Preview

Финансы: теория и практика/Finance: Theory and Practice

Расширенный поиск

Доверие как основа партнерского взаимодействия малых предприятий и банков

https://doi.org/10.26794/2587-5671-2021-25-2-96-113

Полный текст:

Аннотация

В исследовании затронуты две группы проблем, существенно влияющих на развитие российской экономики. Первая из них — создание условий для расширения и становления малого бизнеса, что, в частности, является приоритетным направлением одного из национальных проектов. Вторая проблема — налаживание отношений межфирменного доверия в отечественной бизнес-среде, что востребовано различными сферами экономики и стало, к примеру, доминантой Петербургского международного экономического форума. Отсюда цель работы — формирование на основе отношений доверия модели взаимодействия малых предприятий и банков, облегчающей получение заемных средств. Объект исследования — межкорпоративное доверие, а предмет — совершенствование взаимоотношений малых предприятий и банков на основе доверия. Методологической основой исследования стал интегральный подход, объединивший как институциональные и социологические взгляды на феномен доверия, так и традиционный экономический анализ взаимоотношений банков со своими клиентами — малыми предприятиями. Проведенный анализ показал, с одной стороны, сложности взаимоотношений банков и малых предприятий, а с другой — перспективность данных клиентов для банков. Также продемонстрирована роль межфирменного доверия как инструмента налаживания устойчивых взаимовыгодных контактов рассматриваемых субъектов. Сделан вывод, что модель партнерского взаимодействия малых предприятий и банков, опирающаяся на налаживание отношений доверия сторон, позволит активизировать инвестиционные процессы в малом бизнесе и будет способствовать его развитию. Представлены организационные решения по налаживанию практической работы предложенной модели.

Об авторе

Д. А. Жданов
Центральный экономико-математический институт РАН; РАНХ и ГС при Президенте РФ
Россия

Дмитрий Алексеевич Жданов — доктор экономических наук, ведущий научный сотрудник, Центральный экономико-математический институт РАН; профессор кафедры корпоративного управления Факультета «Высшая школа корпоративного управления», РАНХ и ГС при Президенте РФ

Москва



Список литературы

1. Девяткина М., Дергачев В. Большинство россиян заявили о невозможности честного бизнеса в России. РБК. 20.02.2019. URL: https://www.rbc.ru/politics/20/02/2019/5c6c1dd09a79477ebc9646f4 (дата обращения: 25.12.2020).

2. Веселов Ю.В., Липатов А.А. Доверие в организации: методологические основания исследования в экономике, социологии и менеджменте. Российский журнал менеджмента. 2015;13(4):85–104.

3. Furlong D. The conceptualization of “trust” in economic thought. Brighton: Institute of Development Studies, University of Sussex; 1996. 21 р. URL: https://www.ids.ac.uk/download.php?file=files/Wp35.pdf

4. Granovetter M. Business groups and social organization. In: Smelser N., Swedberg R., eds. Handbook of economic sociology. 2nd ed. New York: Russell Sage Foundation; Princeton, Oxford: Princeton University Press; 2005:429–450.

5. Фукуяма Ф. Доверие. Социальные добродетели и путь к процветанию. Пер. с англ. М.: ACT; Ермак; 2004. 730 c.

6. Тамбовцев В. Л. Категория доверия в исследованиях менеджмента. Российский журнал менеджмента. 2018;16(4):577–600. DOI: 10.21638/spbu18.2018.406

7. Fink M., Harms R., Möllering G. Introduction: A strategy for overcoming the definitional struggle. The International Journal of Entrepreneurship and Innovation. 2010;11(2):101–105. DOI: 10.5367/000000010791291839

8. Dunning D., Fetchenhauer D. Understanding the psychology of trust. In: Dunning D., ed. Social motivation. New York: Psychology Press; 2011:147–169. (Frontiers of Social Psychology).

9. Moorman C., Zaltman G., Deshpande R. Relationships between providers and users of market research: The dynamics of trust within and between organizations. Journal of Marketing Research. 1992;29(3):314–328. DOI: 10.2307/3172742

10. Найт Ф.Х. Риск, неопределенность и прибыль. Пер. с англ. М.: Дело; 2003. 395 с.

11. Fink M., Kessler A. Cooperation, trust and performance — Empirical results from three countries. British Journal of Management. 2010;21(2):469–483. DOI: 10.1111/j.1467–8551.2009.00647.x

12. -Lombard M., Mpinganjira M., Svensson G. Antecedents and outcomes of satisfaction in buyer-supplier relationships in South Africa: A replication study. South African Journal of Economic and Management Sciences. 2017;20(1):1497. DOI: 10.4102/sajems.v20i1.1497

13. Ha H.-Y. Exploring the effects of trust and its outcomes in B 2B relationship stages: A longitudinal study. Sustainability. 2020;12(23):9937. DOI: 10.3390/su12239937

14. Mingione M., Leoni L. Blurring B 2C and B 2B boundaries: Corporate brand value co-creation in B 2B 2C markets. Journal of Marketing Management. 2020;36(1–2):72–99. DOI: 10.1080/0267257X.2019.1694566

15. Høgevold N., Svensson G., Roberts-Lombard М. Antecedents and postcedents of satisfaction in sellerbusiness relationships: Positive and negative alter egos. European Business Review. 2020;32. (In print). DOI: 10.1108/EBR-04–2020–0108

16. Yim D.-S. The relationship among justice recognition, brand asset value, trust, relation commitment and long-term orientation. The Journal of Distribution Science. 2017;15(1):95–104. (In Korean). DOI: 10.15722/jds.15.1.201701.95

17. Лаврушин О. И., Соколинская Н. Э. Факторное влияние на доверие к банкам со стороны клиентов в условиях неопределенности. Финансовые рынки и банки. 2020;(2):95–100.

