Сравнение моделей цикличности фискальной политики в зарубежных странах
https://doi.org/10.26794/2587-5671-2025-29-2-228-237
Аннотация
Статья посвящена вопросам цикличности фискальной политики зарубежных стран. Цель исследования - оценка цикличности фискальной политики через влияние динамики экономического роста на уровень государственных расходов и налоговых ставок отдельных федеративных стран «Группы двадцати» за период 1971-2022 гг. для учета полученных результатов при формировании направлений бюджетно-налоговой политики. Цель предопределила постановку следующих задач - анализ цикличности бюджетной политики по расходам, анализ цикличности налоговой политики, а также сравнение полученных результатов с целью выявления общих паттернов цикличности для стран со схожим уровнем экономического развития. Изучение цикличности фискальной политики является актуальным, поскольку позволяет правительствам адаптировать свои налоговые и бюджетные меры в зависимости от текущего состояния экономики. Это помогает сглаживать колебания в экономической активности и снижать риски рецессий. Методы исследования - эконометрическое моделирование (построение модели линейной регрессии и использование метода объединенной оценки двоичных наименьших квадратов), сравнение, анализ. Основные результаты исследования: процикличность политики государственных расходов подтверждена во всех исследуемых странах на рассмотренном временном горизонте, при этом она имеет обратную зависимость от уровня экономического развития страны (чем выше уровень развития страны в оцениваемый период, тем менее проциклической является ее политика по расходам). Политика всех рассмотренных стран является фискально-контрциклической по НДС, корпоративному и индивидуальному подоходным налогам, но степень контрцикличности везде различна. Новизной исследования является построение динамической модели без свободного члена, а также включение в анализ периодов мирового финансового кризиса, пандемии, современного этапа смены технологического уклада и геополитической бифуркации. Практическая значимость исследования заключается в возможности сбалансированного развития территорий: в федеративных странах, где существует различная экономическая активность и уровни доходов в разных регионах, установление вида цикличности фискальной политики позволяет более равномерно распределять налоговые и бюджетные ресурсы для поддержания устойчивого развития всех регионов. Сделан вывод о том, что влияние реального ВВП на процентное изменение реальных государственных расходов и налоговых ставок характеризуется фискальной контрцикличностью во всех странах. Влияние на цикличность происходит через лимитирование параметров бюджета во время экономических спадов, когда стоимость финансирования дополнительных расходов может значительно возрасти при отсутствии сформированного резерва.
Ключевые слова
JEL: H20, H30, H50
Об авторах
М. О. КакаулинаРоссия
Мария Олеговна Какаулина — кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры общественных финансов финансового факультета
Москва
С. Е. Демидова
Россия
Светлана Евгеньевна Демидова — кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры общественных финансов финансового факультета
Москва
Список литературы
1. House C. L., Proebsting C., Tesar L. L. Austerity in the aftermath of the great recession. Journal of Monetary Economics. 2020;115:37-63. DOI: 10.1016/j.jmoneco.2019.05.004
2. Chudik A., Mohaddes K., Raissi M. COVID-19 fiscal support and its effectiveness. Economics Letters. 2021;205:109939. DOI: 10.1016/j.econlet.2021.109939
3. Muraraęu B., Anghelescu C., Grecu R. A. Assessing fiscal multipliers in times of crisis: Evidence from selected CEE countries. Empirical Economics. 2023;65(4):1627-1654. URL: https://doi.org/10.1007/s00181-023-02407-9
4. Zaitsev Yu. K. Monetary and fiscal policy measures during the COVID-19 economic crisis in Russia. Finance: Theory and Practice. 2020;24(6):6-18. DOI: 10.26794/2587-5671-2020-24-6-6-18
5. Davoodi H. R., Elger P., Fotiou A., et al. Fiscal rules and fiscal councils: Recent trends and performance during the COVID-19 pandemic. IMF Working Papers. 2022;(11). DOI: 10.5089/9798400200472.001
6. Vegh C. A., Vuletin G. How is tax policy conducted over the business cycle? American Economic Journal: Economic Policy. 2015;7(3):327-370. DOI: 10.1257/pol.20120218.
