Финансовая доступность банковских услуг для потребителей в условиях цифровизации
https://doi.org/10.26794/2587-5671-2024-28-6-134-142
Аннотация
Объектом исследования выступает доступность банковских услуг по осуществлению платежей в условиях использования потребителями сети Интернет, абонентских устройств мобильной связи. Предметом исследования являются факторы и подходы к оценке цифровой финансовой доступности платежных услуг, оказываемых банковским сектором потребителям. Актуальность исследования обусловлена необходимостью повышения финансовой доступности в контексте обеспечения финансовой стабильности, экономического роста, благосостояния и равных возможностей для всех членов общества, что определяется отечественными стратегическими приоритетами, а также глобальной устойчивой повесткой в условиях развития цифровых технологий. Цель исследования заключается в выявлении факторов, связанных с повышением доступности финансовых услуг для российских потребителей в условиях развития цифровых технологий на примере услуг по проведению платежей, оказываемых банковским сектором. Использованы методы обобщения, группировки, статистического и сравнительного анализов. В результате выявлены факторы, связанные с цифровой доступностью платежных услуг, оказываемых банковским сектором потребителям, среди которых: доля населения, являющегося активными пользователями сети Интернет, в общей численности населения; количество подразделений действующих кредитных организаций в расчете на 1 млн человек взрослого населения и плотность населения. Сделан вывод о том, что повышению цифровой финансовой доступности будет способствовать развитие цифровой грамотности потребителей, для чего государству, регулятору и участникам финансового рынка целесообразно формировать у потребителей потребность и обеспечивать возможность развития цифровых навыков получения и обеспечения безопасности при получении финансовых услуг. Дальнейшие исследования могут быть сфокусированы на отдельных составляющих цифровой финансовой доступности, различных группах контрагентов, отдельных финансовых услугах, определенных видах финансовых организаций, включая операторов финансовых и инвестиционных платформ, а также на эффектах и рисках микро- и макроуровня.
Ключевые слова
JEL: G20, G21
Об авторе
О. С. МирошниченкоРоссия
Ольга Сергеевна Мирошниченко - доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и финансов
Тюмень
Конфликт интересов:
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов
Список литературы
1. Sharma U., Changkakati B. Dimensions of global financial inclusion and their impact on the achievement of the United Nations Development Goals. Borsa Istanbul Review. 2022;22(6):1238–1250. DOI: 10.1016/j.bir.2022.08.010
2. Demirgüç-Kunt A., Beck T., Honohan P. Finance for all? Policies and pitfalls in expanding access. A World Bank Policy Research Report. 2008;(41792). URL: https://openknowledge.worldbank.org/server/api/core/bitstreams/47c72e8d-db53–586d‑826f-ac98a3c72705/content
3. Lee C.-C., Lou R., Wang F. Digital financial inclusion and poverty alleviation: Evidence from the sustainable development of China. Economic Analysis and Policy. 2023;77:418–434. DOI: 10.1016/j.eap.2022.12.004
4. Manuylenko V., Borlakova A., Milenkov A., Bigday O., Drannikova E., Lisitskaya T. Development and validation of a model for assessing potential strategic innovation risk in banks based on Data Mining-Monte-Carlo in the “open innovation” system. Risks. 2021;9(6):118. DOI: 10.3390/risks9060118
5. Груздева К. Н., Заборовская А. Е. Конкурентоспособность российских банков в эпоху развития финансовых технологий. Банковское дело. 2022;(7):70–75.
6. Demir A., Pesqué-Cela V., Altunbas Y., Murinde V. Fintech, financial inclusion and income inequality: A quantile regression approach. The European Journal of Finance. 2022;28(1):86–107. DOI: 10.1080/1351847X.2020.1772335
7. Лопухин А. В., Плаксенков Е. А., Сильвестров С. Н. Финтех как фактор ускорения инклюзивного устойчивого развития. Мир новой экономики. 2022;16(1):28–44. DOI: 10.26794/2220–6469–2022–16–1–28–44
8. Евлахова Ю. С. Перспективы российского банкострахования: от path dependence к экосистемному будущему. Финансы: теория и практика. 2022;26(3):33–49. DOI: 10.26794/2587–5671–2022–26–3–33–49
9. Konyagina M., Belotserkovich D., Vorona-Slivinskaya L., Pronkin N. Measures to ensure cybersecurity and regulation of the Internet of things in the Russian Federation: Effectiveness assessment. Journal of Economic Issues. 2023;57(1):257–274. DOI: 10.1080/00213624.2023.2170136
10. Manuylenko V. , Ermakova G. , Gr yzunova N. , Koniagina M. , Milenkov A. , Setchenkova L. , Ochkolda I. Generation and assessment of intellectual and informational capital as a foundation for corporations’ digital innovations in the “open innovation” system. International Journal of Advanced Computer Science and Applications. 2022;13(9):922–932. DOI: 10.14569/IJACSA.2022.01309118
