БИЗНЕС-МОДЕЛЬ И ЕЕ РОЛЬ В РАЗРАБОТКЕ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ (АНАЛИЗ ЗАРУБЕЖНЫХ КОНЦЕПЦИЙ)
https://doi.org/10.26794/2587-5671-2017-21-4-126-137
Аннотация
В настоящее время среди первоочередных проблем общественно-экономического развития России и многих других стран стоит вопрос о разработке эффективной инновационной политики. Однако несмотря на предпринимаемые усилия, многим пока не удается решить его. В нашей стране, как и в целом ряде других государств, ученые и практики продолжают вести поиски результативных способов воздействия на микроэкономические субъекты, и в первую очередь на бизнес, которые бы вызвали адекватный ответ. Поэтому попытки выявить те структуры, влияние на которые обеспечило бы повышение инновационной активности коммерческих организаций, представляют не только теоретический, но и большой практический интерес. Анализу предложений зарубежных авторов по решению этого вопроса посвящена настоящая статья. В центре внимания исследуемых подходов иностранных ученых лежало признание бизнес-модели как специфического элемента коммерческих организаций, особенности которого следует непременно учитывать при разработке и реализации государственной инновационной политики в отношении бизнеса. В рамках общего критического анализа подходов автор обобщил и систематизировал имеющиеся взгляды на содержание бизнес-моделей, их типы и связи с инновациями в организациях. В настоящее время по данному вопросу в специальной литературе еще не сложилось однозначного понимания, что обращение к разным типам бизнес-моделей как обусловливающим разные источники инновационной активности в ответ на соответствующую государственную политику требует осмотрительного отношения и предварительного выяснения целого ряда дополнительных условий. К наиболее существенным из них относятся тип бизнес-модели, стабильность ее воспроизводства и положения на отраслевых рынках. Сделанные в статье выводы заставляют обратиться к новым важным направлениям теоретических исследований отечественной экономики, касающихся определения типов бизнес-моделей в разных экономических секторах, их устойчивости и разработки соответствующего государственного инновационного курса по отношению к ним. Вместе с тем эти выводы закладывают основы и для практических усилий по реализации инновационных стратегий, разработанных в отношении производств с разными типами бизнес-моделей.
Об авторе
Е. Л. МореваРоссия
Евгения Львовна Морева — кандидат экономических наук, доцент, заместитель директора Института промышленной политики и институционального развития Департамента корпоративных финансов
и корпоративного управления, Финансовый университет при Правительстве РФ.
Москва.
Список литературы
1. Amit R., Zott C. Value Creation in E-Business. Strategic Management Journal, 2001, vol. 22, no. 6–7, pp. 493–520.
2. Zott C., Amit R. The Fit Between Product Market Strategy and Business Model: Implications for Firm Performance. Strategic Management Journal, 2008, vol. 29, no. 1, pp. 1–26.
3. Slywotzky A. Value Migration: How to Think Several Moves Ahead of the Competition, Boston: Corporate Decisions, 1996, р. 1951 p.
4. Hounshell D. From the American System to Mass Production: 1800–1932 Baltimore: Johns Hopkins University Press, 1985
5. Baden-Fuller C., Mangematin V. Business models: A challenging agenda. Strategic Organization, 2013, vol. 11, no. 4, pp. 418–427.
6. Durand R., Paolella L. Category Stretching: Reorienting Research on Categories in Strategy, Entrepreneurship and Organization Theory, Journal of Management Studies, 2012, vol. 50, no. 6, pp. 1100–1123.
7. Baden-Fuller C., Haefliger S. Business models and technological innovation. Long Range Planning, 2013, no. 46, pp. 419–426.
8. Osterwalder A., Pigneur Y. Business model generation. Hoboken, NJ: John Wiley & Sons, 2010. 14 p.
9. Teece D. Business models, business strategy and innovation. Long Range Planning, 2010, no. 43 (2–3), pp. 172–194.
10. Shafer S., Smith H., Linder J. The Power of Business Models. Business Horizons, 2005, vol. 48, pp. 199–207.
11. Durand R., Vaara E. Causation, Counterfactuals and Competitive Advantage, Strategic Management Journal, 2009, no. 30, pp. 1245–1264.
12. Casadesus-Masanell R., Yoffee D. Wintel: Cooperation or Conflict, Management Science, 2007, no. 53, pp. 584–598.
13. Gordijn J. Value-based Requirements Engineering — Exploring Innovative e-Commerce Ideas. Amsterdam: Vrije Universiteit, 2002. 292 p.
