ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
На протяжении последних десятилетий происходит финансиализация мировой экономики, т. е. опережающее развитие финансовой системы по сравнению с другими секторами. Этот процесс замедлился, но не прекратился и после мирового финансового кризиса 2007–2009 гг. Однако в послекризисные годы он протекает на фоне перестройки структуры международной финансовой системы, изменения в ней роли и места развивающихся стран. Статья посвящена анализу современного этапа глобальной финансиализации и выявлению особенностей этого процесса в России. Используя межстрановые сопоставления, а также обширные данные финансовой статистики, показано, что российская экономика не полностью включена в данный тренд развития. Ни внутренний, ни внешний инвестиционный потенциал финансиализации не реализуются полностью вследствие несовершенства как институтов мобилизации финансовых ресурсов, так и институтов трансформации их в долгосрочные инвестиции. Внутри страны масштаб «финансиализации» экономического роста оценен как весьма ограниченный, вплоть до «дефинансиализации». Наблюдается преобладание банковского посредничества при явном недостатке развития небанковских секторов; при этом профицит ликвидности, накапливающийся в банковской системе с 2016 г., не приводит к существенному росту кредитования реального сектора. Корпоративные и государственные заимствования через финансовые рынки путем выпуска облигационных займов остаются на низком уровне. Отмечается недоиспользование и потенциала глобальной финансиализации, поскольку российские финансовые институты не вполне справляются с ролью трансмиссионного механизма между международными источниками финансовых ресурсов и спросом отечественной экономики на инвестиции, особенно в условиях санкций. Их неспособность воспользоваться для этой цели зарубежными финансовыми потоками, в отличие от Китая и Индии, стала одной из причин потери инвестиционной привлекательности национальной экономики. Результаты исследования доказывают, что недостаточная глубина и институциональная устойчивость российской финансовой системы накладывают серьезные ограничения на инвестиционный процесс, роль которого для выхода на новую траекторию устойчивого экономического роста трудно переоценить. Полезным для дальнейшего обсуждения представляется поиск путей преодоления этих ограничений совместными усилиями как участников национальных финансовых рынков, включая ключевые банки, так и финансовых регуляторов.
Предмет и цель. Парадокс современного состояния экономического образования заключается в том, что в основе многих положений, преподаваемых в вузах, находится теория, использование которой в недалеком историческом прошлом привело к системному кризису в развитии нашей страны. Таковой является марксистская теория трудовой стоимости, на основании которой деньги позиционируются как «всеобщий эквивалент». Отсутствие критического осмысления данной теории в современных условиях не просто может сыграть пагубную роль в развитии денежно-банковской системы страны, но фактически уже имеет негативные последствия. Отсюда актуальной задачей является показать «обоснованность», а точнее сказать, несостоятельность данной теории; причем не только для современного этапа развития рынка, но в ее изначальном состоянии. Именно такую цель преследует настоящая статья. Методология. Данное исследование является не сиюминутным экспромтом, а плодом многолетних размышлений автора над различными аспектами марксисткой теории, которая в своей окончательной форме была изложена К. Марксом в первом томе «Капитала». Поэтому данный источник послужил основным объектом исследования и, соответственно, цитирования в статье. Основополагающими методами исследования были диалектический, органической последовательности, а также ряд других общих и специальных научных методов. Результаты. Важнейший результат статьи заключается в критическом осмыслении марксисткой теории трудовой стоимости и позиционировании денег как «всеобщего эквивалента». Выводы. Марксистское понимание товара как единства потребительной и меновой стоимости является надуманным. В товарах и деньгах нет ничего общего, что давало бы возможность их сопоставлять между собой и осуществлять рыночные сделки как бы на эквивалентной основе; соответственно деньги нельзя позиционировать как «всеобщий эквивалент». Марксистское понимание сути денег, излагаемое во многих современных учебных курсах, должно быть преодолено. Однако такое преодоление должно произойти не путем директивного запрета или простого игнорирования марксисткой теории, которая ввиду ее особого характера имела и продолжает иметь почти гипнотический характер на умы многих экономистов, а путем научного анализа ее существа, чему призвана послужить данная статья.
