КОНЦЕПЦИЯ СОВМЕСТНОГО СОЗДАНИЯ ЦЕННОСТИ И ТРАНСФОРМАЦИЯ БИЗНЕСМОДЕЛИ: ОСОБЕННОСТИ КОМПАНИЙ, ОТЛИЧНЫХ ПО ТИПУ ПРОИЗВОДСТВА И ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ


https://doi.org/10.26794/2587-5671-2018-22-2-160-170

Полный текст:


Аннотация

В статье рассматривается проблема трансформации бизнес-моделей компаний, которая стала актуальной для многих из них в связи с развитием информационных технологий и появлением реальных возможностей включения финальных потребителей в цепочку создания ценности. Изучаются особенности данного процесса для разного типа компаний. Автор анализирует 65 академических статей, исследующих трансформации бизнесмоделей конкретных компаний. Анализируемые компании классифицируются по двум признакам: типу экономического взаимодействия и типу производства, что дает возможность разделить их на четыре разновидности. Анализируются проблемы, цели и задачи исследований по каждому из четырех типов компаний, а также научные теории, на которые опираются их авторы.

Цель статьи — выявление особенностей различных по типу компаний, перед которыми стоит задача трансформации бизнес-моделей, что, в свою очередь, позволило бы компаниям вовлекать в цепочку создания ценности новых участников, более эффективно создавать, доставлять и изымать ценность, а также перераспределять ее между остальными участниками.

Используется контент-анализ, с помощью которого анализируются академические статьи, опубликованные за период с 2010 по2017 г., доступные в базах данных научного цитирования Scopus и Web of Science. В качестве теоретической основы используется сервисно-доминантная логика, концепция открытых инноваций Чесбро и Розенблюм, концепция системы действий Зотта и Амита и ряд других.

В статье делается вывод о том, что концепция сервисно-доминантной логики Варго и Лаш является основополагающей теоретической базой для большинства исследований, связанных с тематикой бизнес-моделей и теорией совместного создания ценности. Вместе с этим, в зависимости от типа компании и сектора экономики, в котором она представлена, различаются и практические задачи, с которыми сталкивается компания, а также варьируются возможные варианты их решения. Делается вывод, что, совершенствуя бизнес-модель организации, исследователю необходимо учитывать бизнес-среду и специфику рассматриваемого сектора экономики. 


Об авторе

Е. В. Миголь
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»,
Россия

Екатерина Владимировна Миголь — аспирант, 3-й год обучения, факультет бизнеса и менеджмента 

Москва



Список литературы

1. Prahalad C., Ramaswamy V. Co-creation experiences: The next practice in value creation. Journal of Interactive Marketing. 2004;18(3):5–14. DOI: 10.1002/dir.20015

2. Storbacka K., Frow P., Nenonen S., Payne A. Designing business models for value co-creation. In Special Issue — Toward a Better Understanding of the Role of Value in Markets and Marketing. 2015;9:51–78.

3. Payne A., Storbacka K., Frow P. Managing the co-creation of value. Journal of the Academy of Marketing Science. 2008;36(1):83–96.

4. Vargo S., Maglio P., Akaka M. On value and value co-creation: A service systems and service logic perspective. European Management Journal. 2008;26(3):145–152. DOI: 10.1016/j.emj.2008.04.003

5. Zott C., Amit R. Business Model Design: An Activity System Perspective. Long Range Planning. 2010;43(2– 3):216–226. DOI: 10.1016/j.lrp.2009.07.004

6. Климанов Д.Е., Третьяк О.А. Бизнес-модели: основные направления исследований и поиски содержательного фундамента концепции. Российский журнал менеджмента. 2014;12(3):107–130.

7. Vargo S., Vargo S. On A Theory of Markets and Marketing: From Positively Normative to Normatively Positive. Australasian Marketing Journal (AMJ). 2007;15(1):53–60. DOI: 10.1016/s1441–3582(07)70029–0

8. Galvagno M., Dalli D. Theory of value co-creation: a systematic literature review. Managing Service Quality: An International Journal. 2014;24(6):643–683. DOI: 10.1108/msq-09–2013–0187

9. Gentile C., Spiller N., Noci G. How to Sustain the Customer Experience: An Overview of Experience Components that Co-Create Value with the Customer. European Management Journal. 2007;25(5):395–410. DOI: 10.1016/j.emj.2007.08.005

10. Sawhney M., Verona G., Prandelli E. Collaborating to create: The Internet as a platform for customer engagement in product innovation. Journal of Interactive Marketing. 2005;19(4):4–17. DOI: 10.1002/dir.20046

11. Bitner M., Ostrom A., Morgan F. Service Blueprinting: A Practical Technique for Service Innovation. California Management Review. 2008;50(3):66–94. DOI: 10.2307/41166446

12. Vargo S., Lusch R. Evolving to a new dominant logic for marketing. Journal of Marketing. 2004;68(1):1–17. DOI: 10.1509/jmkg.68.1.1.24036

13. Vargo S., Lusch R. Service-dominant logic: continuing the evolution. Journal of the Academy of Marketing Science. 2008;36(1):1–10. DOI: 10.1007/s11747–007–0069–6

14. Zott C., Amit R. Value creation in e-business. Strategic Management Journal. 2001;22(6/7):493–520.

15. Chesbrough H., Rosenbloom R. The role of the business model in capturing value from innovation: evidence from Xerox Corporation’s technology spin-off companies. Industrial and Corporate Change. 2002;11(3):529–555. DOI: 10.1093/icc/11.3.529