11. Agarwal S., Chua Y. H. FinTech and household finance: A review of the empirical literature. China Finance Review International. 2020;10(4):361–376. DOI: 10.1108/CFRI‑03–2020–0024
12. Chen B., Ren J. Does the adoption of digital payment improve the financial availability of farmer households? Evidence from China. Agriculture. 2022;12(9):1468. DOI: 10.3390/agriculture12091468
13. Das S., Chatterjee A. Impacts of ICT and digital finance on poverty and income inequality: A subnational study from India. Information Technology for Development. 2023;29(2–3):378–405. DOI: 10.1080/02681102.2022.2151556
14. Zhao C., Wu Y., Guo J. Mobile payment and Chinese rural household consumption. China Economic Review. 2022;71:101719. DOI: 10.1016/j.chieco.2021.101719
15. Lu X., Lai Y., Zhang Y. Digital financial inclusion and investment diversification: Evidence from China. Accounting & Finance. 2023;63(S 2):2781–2799. DOI: 10.1111/acfi.13043
16. Ürgüplü Ö., Hüseyinoğlu Y. I.Ö. The mediating effect of consumer empowerment in omni-channel retailing. International Journal of Retail & Distribution Management. 2021;49(11):1481–1496. DOI: 10.1108/IJRDM‑10–2020–0403
17. Алхассан Т. Ф., Гурьянов С. А., Куадио А. Д. Влияние мобильных денег, денежных переводов и финансового развития на инновационный рост в странах Африки к югу от Сахары. Экономика региона. 2021;17(1):276–287. (На англ.). DOI: 10.17059/ekon.reg.2021–1–21
18. Wang X., Wang X. Digital financial inclusion and household risk sharing: Evidence from China’s digital finance revolution. China Economic Quarterly International. 2022;2(4):334–348. DOI: 10.1016/j.ceqi.2022.11.006
19. Прокопьева Е. Л., Бушков А. Н. Методология оценки доступности финансовых услуг. Банковское дело. 2023;(2):36–40.
20. Shaikh A. A., Glavee-Geo R., Karjaluoto H., Hinson R. E. Mobile money as a driver of digital financial inclusion. Technological Forecasting and Social Change. 2023;186B:122158. DOI: 10.1016/j.techfore.2022.122158
21. Aurazo J., Vega M. Why people use digital payments: Evidence from micro data in Peru. Latin American Journal of Central Banking. 2021;2(4):100044. DOI: 10.1016/j.latcb.2021.100044
22. Pelletier A., Khavul S., Estrin S. Innovations in emerging markets: The case of mobile money. Industrial and Corporate Change. 2020;29(2):395–421. DOI: 10.1093/icc/dtz049
23. Гамукин В. В. Выявление особенностей сберегательного и кредитного поведения населения в регионах России. Экономика региона. 2020;16(3):1003–1017. DOI: 10.17059/ekon.reg.2020–3–25
24. Evlakhova Y., Alifanova E., Tregubova A., Koshel’ N. Vulnerability of Russian systemically important domestic banks to large-scale deposit outflow. In: Popkova E. G., ed. Business 4.0 as a subject of the digital economy. Cham: Springer-Verlag; 2022:629–636. (Advances in Science, Technology & Innovation). DOI: 10.1007/978–3–030–90324–4_101
25. Senyo P. K., Osabutey E. L.C. Unearthing antecedents to financial inclusion through FinTech innovations. Technovation. 2020;98:102155. DOI: 10.1016/j.technovation.2020.102155
26. Lo Prete A. Digital and financial literacy as determinants of digital payments and personal finance. Economics Letters. 2022;213:110378. DOI: 10.1016/j.econlet.2022.110378
27. Dinh V., Le D.-V., Duong D., Pham D. Determinants affecting digital financial consumer protection: Evidence from 135 countries. The Journal of Economic Asymmetries. 2023;27: e00301. DOI: 10.1016/j.jeca.2023.e00301
28. Александрова О. А., Аликперова Н. В., Виноградова К. В., Ненахова Ю. С. Концептуальные подходы к формированию предпосылок для эффективного финансового просвещения населения России. Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2020;13(4):169–185. DOI: 10.15838/esc.2020.4.70.10
29. Карунакаран С., Гопинатан Н. Роль цифровизации в сельском банковском секторе в Мадурае, Индия. Финансы: теория и практика. 2023;27(1):76–90. DOI: 10.26794/2587–5671–2023–27–1–76–90
30. Semerikova E. What hinders the usage of smartphone payments in Russia? Perception of technological and security barriers. Technological Forecasting and Social Change. 2020;161:120312. DOI: 10.1016/j.techfore.2020.120312
Рецензия
Для цитирования:
Мирошниченко О.С. Финансовая доступность банковских услуг для потребителей в условиях цифровизации. Финансы: теория и практика/Finance: Theory and Practice. 2024;28(6):134-142. https://doi.org/10.26794/2587-5671-2024-28-6-134-142
For citation:
Miroshnichenko O.S. Financial Inclusion of Banking Services for Consumers in the Context of Digitalization. Finance: Theory and Practice. 2024;28(6):134-142. https://doi.org/10.26794/2587-5671-2024-28-6-134-142