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА
Реальный сектор отечественной экономики в условиях недоступности долгосрочных финансовых ресурсов не получает возможности активизировать инвестиционную деятельность. Структура источников инвестиций показывает определяющее значение в этом процессе банковской системы и бюджетного финансирования. Масштабные цели отечественной экономики, потребности новой индустриализации предполагают не только реализацию крупных инвестиционных проектов, но и использование новых подходов к денежно-кредитной политике, совершенствование базовых и комплементарных институтов финансирования реального сектора экономики. Мы считаем, что развитие именно комплементарных, т. е. дополняющих институтов, способно существенно повысить результативность инвестиционного развития. В статье в качестве такого рода институтов рассмотрены региональные банковские структуры и институты финансирования небанковского характера. Методический аппарат исследования составили институциональный анализ, структурный и динамический анализ данных Банка России, региональной статистики. Определено, что экономика России нуждается в расширении системы региональных институтов поддержки реального сектора экономики, в частности сети региональных банков и государственных структур. Их преимущества заключаются в способности учитывать специфику регионального бизнеса, проявлять знание клиентуры, гибкость, оперативность в принятии решений, индивидуальный подход, способность к установлению партнерских отношений, нейтрализации недостатков государственных институтов федерального уровня. Вместе с тем подтверждено, что в России происходит сокращение региональной банковской сети из-за ужесточения вводимых в действие нормативов и искажения условий конкуренции со стороны крупных банков. Выявлены эффекты низкой активности в сфере кредитования малого и среднего бизнеса, связанные с ограничением капитализации региональных банков, низкими темпами накопления капитала, ограниченностью доступа на рынок межбанковского кредитования и к системе рефинансирования ЦБ РФ. Определен комплементарный характер и дополняющая роль складывающейся системы государственных институтов финансирования реального сектора экономики. Отмечено, что на данный момент эти институты не обладают значительными ресурсами, слабо скоординированы и не имеют строгой системы показателей оценки их эффективности. Роль формирующейся в ряде промышленных регионов региональной инфраструктуры поддержки бизнеса оценена на основе данных Свердловской области как традиционного индустриального региона РФ.
Банковская система России по признаку территориального размещения действующих кредитных организаций включает в себя две крупные группы банков: региональные банки и банки, зарегистрированные в Москве и Московской области. Деятельности банков разных групп присущи определенные особенности. В связи с этим целью настоящего исследования является выявление, систематизация и критическая оценка современных тенденций развития региональных банков в России. В работе использованы методы анализа и синтеза, индукция и дедукция, метод сравнения, системный анализ, выборочное наблюдение. В результате анализа официальных данных Центрального банка Российской Федерации за 2007–2016 гг. было установлено, что тенденции сокращения количества действующих кредитных организаций присущи и региональным, и московским кредитным организациям; прибыль, полученная региональными банками, несопоставимо мала по сравнению с прибылью московских банков, однако подвержена существенно меньшей волатильности. Резко увеличивается разрыв между объемами кредитов в рублях, предоставленных кредитными организациями двух анализируемых групп: в течение всего периода (2007–2016 гг.) — кредитов нефинансовым организациям, с 2011 г. — кредитов физическим лицам. После 2012 г. объем кредитов, предоставленных нефинансовым организациям региональными банками в рублях, стабилизировался на уровне около 2000 млрд руб., в то время как соответствующий показатель кредитных организаций столичного региона замедлил рост в 2015–2016 гг. Начиная с 2009 г. резко увеличивается разрыв между объемом вложений в долговые ценные бумаги региональных банков и кредитных организаций Москвы и Московской области; отмечается высокая волатильность указанных вложений банков столичного региона. По объему вложений в долговые ценные бумаги лидируют кредитные организации Приволжского и Северо-Западного федеральных округов. Региональные банки ведут традиционный банковский бизнес, преимущественно осуществляя кредитование и размещая ограниченные средства в ценные бумаги сторонних эмитентов. Показатели региональных банков в разрезе федеральных округов существенно различаются.
