Путь к финансовой устойчивости: тестирование цифровой финансовой грамотности и сберегательного поведения
https://doi.org/10.26794/2587-5671-2024-28-3-218-230
Аннотация
Кризис, вызванный пандемией COVID‑19, наглядно продемонстрировал важность финансовой устойчивости домохозяйств. Она необходима как мера готовности к экономическим потрясениям, которые могут возникнуть, особенно в связи с проблемой рецессии, которая все чаще обсуждается в последнее время. Финансовая устойчивость может быть сформирована через финансовое поведение населения, особенно в части сбережений. В данном исследовании изучаются предпосылки, которые формируют поведенческую модель сбережений домохозяйств в цифровом контексте, используя теорию планируемого поведения (ТПП), т.е. то, как человек ведет себя. Эта модель также включает цифровую финансовую грамотность (ЦФГ) в качестве расширения TПП. Цифровой контекст рассматривается из-за косвенного сдвига в финансовом поведении с появлением в обществе цифровых финансовых услуг (ЦФУ). В данном исследовании использовался метод опроса с хорошо структурированной анкетой. Рефлексивное измерение проводилось с помощью модели структурных уравнений с частичным наименьшим квадратом (PLS-SEM). Анкетирование проводилось среди респондентов на острове Ява, Индонезия, по отсеянным данным исследования (N = 900). Результаты исследования показывают, что предпосылки, влияющие на решения домохозяйств по поводу сбережений, включают TПП и ЦФГ. В посредническом эффекте намерение к сберегательному поведению выступает в качестве частичной посреднической переменной между экзогенными и эндогенными переменными. Авторы рекомендуют политикам, правительству и образовательным учреждениям повышать цифровую финансовую грамотность домохозяйств.
Ключевые слова
JEL: G41, E71
Об авторах
С. М. РахаюИндонезия
Шри М. Рахаю — PhD, профессор, преподаватель и ведущий научный сотрудник, факультет административных наук
Маланг
Конфликт интересов:
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
С. Ворокинасих
Индонезия
Сапарила Ворокинасих — PhD, преподаватель и научный сотрудник, факультет административных наук
Маланг
Конфликт интересов:
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
К. Р. Дамаянти
Индонезия
Касик Р. Дамаянти — DBA, профессор, преподаватель и научный сотрудник, факультет
административных наук
Маланг
Конфликт интересов:
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Р. А. Нормавати
Индонезия
Рани А. Нормавати — преподаватель и научный сотрудник, кафедра операционной деятельности цифрового офиса
Путра Санг Фаджар, Блитар
Конфликт интересов:
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
А. Г. Рахматика
Индонезия
Адхела Г. Рахматика — аспирант, факультет административных наук
Маланг
Конфликт интересов:
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Ю. А. Априлиан
Индонезия
Юдха А. Априлиан — аспирант, факультет административных наук
Маланг
Конфликт интересов:
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Список литературы
1. Boonroungrut C., Huang F. Reforming theory of planned behavior to measure money management intention: A validation study among student debtors. RAUSP Management Journal. 2021;56(1):24–37. DOI: 10.1108/RAUSP02–2019–0029
2. Kass-Hanna J., Lyons A.C., Liu F. Building financial resilience through financial and digital literacy in South Asia and sub-Saharan Africa. Emerging Markets Review. 2022;51(A):100846. DOI: 10.1016/j.ememar.2021.100846
3. Salignac F., Marjolin A., Reeve R., Muir K. Conceptualizing and measuring financial resilience: A multidimensional framework. Social Indicators Research. 2019;145(1):17–38. DOI: 10.1007/s11205–019–02100–4
4. Satsios N., Hadjidakis S. Applying the theory of planned behaviour (TPB) in saving behaviour of Pomak households. International Journal of Financial Research. 2018;9(2):122–133. DOI: 10.5430/ijfr.v9n2p122
5. Setiawan M., Effendi N., Santoso T., et al. Digital financial literacy, current behavior of saving and spending and its future foresight. Economics of Innovation and New Technology. 2022;31(4):320–338. DOI: 10.1080/10438599.2020.1799142
6. Lusardi A. Financial literacy and the need for financial education: Evidence and implications. Swiss Journal of Economics and Statistics. 2019;155(1):1. DOI: 10.1186/s41937–019–0027–5
7. Xiao J.J, Wu J. Completing debt management plans in credit counseling: An application of the theory of planned behavior. Financial Counseling and Planning. 2008;19(2):29–45. URL: https://digitalcommons.uri.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1009&context=hdf_facpubs
8. Ajzen I. The theory of planned behavior. Organizational Behavior and Human Decision Processes. 1991;50(2):179–211. DOI: 10.1016/0749–5978(91)90020-T
9. Pajares F. Overview of social cognitive theory and of self-efficacy. 2002. URL: https://people.wku.edu/richard.miller/banduratheory.pdf (accessed on 12.01.2021).
10. Bandura A. Social cognitive theory of personality. In: Pervin L.A., John O.P., eds. Handbook of personality: Theory and research. 2nd ed. New York, NY: The Guilford Press; 1999:154–196.
11. Bongini P., Cucinelli D. University students and retirement planning: Never too early. International Journal of Bank Marketing. 2019;37(3):775–797. DOI: 10.1108/IJBM03–2018–0066
12. Widyastuti U., Suhud U., Sumiati A. The impact of financial literacy on student teachers’ saving intention and saving behaviour. Mediterranean Journal of Social Sciences. 2016;7(6):41–48. DOI: 10.5901/mjss.2016.v7n6p41
13. Raut R.K. Past behaviour, financial literacy and investment decision-making process of individual investors. International Journal of Emerging Markets. 2020;15(6):1243–1263. DOI: 10.1108/IJOEM07–2018–0379
14. Widjaja I., Arifin A.Z., Setini M. The effects of financial literacy and subjective norms on saving behavior. Management Science Letters. 2020;10(15):3635–3642. DOI: 10.5267/j.msl.2020.6.030
15. Akhtar F., Das N. Predictors of investment intention in Indian stock markets: Extending the theory of planned behaviour. International Journal of Bank Marketing. 2019;37(1):97–119. DOI: 10.1108/IJBM08–2017–0167
16. Warsame M. H., Ireri E. M. Does the theory of planned behaviour (TPB) matter in Sukuk investment decisions? Journal of Behavioral and Experimental Finance. 2016;12:93–100. DOI: 10.1016/j.jbef.2016.10.002
17. Prasad H., Meghwal D., Dayama V. Digital financial literacy: A study of households of Udaipur. Journal of Business and Management. 2018;5:23–32. DOI: 10.3126/jbm.v5i0.27385
18. Morgan P. J., Huang B., Trinh L. Q. The need to promote digital fi nancial literacy for the digital age. In: The future of work and education for the digital age. Tokyo: ADBI Press; 2019:40–46. URL: https://t20japan.org/wp-content/uploads/2019/03/t20-japan-tf7–3-need-promote-digital-financial-literacy.pdf
19. Brown S., Ghosh P., Gray D., et al. Saving behaviour and health: A high-dimensional Bayesian analysis of British panel data. The European Journal of Finance. 2021;27(16):1581–1603. DOI: 10.1080/1351847X.2021.1899953
20. Chin W. W. The partial least squares approach for structural equation modeling. In: Marcoulides G. A., ed. Modern methods for business research. Mahwah, NJ: Lawrence Erlbaum Associates Publishers; 1988:295–336.
21. Hair J. F., Hult G. T.M., Ringle C. M., Sarstedt M. A primer on partial least squares structural equation modeling (PLS-SEM). Thousand Oaks, CA: Sage Publications Inc.; 2017. 384 p.
22. Ilyas M., Moeljadi, Djawahir A. H. The effect of fi nancial knowledge and fi nancial well-being on investment intention mediated by fi nancial attitude: A study on millennial generation and Gen Z in Malang City. International Journal of Research in Business and Social Science. 2022;10(8):175–188. DOI: 10.20525/ijrbs.v10i8.1530
23. Yoopetch C., Chaithanapat P. The effect of financial attitude, financial behavior and subjective norm on stock investment intention. Kasetsart Journal of Social Sciences. 2021;42(3):501–508. DOI: 10.34044/j.kjss.2021.42.3.08
24. Nguyen V. T., Doan M. D. The correlation between fi nancial literacy and personal saving behavior in Vietnam. Asian Economic and Financial Review. 2020;10(6):590–603. DOI: 10.18488/journal.aefr.2020.106.590.603
Рецензия
Для цитирования:
Рахаю С.М., Ворокинасих С., Дамаянти К.Р., Нормавати Р.А., Рахматика А.Г., Априлиан Ю.А. Путь к финансовой устойчивости: тестирование цифровой финансовой грамотности и сберегательного поведения. Финансы: теория и практика/Finance: Theory and Practice. 2024;28(3):218-230. https://doi.org/10.26794/2587-5671-2024-28-3-218-230
For citation:
Rahayu S.M., Worokinasih S., Damayanti C.R., Normawati R.A., Rachmatika A.G., Aprilian Yu.A. The Road to Financial Resilient: Testing Digital Financial Literacy and Saving Behavior. Finance: Theory and Practice. 2024;28(3):218-230. https://doi.org/10.26794/2587-5671-2024-28-3-218-230