ТЕОРИЯ БЮДЖЕТНОГО ФЕДЕРАЛИЗМА И РОССИЙСКАЯ ПРАКТИКА
Аннотация
Эффективность функционирования системы межбюджетных отношений в любой стране во многом зависит от степени ее соответствия основополагающим принципам бюджетного федерализма, которые глубоко теоретически разработаны зарубежными и отечественными экономистами. В России построение модели бюджетного федерализма приняло затяжной характер, что объективно обусловлено трудностями подобного строительства в огромной и неравномерно развитой стране. Вместе с тем в практике межбюджетных отношений на современном этапе накопились проблемы и противоречия, которые приводят к серьезным социально-экономическим последствиям. В статье сделаны выводы о необходимости совершенствования действующего механизма межбюджетных трансфертов, в частности увеличения удельного веса необусловленных трансфертов, реформирования порядка предоставления федеральных субсидий и др. Авторами предложены некоторые направления по преодолению современного кризиса субнациональных бюджетов, а также пути укрепления налогового потенциала субъектов Российской Федерации.
Об авторах
Н. Г. ИвановаРоссия
доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой государственных и муниципальных финансов
М. В. Цепа
Россия
аспирант кафедры государственных и муниципальных финансов
Список литературы
1. Oates W. Fiscal Federalism. New York: Harcourt, Brace, Jovanovich. 1972.
2. Tiebout Ch. A Pure Theory of Local Exp enditures//Journal of Political Economy. 1956. Vol. 64. Pp.416–424.
3. Назаров В.С. Государственное регулирование межбюджетных отношений российской модели федерализма: дис. … канд. экон. наук. М.: Финансовая академия, 2007. 193 с.
4. Breton А., Fraschini А. Competitive Governments, Globalization and Equalization Grants // Public Finance Review. 2007. Vol. 35. № 4. Рр. 463–479.
5. McKinnon R. Market-Preserving Fiscal Federalism in the American Monetary Union//Macroeconomic Dimensions of Public Finance / Mario Blejer and Teresa Ter-Minassian (eds.). London: Routledge, 1997. Рр. 73–93.
6. Weingast B. The Economic Role of Political Institutions: Market-Preserving Federalism and Economic Growth // Journal of Law, Economics, and Organization. 1995. Vol. 11. Pp.1–31.
7. Лавров А. М., Сазерлэнд Д., Литвак Дж. Реформа межбюджетных отношений в России: «федерализм, создающий рынок» // Вопросы экономики. 2001. № 4. C. 26–42.
8. Силуанов А. Г. Межбюджетные отношения в условиях развития федерализма в России. М.: Дело. РАНХиГС, 2011. 295 с.
9. Проблема мягких бюджетных ограничений российских региональных властей / Консорциум по вопросам прикладных экономических исследований. М.: ИЭПП, 2006. 300 с.
10. Современное состояние и пути развития налоговой системы России / Колл. авторов: М.В. Романовский и др. СПб.: СПбГУЭФ, 2012. 168 с.
Рецензия
Для цитирования:
Иванова Н.Г., Цепа М.В. ТЕОРИЯ БЮДЖЕТНОГО ФЕДЕРАЛИЗМА И РОССИЙСКАЯ ПРАКТИКА. Финансы: теория и практика/Finance: Theory and Practice. 2014;(4):54-63.
For citation:
Ivanova N.G., Tsepa M.V. THE THEORY OF FISCAL FEDERALISM AND THE RUSSIAN PRACTICE. Finance: Theory and Practice. 2014;(4):54-63. (In Russ.)