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ
Статья посвящена вопросам вхождения территории Крыма и г. Севастополя в Российскую Федерацию. Дается оценка экономических эффектов политических шагов российского правительства по продвижению Крыма в экономическое и правовое пространство РФ. Предполагается, что связанноеnсо значительными инвестициями вхождение Крыма в состав Российской Федерации между тем стоит гораздо меньше перспектив Крыма оказаться в сюжетном экономическом и политическом развитии современной Украины. В статье рассмотрены политические последствия интеграции Крыма в состав России.nС точки зрения авторов, данная интеграция стала важным событием в мировой политике, существенно изменившим поле международных отношений и «правила игры». Показано, как крымские события изменили вектор развития российской политики в контексте внутригосударственной жизни и в рамках международного сообщества. Показано, что интеграция Крыма становится важной фигурой в российском политическом дискурсе, связывая между собой внешнюю и внутреннюю политику современной России. Это подчеркивает серьезность крымской повестки в общественном сознании. Присоединение Крыма и г. Севастополя в состав Российской Федерации позволило правящей элите современной России умело использовать открывшиеся возможности в интересах собственной легитимации. Отношение российских граждан и политических союзников России к присоединению Крыма напрямую будет зависеть от развития конфликта на юго-востоке Украины и ущерба, нанесенного экономике страны от западных санкций. В то же время возможность для полуострова избежать развития событий, происходящих на территории Украины, оказалась важнее «цены» экономического кризиса и сложностей вхождения в российское экономическое и правовое пространство.
Предмет. Дана оценка показателям субсидирования и кредитования предприятий АПК в 2006–2015 гг. Приведена структура современного механизма кредитования АПК РФ, выявлены общие черты и отличия льготного кредитования в разрезе краткосрочного и инвестиционного кредита. Цели. Комплексное авторское исследование системы субсидирования и кредитования предприятий АПК России, выявление преимуществ новых форм кредитования аграрного сектора, а также существующих концепций и подходов к решению проблемы финансовой поддержки АПК. Обоснование принципиально новых подходов доступа сельхозпроизводителей к кредитным ресурсам и предоставление возможности освоения новой техники и технологий в производстве конкурентоспособной продукции в условиях новой «волны» санкций США и стран Евросоюза. Методология. Исследование базируется на диалектическом подходе. При проведении исследования были использованы системный, институциональный подходы и статистические методы. Результаты. На основе анализа динамики кредитования АПК ОАО «Россельхозбанком» в 2006–2015 гг. по показателям объема, структуры, количеству кредитов, срокам и субъектам кредитования приведены предложения по изменению системы кредитования сельскохозяйственных организаций, индивидуальных форм хозяйствования и сельскохозяйственных потребительских кооперативов. Раскрыта поэлементная структура современного механизма кредитования АПК в рамках рыночной системы и государственного регулирования, а также выявлены общие черты и отличительные особенности условий льготного кредитования АПК по краткосрочному и инвестиционному кредитам. Выводы. Учитывая тот факт, что кредитованием сельского хозяйства в России в настоящее время занимаются в основном два банка с государственным участием: Россельхозбанк и Сбербанк РФ, в то время как в середине 2000-х гг. в системе кредитования сельхозпроизводителей с субсидированием процентной ставки участвовали свыше 200 российских коммерческих банков, необходимо расширить как перечень кредитных учреждений, так и ассортимент предлагаемых ими кредитных продуктов, учитывающих интересы всех форм хозяйствования на селе.
В современной теории финансов традиционные подходы к оценке эффективности инновационных проектов зачастую демонстрируют свою ограниченность, поскольку в большинстве своем предназначены для компаний, функционирующих в стабильных сферах бизнеса. В этой ситуации актуальной задачей является совершенствование методических подходов к оценке эффективности инновационных проектов венчурными фондами с применением новых методов оценки, использующихся в мировой практике. К числу таких методов относится метод реальных опционов. Анализируемая в данной статье проблема может быть сформулирована следующим образом: как венчурный фонд может оценить инвестиционный проект, имеющий высокую степень неопределенности. Предлагаемый авторами методический подход апробируется на реальном инновационном проекте в нефтехимической промышленности, реализуемом на территории России и финансируемом за счет средств венчурного фонда. Представлены результаты расчетов показателей оценки экономической эффективности инновационного проекта. Дана содержательная интерпретация полученных результатов. В соответствии со стандартным методом NPV во многих случаях проект не является эффективным для венчурного фонда и должен быть отвергнут. Однако если в стоимости проекта для венчурного фонда мы учтем стоимость составного колл-опциона, проект во многих случаях будет иметь положительную стоимость и получит финансирование. Стоимость составного колл-опциона увеличивает ценность инновационного проекта за счет учета фактора его поэтапной реализации и возможности прекратить финансирование в определенный момент времени. Иными словами, метод реальных опционов дает возможность учесть и количественно оценить управленческую гибкость при принятии решений менеджментом инновационного проекта о его дальнейшей реализации, что расширяет аналитические возможности финансистов-практиков и позволяет повысить точность оценки.
