глобальные тенденции и особенности России. Россия и современный мир. 2019;(3):89–107. DOI: 10.31249/rsm/2019.03.05

26. Barr N., Chapman B., Dearden L., Dynarski S. The US college loans system: Lessons from Australia and England. Economics of Education Review. 2019;(71):32–48. DOI: 10.1016/j.econedurev.2018.07.007

27. Chapman B., Dearden L. Conceptual and empirical issues for alternative student loan designs: The significance of loan repayment burdens for the United States. The Annals of the American Academy of Political and Social Science. 2017;(671):249–268. DOI: 10.1177/0002716217703969

28. Tarasyev A.A., Agarkov G.A., Ospina Acosta C.A., Koksharov V.A. Fuzzy logic and optimization of educational paths. IFAC-PapersOnLine. 2018;51(2):511–516. DOI: 10.1016/j.ifacol.2018.03.086

29. Kim B., Park N. Lessons learned from financing universal higher education in Korea. International Journal of Educational Development. 2018;58:116–127. DOI: 10.1016/j.ijedudev.2017.09.010

30. Jacob W.J., Mok K.H., Cheng S.Y., Xiong W. Changes in Chinese higher education: Financial trends in China, Hong Kong and Taiwan. International Journal of Educational Development. 2018;58:64–86. DOI: 10.1016/j.ijedudev.2017.03.006

31. Marginson S. Global trends in higher education financing: The United Kingdom. International Journal of Educational Development. 2018;58:26–36. DOI: 10.1016/j.ijedudev.2017.03.008

32. Croce A., Grilli L., Murtinu S. Venture capital enters academia: An analysis of university-managed funds. The Journal of Technology Transfer. 2014;39(5):688–715. DOI: 10.1007/s10961–013–9317–8

33. Rasmussen E., Sørheim R. How governments seek to bridge the financing gap for university spin-offs: Proofof-concept, pre-seed, and seed funding. Technology Analysis and Strategic Management. 2012;24(7):663–678. DOI: 10.1080/09537325.2012.705119

34. Bradley S.R., Hayter C.S., Link A.N. Proof of concept centers in the United States: An exploratory look. The Journal of Technology Transfer. 2013;38(4):349–381. DOI: 10.1007/s10961–013–9309–8

35. Munari F., Toschi L. Do venture capitalists have a bias against investment in academic spin-offs? Evidence from the micro- and nanotechnology sector in the UK. Industrial and Corporate Change. 2011;20(2):397–432. DOI: 10.1093/icc/dtq053

36. Zhang Y., You X., Wang W., Lin T. The sustainable development of university student loans based on the evolutionary game. International Journal of Sustainability in Higher Education. 2021;22(1):59–76. DOI: 10.1108/IJSHE‑11–2019–0345

37. Клейнер Г.Б. Экономика экосистем: шаг в будущее. Экономическое возрождение России. 2019;(1):40–45.

38. Абдужалилов Х.А., Аванесян К.А., Айдаркина Е.Е. и др. Экосистемы в пространстве новой экономики. Ростов-на-Дону, Таганрог: Изд-во ЮФУ; 2020. 788 с.

39. Сорокин Д.Е., Сухарев О.С. Эффективность экономических систем и проблема финансирования науки. Экономические системы. 2014;(1):52–60.

40. Боровская М.А., Масыч М.А., Бечвая М.Р. Анализ систем оплаты труда преподавателей вузов. Высшее образование в России. 2013;(2):3–8.

41. Бечвая М.Р. Совершенствование инструментарно-методического аппарата развития системы социальнотрудовых отношений в высшей школе. Автореф. дис. … канд. экон. наук. Ростов-на-Дону: ЮФУ: 2015. 22 с.

42. Salem A.B.M., Mikhalkina E.V., Nikitaeva A. Yu. Establishment of smart education system in modern universities: Concept, technologies and challenges. International Journal of Education and Information Technologies. 2019;13:180–188.


Рецензия

Для цитирования:


Боровская М.А., Никитаева А.Ю., Бечвая М.Р., Черниченко О.А. Финансовые инструменты в экономических механизмах стратегического развития науки и образования: экосистемный подход. Финансы: теория и практика/Finance: Theory and Practice. 2022;26(2):6-24. https://doi.org/10.26794/2587-5671-2022-26-2-6-24

For citation:


Borovskaya M.A., Nikitaeva A.Yu., Bechvaya M.R., Chernichenko O.A. Financial Instruments of Economic Mechanisms for Strategic Development of Science and Education: Ecosystem Approach. Finance: Theory and Practice. 2022;26(2):6-24. https://doi.org/10.26794/2587-5671-2022-26-2-6-24

Просмотров: 1002


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2587-5671 (Print)
ISSN 2587-7089 (Online)