7. Ilzetzki E., Vegh C. A. Procyclical fiscal policy in developing countries: Truth or fiction? NBER Working Paper. 2008;(14191). URL: https://www.nber.org/system/files/working_papers/w14191/w14191.pdf
8. Talvi E., Vegh C.A. Tax base variability and procyclical fiscal policy in developing countries. Journal of Development Economics. 2005;78(1):156-190. DOI: 10.1016/j.jdeveco.2004.07.002
9. Kaminsky G. L., Reinhart C. M., Vegh C.A. When it rains, it pours: Procyclical capital flows and macroeconomic policies. NBER Working Paper. 2004;(10780). URL: https://www.nber.org/system/files/working_papers/w10780/w10780.pdf
10. Lane P. R. The cyclical behaviour of fiscal policy: Evidence from the OECD. Journal of Public Economics. 2003;87(12):2661-2675. DOI: 10.1016/S0047-2727(02)00075-0
11. Ahmad A., McManus R., Ozkan F. G. Fiscal space and the procyclicality of fiscal policy: The case for making hay while the sun shines. Economic Inquiry. 2021;59(4):1687-1701. DOI: 10.1111/ecin.13008
12. Jalles J., Kiendrebeogo Y., Lam W. R., Piazza R. Revisiting the countercyclicality of fiscal policy. IMF Working Paper. 2023;(89). URL: https://www.imf.org/en/Publications/WP/Issues/2023/04/29/Revisiting-the-Countercyclicality-of-Fiscal-Policy-532952
13. De Jong J. F.M., Gilbert N. D. Fiscal discipline in EMU? Testing the effectiveness of the excessive deficit procedure. European Journal of Political Economy. 2020;61:101822. DOI: 10.1016/j.ejpoleco.2019.101822
14. Gootjes B., de Haan J. Procyclicality of fiscal policy in European Union countries. Journal of International Money and Finance. 2022;120:102276. DOI: 10.1016/'j.jimonfin.2020.102276
15. Chrysanthakopoulos C., Tagkalakis A. Fiscal rules and tax policy cyclicality. Economics Letters. 2023;225:111035. DOI: 10.1016/j.econlet.2023.m035
16. Aizenman J., Jinjarak Y., Nguyen H. T.K., Park D. Fiscal space and government-spending and tax-rate cyclicality patterns: A cross-country comparison, 1960-2016. Journal of Macroeconomics. 2019;60:229-252. DOI: 10.1016/j.jmacro.2019.02.006
17. McManus R., Ozkan F. G., Trzeciakiewicz D. Why are fiscal multipliers asymmetric? The role of credit constraints. Economica. 2021;88(349):32-69. DOI: 10.1111/ecca.12340
18. Auerbach A. J., Gorodnichenko Y. Fiscal stimulus and fiscal sustainability. NBER Working Paper. 2017;(23789). URL: https://ideas.repec.org/p/nbr/nberwo/23789.html
19. Abeysekera I. The influence of fiscal, monetary, and public policies on sustainable development in Sri Lanka. Sustainability. 2024;16(2):580. DOI: 10.3390/su16020580
20. Alesina A., Favero C., Giavazzi F. Effects of austerity: Expenditure- and tax-based approaches. Journal of Economic Perspectives. 2019;33(2):141-162. DOI: 10.1257/jep.33.2.141
21. Bukina I. S., Smirnov A. I. Tax policy directions in Russia and the possibility of reducing the tax burden on domestic producers operating in the home market. Finance: Theory and Practice. 2020;24(4):104-119. DOI: 10.26794/2587-5671-2020-24-4-104-119
22. David A. C., Pienknagura S., Yepez J. F. Can fiscal consolidation announcements help anchor inflation expectations? Journal of International Money and Finance. 2025;151:103247. DOI: 10.1016/j.jimonfin.2024.103247
Рецензия
Для цитирования:
Какаулина М.О., Демидова С.Е. Сравнение моделей цикличности фискальной политики в зарубежных странах. Финансы: теория и практика/Finance: Theory and Practice. 2025;29(2):228-237. https://doi.org/10.26794/2587-5671-2025-29-2-228-237
For citation:
Kakaulina M.O., Demidova S.E. Comparison of Fiscal Policy Cyclicality Models in Foreign Countries. Finance: Theory and Practice. 2025;29(2):228-237. https://doi.org/10.26794/2587-5671-2025-29-2-228-237