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА
Объектом внимания в данной статье являются доходность и эффективность банков в Республике Болгария. Предмет разработки фокусируется на влиянии размера кредитных организаций на их финансовые результаты. Цель исследования — выявить, существуют ли основания полагать, что эффект масштаба оказывает влияние на показатели прибыльности и эффективности, или такую зависимость может быть трудно установить. Исследование охватывает наблюдения процессов в банковском секторе страны на период 2007–2016 гг. При этом применяется коэффициентный анализ, причем используется система показателей, подобранных подходящим образом специально для этой цели. На основе анализа реальных эмпирических данных была установлена определенная зависимость между размерами банков в Болгарии и значениями их финансовых показателей. По результатам исследования можно сделать вывод, что крупные кредитные организации, используя действие эффекта масштаба, имеют возможность извлечь определенные преимущества в сравнении с меньшими по размеру банками. Таким образом, обосновывается идея, что путем дальнейшего укрупнения банковского сектора страны может быть достигнуто повышение его эффективности.
В статье рассматривается оценка влияния финансовой архитектуры на эффективность деятельности компаний европейского ритейла. В работе используется подход, основанный на комплексном анализе влияния компонентов финансовой архитектуры. Тестирование гипотез проводится на основе данных о публичных компаниях европейского ритейла, котирующихся на Лондонской фондовой бирже с 2004 по 2015 г. Для обоснования взаимосвязи финансовой архитектуры и показателей эффективности компании в работе анализируются следующие метрики: коэффициент рентабельности активов (ROA), отражающий доходность совокупных активов; Tobin Q, отражающий инвестиционную привлекательность компании; показатель стратегической эффективности EVA, отражающий экономическую прибыль компании (с учетом определения средневзвешенной стоимости капитала). С целью моделирования влияния финансовой архитектуры на эффективность компании в работе реализован метод панельных регрессий, позволяющий увеличить количество наблюдений, минимизировать коллинеарность между объясняющими переменными, увеличить эффективность полученных оценок. С целью получения прикладных выводов в работе были построены две модели: модель с фиксированными эффектами, позволяющая учесть дополнительные характеристики компании; модель со случайными эффектами, позволяющая минимизировать недостатки первой модели. Анализ показал, что финансовая архитектура компаний ритейла влияет на их стратегическую эффективность, выраженную через EVA, и эффективность, выраженную критерием Тобина, однако не влияет на такой балансовый показатель эффективности компании, как ROA. В результате данного исследования были выявлены детерминанты эффективности крупных европейских компаний сферы ритейла и реализована модель стратегической эффективности на основе концепции финансовой архитектуры.
В настоящее время в государствах — членах Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и в интеграционном объединении в целом наблюдается ухудшение основных макроэкономических показателей, в том числе в инвестиционной сфере. Проведенный анализ свидетельствует о снижении темпов экономического роста и уровня валового накопления, динамики показателей привлеченных текущих и накопленных ПИИ преобладающего большинства стран ЕАЭС, что обусловливает актуальность и необходимость поиска новых методологических и практических подходов для повышения эффективности интеграционных процессов. В связи с этим предлагается наряду с традиционными системным и институциональными подходами использовать концептуальный подход, базирующийся на формировании устойчивых конкурентных преимуществ (УКП) национальных экономик. В статье раскрыты содержание и критерии УКП, с использованием данной методологии выявлены факторы снижения инвестиционного сотрудничества стран интеграционного объединения, ключевые направления формирования УКП государств — членов ЕАЭС в инвестиционной сфере. На основе проведенного анализа инвестиционного и делового климата, гармонизации национальных законодательств, процесса формирования общего финансового рынка разработаны предложения по формированию УКП в инвестиционной сфере. При разработке теоретических и практических аспектов формирования УКП национальных экономик предлагается обеспечить поэтапный характер данного процесса, последовательный переход от использования ресурсных преимуществ к операционным конкурентным преимуществам, отражающим эффективность использования природных, человеческих ресурсов и капитала и позволяющим снижать издержки и повышать конкурентоспособность товаров и услуг. Более высокий уровень УКП обеспечивается путем перехода к инновационной экономике, позволяющей получать технологическую и интеллектуальную ренту, а также на основе использования стратегических конкурентных преимуществ, которые определяют позиционирование национальных экономик и интеграционных объединений в условиях гиперконкуренции в глобальной экономике, направление и траекторию их развития, а также кардинальные возможности преобразования ресурсных и операционных конкурентных преимуществ в устойчивые на основе синергетических эффектов, использования прорывных научно-технологических достижений. Предлагаемая этапность достижения УКП позволяет использовать данные методологические подходы для решения задач повышения конкурентоспособности национальных экономик и интеграционного объединений в целом. Показано, что при этом целесообразно исходить из следующих компонентов: приоритета национальных интересов над остальными уровнями конкурентной борьбы; расширения представления о факторах формирования УКП, включения в их состав не только показателей эффективности, но и критериев национальной и экономической безопасности.
