Preview

Финансы: теория и практика/Finance: Theory and Practice

Расширенный поиск

Цифровизация финансовой деятельности платформенных компаний: конкурентный потенциал и социальные последствия

https://doi.org/10.26794/2587-5671-2021-25-2-114-127

Полный текст:

Аннотация

Цель исследования — выявление характеристик платформенных компаний и входящих в них цифровых платформ как новых механизмов конкуренции и социальных трансформаций в мировой экономике. Актуальность статьи определена востребованностью опыта зарубежных платформенных компаний как основных бизнес-моделей конкурентного развития экономики. Использованы методы: теоретического анализа научных публикаций (анализ, синтез, обобщение); дедукции как процедуры перехода от общего к частному; анализа структуры влияния платформенных компаний на стратегии конкурентной борьбы с выделением различий между платформенной и линейной моделями ведения бизнеса; определения влияния платформенных компаний на конкуренцию в среде оффлайн-партнеров; выявления конкуренции между платформенными компаниями и внутри них; выделения аспектов социальных последствий функционирования платформ и платформенных компаний. Базой исследования являются работы отечественных и зарубежных авторов, посвященные анализу развития платформенных компаний и оценке социальных последствий данных процессов, а также опыт взаимодействия авторов статьи с разработчиками цифровых платформ. Научная новизна статьи: проанализирован широкий спектр инструментов конкурентной борьбы, выгодно отличающих платформенный подход к ведению современного бизнеса от линейного. Результаты анализа позволили сформировать модель экосистемы конкуренции в платформенной экономике. Сделан вывод, что основой конкурентного успеха платформенных компаний является их способность к масштабированию деятельности (как следствия оптимизации разного рода активов), минимизации издержек с помощью вовлечения внешних пользователей в процесс создания добавленной стоимости, межплатформенная кооперация. Авторы рекомендуют российским хозяйствующим субъектам использовать опыт зарубежных платформенных компаний для получения конкурентных преимуществ не только в российском IT-секторе, но и за его пределами. Особенно важными являются: децентрализация процедур контроля качества, создание новых рынков сбыта, сбор и обработка больших массивов данных, разработка стратегий выхода на рынки в качестве поставщиков и подрядчиков, диверсификация деятельности на этапе привлечения инвестиций, социальное конструирование.

Об авторах

В. П. Бауэр
Финансовый университет
Россия

Владимир Петрович Бауэр — доктор экономических наук, доцент, старший научный сотрудник центра мониторинга и оценки экономической безопасности института экономической политики и проблем экономической безопасности Департамента экономической безопасности и управления рисками Факультета экономики и бизнеса

Москва



В. В. Еремин
Финансовый университет
Россия

Владимир Владимирович Ерёмин — кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник центра мониторинга и оценки экономической безопасности института экономической политики и проблем экономической безопасности Департамента экономической безопасности и управления рисками Факультета экономики и бизнеса

Москва



М. В. Рыжкова
Национальный исследовательский Томский государственный университет
Россия

Марина Вячеславовна Рыжкова — доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры экономики, профессор Школы инженерного предпринимательства

Томск



Список литературы

1. Котлер Ф., Джайн Д.К., Мэйсинси С. Маневры маркетинга. Современные подходы к прибыли, росту и обновлению. Пер. с англ. М.: Олимп-Бизнес; 2003. 224 с.

2. Бодягин О.В., Баланова М.М. Особенности интернационализации платформенных компаний в контексте классических теорий международного бизнеса. Финансовые исследования. 2019;(2):134–142.

3. Evans D.S., Hagiu A., Schmalensee R. Invisible engines: How software platforms drive innovation and transform industries. Cambridge, MA: The MIT Press; 2008. 395 p.

4. Срничек Н. Капитализм платформ. Пер. с англ. М.: Изд. дом Высшей школы экономики; 2019. 128 с.

5. Кравченко Н.А., Маркова В.Д., ред. Вызовы цифровой трансформации и бизнес высоких технологий. Новосибирск: ИЭОПП СО РАН; 2019. 352 с. DOI: 10.36264/CHALLENGES2019KNA

6. Паркер Дж., Ван Альстин М., Чаудари С. Революция платформ. Как сетевые рынки меняют экономику — и как заставить их работать на вас. Пер. с англ. М.: Манн, Иванов и Фербер; 2017. 304 с.

7. Graeber D. Debt: The first 5,000 years. Oxford, New York: Melville House; 2011. 544 p.

8. