Направления налоговой политики России и возможность снижения налоговой нагрузки на отечественных производителей, ориентированных на внутренний рынок
https://doi.org/10.26794/2587-5671-2020-24-4-104-119
Аннотация
Актуальность темы исследования обусловлена ролью налоговой политики в условиях влияния внешних и внутренних долгосрочных факторов на замедление российской экономики. Цель исследования - обосновать меры по снижению налоговой нагрузки на производителей, ориентированных на внутренний рынок. В работе использованы методы статистического анализа, экономической статистики, включая расчет полных налоговых ставок, чувствительности налоговой нагрузки к динамике ВВП. В результате доказано, что увеличение налоговой нагрузки на труд и потребление, а также имеющееся соотношение между налоговой нагрузкой на капитал и труд препятствуют инвестициям в модернизацию производства и инновации, сдерживают экономический рост и социально-экономическое развитие России. Предлагаемые правительством меры по преодолению последствий от распространения новой коронавирусной инфекции не решают проблемы снижения налоговой нагрузки в среднесрочной и долгосрочной перспективах. Авторы делают вывод о необходимости снижения налоговой нагрузки на отечественных производителей, ориентированных на внутренний рынок, за счет введения специального статуса налогоплательщика.
Об авторах
И. С. БукинаРоссия
Ирина Сергеевна Букина — кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник.
Москва
Конфликт интересов: нет
А. И. Смирнов
Россия
Андрей Игоревич Смирнов — студент 2-го курса факультета экономики и финансов топливно-энергетического комплекса.
МоскваКонфликт интересов: нет
Список литературы
1. Barnichon R., Matthes C., Price D. A. Are the effects of fiscal policy asymmetric? Richmond Fed Economic Brief. 2017;(09). URL: https://www.richmondfed.org/-/media/richmondfedorg/publications/research/economic_brief/2017/pdf/eb_17-09.pdf
2. Kudrin A., Knobel A. Russian budget structure efficiency: Empirical study. Russian Journal of Economics. 2018;4(3);197-214. DOI: 10.3897/j.ruje.4.30163
3. Batini N., Eyraud L., Weber A. A simple method to compute fiscal multipliers. IMF Working Paper. 2014;(93). URL: https://www.imf.org/external/pubs/ft/wp/2014/wp1493.pdf
4. Molnar G., Soos G. D., Vilagi B. Fiscal policy and the business cycle. Financial and Economic Review. 2017;16(4):58-85. DOI: 10.25201/FER.16.4.5885
5. Auerbach A. J., Gorodnichenko Y. Fiscal multipliers in recessions and expansions. NBER Working Paper. 2011;(17447). URL: https://www.nber.org/papers/w17447.pdf
6. Michaillat P. Fiscal multipliers over the business cycle. CEP Discussion Papers. 2012;(1115). URL: http://cep.lse.ac.uk/pubs/download/dp1115.pdf
7. Borsi M. T. Fiscal multipliers across the credit cycle. Journal of Macroeconomics. 2018;56:135-151. DOI: 10.1016/j.jmacro.2018.01.004
8. Karras G. Macroeconomic effects of tax changes: Evidence from a sample of OECD countries. SPOUDAI Journal of Economics and Business. 2019;69(3):111-138.
9. Barro R. J., Redlick C. J. Macroeconomic effects from government purchases and taxes. The Quarterly Journal of Economics. 2011;126(1):51-102. DOI: 10.1093/qje/qjq002
10. Blanchard O., Perotti R. An empirical characterization of the dynamic effects of changes in government spending and taxes on output. The Quarterly Journal of Economics. 2002;117(4):1329-1368. DOI: 10.1162/003355302320935043
11. Perotti R. The effects of tax shocks on output: Not so large, but not small either. American Economic Journal: Economic Policy. 2012;4(2):214-237. DOI: 10.1257/pol.4.2.214
12. Romer C. D., Romer D. H. The macroeconomic effects of tax changes: Estimates based on a new measure of fiscal shocks. American Economic Review. 2010;100(3):763-801. DOI: 10.1257/aer.100.3.763
13. Lykova L. N. Tax burden in the Russian Federation: A comparative analysis point of view. Journal of Tax Reform. 2015;1(1):76-89. DOI: 10.15826/jtr.2015.1.1.005
14. Лыкова Л. Н. Возможности использования показателей СНС для оценок налогового бремени: доклад. М.: Ин-т экономики РАН; 2016. URL: https://inecon.org/docs/Lykova_paper_20160602.pdf
15. Government finance statistics manual 2014. Washington, DC: International Monetary Fund; 2014. 446 p. URL: https://www.imf.org/external/Pubs/FT/GFS/Manual/2014/gfsfinal.pdf (дата обращения: 06.03.2020).
16. Львов Д. С. Система национального дивиденда — планетарная модель XXI века. Экономическая наука современной России. 2001;(3):5-23.
17. Власов С. А., Дерюгина Е. Б. Фискальные мультипликаторы в России. Журнал Новой экономической ассоциации. 2018;(2):104-119.
18. Татаркин Д. А., Сидорова Е. Н., Трынов А. В. Оптимизация управления финансовыми потоками на основе оценки региональных мультипликативных эффектов. Экономика региона. 2015;(4):323-335. DOI: 10.17059/2015-4-25
19. Вотинов А. И., Елкина М. А. Фискальное стимулирование российской экономики: оценка в рамках простой DSGE-модели с фискальным блоком. Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. 2018;(5):83-96. DOI: 10.31107/2075-1990-2018-5-83-96
20. Громов А. Д. Влияние государственных расходов на экономический рост. Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. 2015;(4):62-71.
21. Букина И. С. Бюджетно-налоговая политика России в период замедления экономического роста и итоги 2018 г. Федерализм. 2019;(1):86-99.
Рецензия
Для цитирования:
Букина И.С., Смирнов А.И. Направления налоговой политики России и возможность снижения налоговой нагрузки на отечественных производителей, ориентированных на внутренний рынок. Финансы: теория и практика/Finance: Theory and Practice. 2020;24(4):104-119. https://doi.org/10.26794/2587-5671-2020-24-4-104-119
For citation:
Bukina I.S., Smirnov A.I. Tax Policy Directions in Russia and the Possibility of Reducing the Tax Burden on Domestic Producers Operating in the Home Market. Finance: Theory and Practice. 2020;24(4):104-119. https://doi.org/10.26794/2587-5671-2020-24-4-104-119