В настоящее время среди первоочередных проблем общественно-экономического развития России и многих других стран стоит вопрос о разработке эффективной инновационной политики. Однако несмотря на предпринимаемые усилия, многим пока не удается решить его. В нашей стране, как и в целом ряде других государств, ученые и практики продолжают вести поиски результативных способов воздействия на микроэкономические субъекты, и в первую очередь на бизнес, которые бы вызвали адекватный ответ. Поэтому попытки выявить те структуры, влияние на которые обеспечило бы повышение инновационной активности коммерческих организаций, представляют не только теоретический, но и большой практический интерес. Анализу предложений зарубежных авторов по решению этого вопроса посвящена настоящая статья. В центре внимания исследуемых подходов иностранных ученых лежало признание бизнес-модели как специфического элемента коммерческих организаций, особенности которого следует непременно учитывать при разработке и реализации государственной инновационной политики в отношении бизнеса. В рамках общего критического анализа подходов автор обобщил и систематизировал имеющиеся взгляды на содержание бизнес-моделей, их типы и связи с инновациями в организациях. В настоящее время по данному вопросу в специальной литературе еще не сложилось однозначного понимания, что обращение к разным типам бизнес-моделей как обусловливающим разные источники инновационной активности в ответ на соответствующую государственную политику требует осмотрительного отношения и предварительного выяснения целого ряда дополнительных условий. К наиболее существенным из них относятся тип бизнес-модели, стабильность ее воспроизводства и положения на отраслевых рынках. Сделанные в статье выводы заставляют обратиться к новым важным направлениям теоретических исследований отечественной экономики, касающихся определения типов бизнес-моделей в разных экономических секторах, их устойчивости и разработки соответствующего государственного инновационного курса по отношению к ним. Вместе с тем эти выводы закладывают основы и для практических усилий по реализации инновационных стратегий, разработанных в отношении производств с разными типами бизнес-моделей.
НАЛОГИ И ФИНАНСЫ
Неоиндустриальное развитие экономики России требует наращивания нормы накопления основного капитала. Ключевым источником инвестиций выступают сбережения домохозяйств, одной из причин недоиспользования которых являются предпочтения населения инвестировать в недвижимое имущество. Сдача в аренду недвижимости приносит стабильный доход, который часто остается в теневом или неформальном секторе экономики и не подлежит налогообложению. Наличие такого дохода способствует сокращению предложения труда со стороны собственника, усилению имущественного неравенства, искажению инвестиционных решений. Это обусловливает актуальность использования налога на вмененные доходы от аренды недвижимости, разработка базовой конструкции которого и представляет собой цель данного исследования. В статье анализируется роль налогообложения как вмененных, так и фактических доходов от сдачи в аренду недвижимого имущества в бюджетной системе России за период 2006–2016 гг. и по федеральным округам. Оценивается потенциал использования вмененного налогообложения в интересах сокращения имущественного неравенства и легализации доходов физических лиц от сдачи в аренду недвижимости. Использованы методы экономического анализа и статистики, а также общенаучные приемы и методы исследования. Предложено увеличить налоговую нагрузку на жилую ренту путем введения в главу 23 Налогового кодекса РФ дополнительной статьи, устанавливающей порядок налогообложения вмененного дохода от аренды (найма) недвижимости, принадлежащей на праве собственности физическим лицам. Определены ключевые элементы конструкции налога. Предложены два варианта его администрирования. Выделены предпосылки введения налога на вмененную аренду в России. Даны рекомендации по расчету налоговой базы — вмененного чистого дохода. Введение налогообложения вмененного дохода от аренды недвижимости будет способствовать сокращению привлекательности инвестиций в недвижимость, переориентации сбережений населения на финансирование предпринимательской деятельности или инвестирование в реальный сектор экономики, легализации доходов от сдачи в аренду недвижимого имущества, повышению налоговых доходов региональных и муниципальных бюджетов, сокращению имущественного неравенства населения.