14. Rumble R., Mangematin V. Business model implementation: The antecedents of multi-sidedness. In C. Baden-Fuller & V. Mangematin (Eds.), Business models and modelling. Advances in Strategic Management. Bingley, UK: Emerald Group Publishing Limited, 2015. 425 p.
15. Markides C. Research on Business Models: Challenges and Opportunities in C. Baden-Fuller & V. Mangematin (Eds.), Business models and modelling. Advances in Strategic Management. Bingley, UK: Emerald Group Publishing Limited, 2015. 425 p.
16. Gassmann O., Frankenberger K., Csik M. The Business Model Navigator: 55 Models That Will Revolutionise Your Business FT Press, 2014.
17. Hambrick and Fredrickson Are you sure you have a strategy? Academy ol Management Executive, 2001. vol. 15, no. 4, pp. 48–59.
18. Mitchell D., Coles C. The ultimate competitive advantage of continuing business model innovation. The Journal of Business Strategy, 2003, vol. 24 (5), pp. 15–24.
19. Morris M., Schindehutte M., Allen J. The entrepreneurs’ business model: Towards a unified perspective. Journal of Business Research, 2005, no. 58 (6), pp. 726–735.
20. Weill. P., Malone T., Lai R., D’Urso V., Herman G., Apel. T. Woemer. S. Do some business models perform better than others? MIT Sloan Research Paper, 2006, vol. 4615–6, pp. 7–17.
21. Chesbrough H. Open business models: How to thrive in the new innovation landscape. Harvard: Harvard Business School Press, 2006.
22. Vukanovic Z., Foreign Direct Investment Inflows Into the South East European Media Market, Media Business and Innovation, Springer International Publishing Switzerland, 2016.
23. Afuah A., Tucci C. Internet business models and strategies: Text and cases (4th ed.). New York: Irwin / McGraw-Hill, 2001.
24. Itami H., Nishino K. Killing two birds with one stone: Profit for now and learning for the future. Long Range Planning, 2010, no. 43 (2), pp. 364–369.
25. Dahan N. M., Doh J. P., Oetzel J., Yaziji M. (2010). Corporate-NGO collaboration: Co-creating new business models for developing markets. Long Range Planning, no. 43 (2), pp. 326–342.
26. Yunus M., Moingeon B., Lehmann-Ortega L. Building social business models: Lessons from the Grameen experience. Long Range Planning, 2010, no. 43(2), pp. 308–325.
27. Svejenova S., Planellas M., Vives L. An individual business model in the making: A chef’s quest for creative freedom. Long Range Planning, 2010, no. 43 (2), pp. 408–430.
28. Gudiksen S. Business Model Design Games: Rules and Procedures to Challenge Assumptions and Elicit Surprises. Creativity and Innovation Management, 2015, no. 24 (2).
29. Kavadias S., Ladas K., Loch Ch. The transformative business model, HBR, Oct‑01–16. URL: https://hbr.org/2016/10/the-transformative-business-model (accessed: 10.06.2017).
30. Casadesus-Masaness R., Ricart J. How to design a Winning Business Model HBR Jan-Feb, 2011. URL: https://hbr.org/2011/01/how-to-design-a-winning-business-model (accessed: 10.06.2017).
31. de Jong M., van Dijk M. Disrupting beliefs: A new approach to business-model innovation // McKinsey Quarterly July 2015, URL: http://www.mckinsey.com/business-functions/strategy-and-corporatefinance/our-insights/disrupting-beliefs-a-new-approach-to-business-model-innovation (accessed: 15.06.2017).
32. Osterwalder A., Pigneur Y., Tucci C. Clarifying business models: Origins, present, and future of the concept. Communications of the Association for Information Systems, 2005, no. 16 (1), pp. 24–35.
Рецензия
Для цитирования:
Морева Е.Л. БИЗНЕС-МОДЕЛЬ И ЕЕ РОЛЬ В РАЗРАБОТКЕ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ (АНАЛИЗ ЗАРУБЕЖНЫХ КОНЦЕПЦИЙ). Финансы: теория и практика/Finance: Theory and Practice. 2017;21(4):126-137. https://doi.org/10.26794/2587-5671-2017-21-4-126-137
For citation:
Moreva E.L. THE BUSINESS MODEL AND ITS ROLE IN THE DEVELOPMENT OF THE INNOVATION POLICY (ANALYSIS OF FOREIGN CONCEPTS). Finance: Theory and Practice. 2017;21(4):126-137. (In Russ.) https://doi.org/10.26794/2587-5671-2017-21-4-126-137