Направления совершенствования системы мониторинга государственных программ социально-экономического развития России


https://doi.org/10.26794/2587-5671-2020-24-5-112-127

Полный текст:


Аннотация

Актуальность исследования определена значимой ролью программно-целевого подхода (ПЦП) в решении приоритетных задач государства посредством постановки стратегических целей, аккумулирования финансовых ресурсов и оперативной координации деятельности ответственных исполнителей на федеральном, региональном и муниципальном уровнях управления государством. Цель исследования — выявить ключевые проблемы и направления совершенствования системы финансового мониторинга государственных программ социально-экономического развития России. Методологической основой исследования выступили системный, комплексный подходы к изучению социальных и финансово-экономических проблем, а также известные методы научного познания: выборка, группировка, сравнение, обобщение. Показано, что практика применения ПЦП в преодолении проблем российской экономики характеризуется наличием противоречий, требующих системного развития программно-целевого планирования, контроля, мониторинга. Исследование позволило актуализировать особую партнерскую модель контрольно-счетных институтов современного государства, ее роль в развитии процесса финансового мониторинга государственных программ и инструментов ПЦП в целом. Опираясь на практику отдельных субъектов Российской Федерации, авторы делают вывод о необходимости внедрять в деятельность контрольносчетных органов проектное управление, систему ключевых показателей эффективности, цифровизацию и преимущества удаленного (дистанционного) способа финансового контроля. При этом контрольно-счетные органы должны развивать не состязательную, а предупредительно-партнерскую модель мониторинга. Перспективу исследований данной тематики авторы видят в изучении следующих направлений: внедрение новых технологий встраивания контрольных инструментов в реализуемые в информационных системах процедуры объектов контроля; предупреждение нарушений в подконтрольной среде; оперативное реагирование на текущие проблемы и риски финансово-бюджетной сферы.


Об авторах

И. А. Езангина
Волгоградский государственный технический университет
Россия

Ирина Александровна Езангина — кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента и финансов производственных систем

Волгоград



О. С. Громышова
Волгоградский государственный технический университет
Россия

Ольга Сергеевна Громышова магистрант кафедры менеджмента и финансов производственных систем

Волгоград

 



Список литературы

1. Шмиголь Н.С. Повышение эффективности программного бюджетирования с учетом лучших зарубежных практик. Экономика. Налоги. Право. 2017;10(5):114–125.

2. Лукьянова А.А., Кононова Е. С. Применение международного опыта при реализации программно-целевого подхода в региональном социально-экономическом развитии (на примере Красноярского края). Вестник Сибирского государственного аэрокосмического университета имени академика М.Ф. Решетнева. 2016;17(1):241–246.

3. Лозицкая О.И., Воронина Н.Л. Аудит эффективности: важность и перспективы в рамках системы государственного финансового контроля. Финансы: теория и практика. 2020;24(2):82–91. DOI: 10.26794/2587–5671–2020–24–2–82–91

4. Reznichenko S., Shishkin V., Shichiyakh R., Smolentsev V. Theoretical and methodological foundations of the management by objectives for the regional socio-economic systems development. International Review of Management and Marketing. 2016;6(6S):90–94. URL: https://www.econjournals.com/index.php/irmm/article/view/2929/pdf

5. Истомин А.В., Селин В.С. Стратегия и возможности программно-целевого подхода в регулировании регионального экономического развития. Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2009;(3):25–36. URL: http://esc.vscc.ac.ru/article/93/full?_lang=ru

6. Добролюбова Е.И., Клочкова Е.Н., Южаков В.Н. Государственные программы в регионах: анализ практики и рекомендации. М.: Дело; 2016. 170 с.

7. Файберг Т.В. Развитие теория бюджетирования в сфере государственных (муниципальных) финансов. Baikal Research Journal. 2019;10(3):10. DOI: 10.17150/2411–6262.2019.10(3).10

8. Osipov V. The functional-target and program-target approaches: Comparative analysis. Eastern European Scientific Journal. 2015;(1):152–171. DOI: 10.12851/EESJ201501C07ART01

9. Дорофеев М. Л. Проблемы реализации программно-целевого метода бюджетных расходов в Российской Федерации. Вестник Удмуртского университета. Серия Экономика и право. 2020;30(1):13–21. DOI: 10.35634/2412–9593–2020–30–1–13–21

10. Федотова Г.В. Системные основы функционирования государственного контроля. Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2015;(20):44–55.

11. Громышова О.С., Езангина И.А., Жилина В.И., Шахбазян Е.М., Макарова Е.А. Совершенствование механизма программно-целевого управления территориальным развитием России (на примере Волгоградской области). Вестник Алтайской академии экономики и права. 2019;(10–1):39–45. DOI: 10.17513/vaael.743

12. Швец И.Ю., Швец Ю.Ю. Управление пространственным развитием региона. М.: ОнтоПринт; 2016. 399 с.

13. Езангина И.А., Громышова О.С., Чернова И.Л., Березовская В.Д., Ламан Ю.Н. Направления развития программно-целевого управления государственными финансами: зарубежный опыт и перспективы России. Финансовая экономика. 2019;(3):152–157.

14. Romanova T., Andreeva O., Sukhoveeva A., Kaptsova V. Targeting the principle implementation in the system of social support. International Journal of Economics and Business Administration. 2019;7(2):52–62. DOI: 10.35808/ijeba/370

15. Baryshnikova N., Sukhorukova A., Naidenkov V., Martynovich V., Mamrukova O. Targeted programming in the state system of economic regulation. International Journal of Engineering and Advanced Technology. 2019;8(4):36–39. URL: https://www.ijeat.org/wp-content/uploads/papers/v8i4/D6323048419.pdf

16. Сятчихин С.В., Шеломенцев А.Г. Многообразие и эволюция форм самоорганизация местных сообществ в сфере финансов. Экономика устойчивого развития. 2018;(4):271–277.

17. Бондаренко И.А. Аудит эффективности в Российской Федерации: недостатки и направления совершенствования. Финансовая экономика. 2019;(6):13–15.

18. Серкова К.Я. Система оценки качества реализации государственных программ. СПб: Культ-информ-пресс; 2019. 206 с.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Езангина И.А., Громышова О.С. Направления совершенствования системы мониторинга государственных программ социально-экономического развития России. Финансы: теория и практика/Finance: Theory and Practice. 2020;24(5):112-127. https://doi.org/10.26794/2587-5671-2020-24-5-112-127

For citation: Ezangina I.A., Gromyshova O.S. Directions for Improving the Monitoring System of State Programs of Socio-Economic Development of Russia. Finance: Theory and Practice. 2020;24(5):112-127. (In Russ.) https://doi.org/10.26794/2587-5671-2020-24-5-112-127

Просмотров: 52

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2587-5671 (Print)
ISSN 2587-7089 (Online)