Статья посвящена проблеме формирования в процессе обучения студентов финансовой грамотности и налоговых компетенций, необходимых для функционирования развитого гражданского общества и определяющих финансовую и налоговую дисциплину будущих налогоплательщиков. В силу неизбежности налогов и их значимости для финансовой устойчивости государства, обосновывается необходимость ознакомления студентов в процессе обучения с основами налоговой системы государства, значением налогов для общества, налоговыми рисками и ответственностью налогоплательщиков за совершаемые действия. В качестве методов исследования предлагается проведение налогового эксперимента — опрос в студенческой аудитории о вариантах поведения студентов в области уплаты налогов до и после проведения ознакомительных занятий по определенной тематике. Проведено ранжирование студентов по склонности к риску и выявлены общие тенденции поведения будущих налогоплательщиков. Обсуждаются результаты по оценке эффективности различных видов образовательных технологий. Опросы проводились до и после проведения занятий в разных студенческих аудиториях. Оценивалась эффективность следующих методов обучения: лекций, семинарских занятий, деловых игр и выездных занятий в налоговых органах. На лекциях преподаватель рассказывал о разных налогах и налоговом контроле. На практических занятиях студенты разбирали элементы разных налогов. На деловых играх моделировались реальные ситуации уплаты или неуплаты налога и возможных санкций за это нарушение. В качестве выездных занятий использовались различные формы вовлечения студентов в практикоориентированную деятельность налоговых органов: посещение музея налоговой службы, встреча с работниками налоговых органов, участие в качестве понятых в следственных мероприятиях. Проведено ранжирование различных методов обучения по воздействию на налоговое самосознание будущих налогоплательщиков. Делается вывод о большей эффективности активных методов обучения, в результате которых готовность студентов платить налоги в полном объеме увеличивается более быстрыми темпами по сравнению с пассивными методами.
Система налоговых проверок при сложившемся уровне законодательного регулирования — это сформировавшийся самостоятельный правовой институт, и его глубокое изучение находится в сфере серьезного научного интереса. Цель. Целью исследования является разработка рекомендаций по совершенствованию процесса проведения налоговых проверок и повышения эффективности налогового контроля. Для достижения поставленной цели решены следующие задачи: дана оценка эффективности деятельности ИФНС России в сфере контроля; предложен комплекс мер по совершенствованию работы налоговых органов в сфере контроля за уплатой налогов и сборов. Методология. Методической основой данной статьи являются экономико-статистические методы анализа, нормативно-правовые документы в области обеспечения налогового контроля. Результаты. Рассмотрены основные аспекты планирования налоговых проверок и обоснована важность системного подхода при их проведении. Одним из основных элементов планирования контрольных мероприятий является отбор налогоплательщиков для проведения выездных проверок. Исследовано понятие налоговой культуры и предложены мероприятия для повышения ее уровня как со стороны налогоплательщиков, так и со стороны сотрудников налоговых инспекций. В частности, предложено проводить консультации и семинары, конкурсы среди инспекторов, разработать кодекс этики, обучать население. Обоснована важность учета стадии экономического цикла, на которой находится национальное хозяйство, при планировании контролирующей деятельности и ее осуществлении, поскольку состояние экономики накладывает серьезный отпечаток на поведение налогоплательщиков. Выводы/значимость. Изучение применения современных информационных технологий в системе налогового администрирования России показало, что в данном аспекте ФНС достигла достаточно высокого уровня и уже предоставляет пользователям большое число сервисов. Предложено разработать для повышения эффективности налогового контроля систему оценки налогоплательщиков по типу скорингов в банках, что позволит более качественно осуществлять процесс отбора субъектов для проведения налоговых проверок.