18. Ndubisi N. O., Nataraajan R. Marketing relationships in the new millennium B 2B sector. Psychology & Marketing. 2016;33(4):227–231. DOI: 10.1002/mar.20871

19. О’Шонесси Дж. Конкурентный маркетинг: стратегический подход. Пер. с англ. СПб.: Питер; 2002. 864 с.

20. Morgan R. M., Hunt S. D. The commitment-trust theory of relationship marketing. Journal of Marketing.1994;58(3):20–38. DOI: 10.1177/002224299405800302

21. Lee H., Yi H.-T., Son M. The effect of relationship incompatibility on relationship termination intention in B 2B transaction. The Journal of Distribution Science. 2020;18(4):51–60. DOI: 10.15722/jds.18.4.20204.51

22. Егорова Н. Е., Королева Е. А. Кредитование субъектов российского малого бизнеса: трансформация традиционной банковской модели в партнерскую. Экономический журнал Высшей школы экономики. 2020;24(2):191–214. DOI: 10.17323/1813–8691–2020–24–2–191–214

23. K., Kozłowski Ł., Strucinski A. SMEs and their bank choices: Trust-related factors or economic calculations? International Journal of Emerging Markets. 2020. (In print). DOI: 10.1108/IJOEM-11–2019–0928

24. Позняков В.П., Вавакина Т.С. Деловое партнерство как одна из форм деловой активности предпринимателей. Знание. Понимание. Умение. 2009;(4):36–43.

25. Berlon D. Bankers, meet your customers. Gallup. June 04, 2009. URL: http://businessjournal.gallup.com/ content/120731/bankers-meet-customers.aspx (дата обращения: 20.11.2020).

26. Ruckman M. The relationship — Centric Bank. Senteo. URL: http://www.senteo.net/knowledge/articles/the-relationship-centric-bank/ (дата обращения: 20.11.2020).

27. Дементьев В.Е., Евсюков С.Г., Устюжанина Е.В. Гибридные формы организации бизнеса: к вопросу об анализе межфирменных взаимодействий. Российский журнал менеджмента. 2017;15(1):89–122. DOI: 10.21638/11701/spbu18.2017.105

28. Петров Е. Банковская экосистема. Банки строят вокруг своих брендов экосистемы в надежде избежать краха. dp.ru. 18.06.2019. URL: https://www.dp.ru/a/2019/06/17/Bankovskaja_jekosistema (дата обращения: 20.11.2020).

29. Клейнер Г.Б., Рыбачук М.А., Карпинская В.А. Развитие экосистем в финансовом секторе России. Управленец. 2020;11(4):2–15. DOI: 10.29141/2218–5003–2020–11–4–1

30. Pidun U., Reeves M., Schüssler M. Do you need a business ecosystem? Boston Consulting Group. Sept. 27, 2019. URL: https://www.bcg.com/ru-ru/publications/2019/do-you-need-business-ecosystem (дата обращения: 05.12.2020).

31. Жданов Д. А. Выбор работ для передачи на аутсорсинг: инструменты оценки. Управленческие науки. 2020;10(1):6–21. DOI: 10.26794/2404–022X-2020–10–1–6–21

32. Melewar T. C., Foroudi P., Gupta S., Kitchen P. J., Foroudi M. M. Integrating identity, strategy and communications for trust, loyalty and commitment. European Journal of Marketing. 2017;51(3):572–604. DOI: 10.1108/EJM-08–2015–0616

33. Gruber S. Personal trust and system trust in the sharing economy: A comparison of communityand platformbased models. Frontiers in Psychology. 2020;11. DOI: 10.3389/fpsyg.2020.581299

34. Де Феникс Р., Певерелли Р. Финансовые услуги: Перезагрузка. Пер. с англ. М.: Манн, Иванов и Фербер; 2012. 384 с.

35. Егорова Н. Е., Королева Е. А. Методы повышения уровня доверия как основа согласования экономических интересов малого промышленного бизнеса и банков. Теория и практика институциональных преобразований в России. 2018;(42):144–155. URL: http://www.cemi.rssi.ru/publication/sborniki/erznkyan/yerz-vyp42.pdf


Для цитирования:


Жданов Д.А. Доверие как основа партнерского взаимодействия малых предприятий и банков. Финансы: теория и практика/Finance: Theory and Practice. 2021;25(2):96-113. https://doi.org/10.26794/2587-5671-2021-25-2-96-113

For citation:


Zhdanov D.A. Trust as the basis of Partnership between small Enterprises and banks. Finance: Theory and Practice. 2021;25(2):96-113. https://doi.org/10.26794/2587-5671-2021-25-2-96-113

Просмотров: 41


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2587-5671 (Print)
ISSN 2587-7089 (Online)