16. Storbacka K., Nenonen S. Markets as configurations. European Journal of Marketing. 2011;45(1/2):241–258. DOI: 10.1108/03090561111095685

17. Teece D. Business Models, Business Strategy and Innovation. Long Range Planning. 2010;43(2–3):172–194. DOI: 10.1016/j.lrp.2009.07.003

18. Chesbrough H. Business model innovation: it’s not just about technology anymore. Strategy and Leadership. 2007;35(6):12–17. DOI: 10.1108/10878570710833714

19. Mortara L., Minshall T. How do large multinational companies implement open innovation? Technovation. 2011;31:586–597. DOI: 10.1016/j.technovation.2011.05.002

20. Duriau V., Reger R., Pfarrer M. A Content Analysis of the Content Analysis Literature in Organization Studies: Research Themes, Data Sources, and Methodological Refinements. Organizational Research Methods. 2007;10(1):5–34. DOI: 10.1177/1094428106289252

21. Short J., Palmer T. The Application of DICTION to Content Analysis Research in Strategic Management. Organizational Research Methods. 2008;11(4):727–752. DOI: 10.1177/1094428107304534

22. Gaura A., Kumar M. A Systematic approach to conducting review studies: An assessment of content analysis in 25 years of IB research. Journal of World Business. 2018;53:280–289. DOI: 10.1016/j.jwb.2017.11.003

23. Kindstrom D. Towards a service-based business model — Key aspects for future competitive advantage. European Management Journal. 2010;28:479–490. DOI: 10.1016/j.emj.2010.07.002

24. Smith L., Maull R. Servitization and operations management: a service dominant-logic approach. International Journal of Operations and Production Management. 2014;34(2):242–269. DOI: 10.1108/ijopm-02–2011–0053

25. Neff A.A., Hamel F., Herz T., Uebernickel F., Brenner W., vom Brocke J. Developing a maturity model for service systems in heavy equipment manufacturing enterprises. Information and Management. 2014;51(7):895–911. DOI: 10.1016/j.im.2014.05.001

26. Janeschek S., Hottum P., Kicherer F., Bienzeisler B. The dynamics of service productivity and value creation: A service life cycle perspective. Service Industries Journal. 2013;33(3–4):366–377. DOI: 10.1080/02642069.2013.747518

27. Sarker S., Sahaym A., Bjørn-Andersen N. Exploring value co-creation in relationships between an ERP vendor and its partners: A revelatory case study. MIS Quarterly: Management Information Systems. 2012;36(1):317–338.

28. Eaton B., Elaluf-Calderwood S., Sørensen C., Yoo Y. Distributed tuning of boundary resources: The case of Apple’s iOS service system. MIS Quarterly: Management Information Systems. 2015;39(1):217–243. DOI: 10.25300/misq/2015/39.1.10

29. Westh N. H., Scupola A. Investigating issues and challenges for customer involvement in business services innovation. Journal of Business and Industrial Marketing. 2011;26(5):368–376. DOI: 10.1108/08858621111144424

30. Hakanen T. Co-creating integrated solutions within business networks: The KAM team as knowledge integrator. Industrial Marketing Management. 2014;43(7):1195–1203. DOI: 10.1016/j.indmarman.2014.08.002

31. Öberg C., Shih T. T.Y. Divergent and convergent logic of firms: Barriers and enablers for development and commercialization of innovations. Industrial Marketing Management. 2014;43(3):419–428. DOI: 10.1016/j.indmarman.2013.12.010

32. Garcia M.M., Walton B. The wisdom of crowds: The potential of online communities as a tool for data analysis. Technovation. 2014;34(4):203–214. DOI: 10.1016/j.indmarman.2013.12.010

33. Schneider S., Spieth P., Clauss T. Business model innovation in the aviation industry. International Journal of Product Development. 2013;18(3–4):286–310. DOI: 10.1504/ijpd.2013.055010

34. Neuhofer B., Buhalis D., Ladkin A. Smart technologies for personalized experiences: a case study in the hospitality domain. Electronic Markets. 2015;25(3):243–254. DOI: 10.1007/s12525–015–0182–1


Дополнительные файлы

Для цитирования: Миголь Е.В. КОНЦЕПЦИЯ СОВМЕСТНОГО СОЗДАНИЯ ЦЕННОСТИ И ТРАНСФОРМАЦИЯ БИЗНЕСМОДЕЛИ: ОСОБЕННОСТИ КОМПАНИЙ, ОТЛИЧНЫХ ПО ТИПУ ПРОИЗВОДСТВА И ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ. Финансы: теория и практика/Finance: Theory and Practice. 2018;22(2):160-170. https://doi.org/10.26794/2587-5671-2018-22-2-160-170

For citation: Migol E.V. THE CONCEPT OF JOINT VALUE CREATION AND TRANSFORMATION OF THE BUSINESS MODEL: PECULIAR PROPERTIES OF COMPANIES DIFFERENT IN THE TYPE OF PRODUCTION AND ECONOMIC INTERACTION. Finance: Theory and Practice. 2018;22(2):160-170. (In Russ.) https://doi.org/10.26794/2587-5671-2018-22-2-160-170

Просмотров: 140

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2587-5671 (Print)
ISSN 2587-7089 (Online)