ПУБЛИКАЦИИ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ
Внедрение финансовых технологий в современных условиях оказывает существенное влияние на развитие компаний во всех отраслях экономики. Признанные финансовые авторитеты Российской Федерации и мировые эксперты сходятся во мнении, что финансовые институты всех стран в ближайшие годы кардинально изменятся. Компании, независимо от их размера, формы собственности и сферы деятельности вовлекаются в орбиту новых финансовых технологий, изменяется порядок ведения бизнеса. Правительственная программа 2017–2025 гг. «Цифровая экономика» становится новой точкой отсчета и своеобразным компасом в мире денежного обращения. В связи с внедрением финансовых технологий появляются новые, ранее не рассматриваемые риски, в дополнение к традиционным известным рискам. В статье приводятся примеры принципиально новых подходов к оценке рисков, подчеркивается усиление роли использования объемных массивов данных. Автор рассматривает область новых неохваченных рисков развития компаний, определяет понятия и систематизирует такие риски на макро- и микроуровнях, проводит их сравнительный анализ. В исследовании сравниваются подходы к оценке рисков авторитетных международных экспертных организаций, таких как Всемирный экономический форум, Комитет по организации Комиссии Тредвея (COSO ERM), ведущие международные консалтинговые компании, Банк России. В ранее опубликованных работах другие авторы ограничивались только перечнем новых рисков без разработки конкретных критериев их оценки, подчеркивая в то же время огромный практический потенциал использования таких конкретных критериев оценки. В статье на основании анализа признаков неохваченных рисков развития компаний в условиях внедрения финансовых технологий автор предлагает свое видение признаков классификации критериев оценки и вариант рабочей классификации критериев оценки двух из важнейших неохваченных рисков развития компаний: риска кибербезопасности и риска от использования технологии IoT (Интернет вещей). Под критериями оценки понимается вербальное описание их последствий и «качественное» оценивание вероятностей без перевода в количественные показатели. Эксперты на практике могут использовать данную классификацию с дальнейшим присвоением удельных весов на основании экспертной оценки рисков.
ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ
Предмет. Изыскания и научные форумы, связанные с проблематикой комплексного теоретико-методологического осмысления в постсоветском периоде социально ориентированных оснований феномена рыночного хозяйства, являются наиболее приоритетными для значительной части ученых Финансового университета. Рассматриваются сущностные, методологические и теоретические проблемы, лежащие в основании данного феномена в контексте результатов исследований, выполненных участниками проведенной Финансового университетом совместно с Кубанским госуниверситетом V Международной научно-практической конференции «Феномен рыночного хозяйства: от истоков до наших дней». Особое внимание уделено анализу дискуссионных историко-экономических, институциональных, воспроизводственных и трансформационных аспектов феномена рыночной системы хозяйствования. Цели. Исследование широкого спектра актуальных дискуссионных методологических и теоретических проблем феномена рыночного хозяйства. Выявление в современном мейнстриме научных знаний в области теоретической экономики «узких» мест. Обоснование подлежащих преодолению научно-практическим сообществом сфер «бессилия рыночных механизмов». Методология. Исследование базируется на историко-экономическом подходе, использовании методов эволюционного и междисциплинарного аналитического инструментария. Результаты. Вопреки перманентным попыткам отечественных и зарубежных ученых-экономистов концептуально обосновать безальтернативный характер рыночной организации экономики, нынешние теоретические концепции экономического роста все еще не превратились в прикладные инструменты рыночного хозяйства и экономической политики. Как показывают проведенные исследования, единственным субъектом, способным осуществить переход экономики России на новый технологический уклад, остается способное проявить инвестиционную активность государство.Выводы. Ключевая задача современного научного экономического сообщества России состоит в обосновании таких социально ориентированных теоретических и реформаторских программ регулирования рыночной экономики, которые бы обеспечили совершенствование практики хозяйствования, способствовать бескризисному, эффективному и поступательному социально-экономическому развитию. Поскольку государственные инвестиции ввиду объективно присущих им больших системных ограничений способны обеспечить лишь точечные прорывы, а не комплексное социально-экономическое развитие страны, постольку развитие инвестиционной активности российского предпринимательского сектора должно обрести статус главного драйвера экономического развития.
ISSN 2587-7089 (Online)