ПОВЫШЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СТУДЕНТОВ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ НАЛОГОВЫХ ЭКСПЕРИМЕНТОВ


https://doi.org/10.26794/2587-5671-2017-21-4-150-159

Полный текст:


Аннотация

Статья посвящена проблеме формирования в процессе обучения студентов финансовой грамотности и налоговых компетенций, необходимых для функционирования развитого гражданского общества и определяющих финансовую и налоговую дисциплину будущих налогоплательщиков. В силу неизбежности налогов и их значимости для финансовой устойчивости государства, обосновывается необходимость ознакомления студентов в процессе обучения с основами налоговой системы государства, значением налогов для общества, налоговыми рисками и ответственностью налогоплательщиков за совершаемые действия. В качестве методов исследования предлагается проведение налогового эксперимента — опрос в студенческой аудитории о вариантах поведения студентов в области уплаты налогов до и после проведения ознакомительных занятий по определенной тематике. Проведено ранжирование студентов по склонности к риску и выявлены общие тенденции поведения будущих налогоплательщиков. Обсуждаются результаты по оценке эффективности различных видов образовательных технологий. Опросы проводились до и после проведения занятий в разных студенческих аудиториях. Оценивалась эффективность следующих методов обучения: лекций, семинарских занятий, деловых игр и выездных занятий в налоговых органах. На лекциях преподаватель рассказывал о разных налогах и налоговом контроле. На практических занятиях студенты разбирали элементы разных налогов. На деловых играх моделировались реальные ситуации уплаты или неуплаты налога и возможных санкций за это нарушение. В качестве выездных занятий использовались различные формы вовлечения студентов в практикоориентированную деятельность налоговых органов: посещение музея налоговой службы, встреча с работниками налоговых органов, участие в качестве понятых в следственных мероприятиях. Проведено ранжирование различных методов обучения по воздействию на налоговое самосознание будущих налогоплательщиков. Делается вывод о большей эффективности активных методов обучения, в результате которых готовность студентов платить налоги в полном объеме увеличивается более быстрыми темпами по сравнению с пассивными методами.


Об авторах

И. А. Майбуров
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина.
Россия

Игорь Анатольевич Майбуров — доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой финансового и налогового менеджмента, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, Екатеринбург, Россия. Главный научный сотрудник кафедры «Финансы и кредит», Дальневосточный федеральный университет.

Владивосток.



Ю. В. Леонтьева
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина.
Россия

Юлия Владимировна Леонтьева — кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры финансового и налогового менеджмента, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина.

Екатеринбург.



Список литературы

1. Smith V. L. Papers in Experimental Economics. New York, Cambridge: University Press, 1991. 795 p.

2. Kireyenko A. P. Methods of Investigating Taxation in Today´s Foreign Literature. Journal of Tax Reform, 2015, vol. 1, no. 2–3, pp. 209–228.

3. Libby R., Bloomfield R. J., Nelson M. W. Experimental Research in Financial Accounting. Accounting, Organizations and Society, 2002, no. 27, pp. 775–810.

4. Freidland N., Maital S., Rutenberg A. A Simulation Study of Income Tax Evasion. Journal of Public Economics, 1978, no. 10, pp. 107–116.

5. Spicer M. W., Becker L. A. Fiscal Inequity and Tax Evasion: An Experimental Approach. National Tax Journal, 1980, no. 33 (2), pp. 171–176.

6. Webley P. Audit Probabilities and Tax Evasion in a Business Simulation. Economics Letters, 1987, no. 25, pp. 267–270.

7. Devereux M. P., Freeman H. The impact of tax on foreign direct in-vestment: empirical evidence and the implication for tax integration schemes. International Tax and Public Finance, 1995, vol. 2, pp. 85–106.

8. Bosco L., Mittone L. Tax Evasion and Moral Constraints: Some experimental evidence. Kyklos, 1997, vol. 50, iss. 3, pp. 297–324.

9. Trivedi V. U., Shehata M., Lynn B. Impact of Personal and Situational Factors on Taxpayer Compliance: An experimental analysis. Journal of Business Ethics, 2013, no. 47 (3), pp. 175–197.

10. Mayburov I., Leontieva Y. Effectiveness of teaching methods aimed at improving students’ tax literacy / Proceedings of the 11th International Technology, Education and Development Conference. Valencia, 2017, рp. 3102–3108.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Майбуров И.А., Леонтьева Ю.В. ПОВЫШЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СТУДЕНТОВ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ НАЛОГОВЫХ ЭКСПЕРИМЕНТОВ. Финансы: теория и практика/Finance: Theory and Practice. 2017;21(4):150-159. https://doi.org/10.26794/2587-5671-2017-21-4-150-159

For citation: Maiburov I.A., Leont’eva Y.V. IMPROVING THE FINANCIAL LITERACY OF STUDENTS BY USING TAX EXPERIMENTS IN THE EDUCATIONAL PROCESS. Finance: Theory and Practice. 2017;21(4):150-159. (In Russ.) https://doi.org/10.26794/2587-5671-2017-21-4-150-159

Просмотров: 158

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2587-5671 (Print)
ISSN 2587-7089 (Online)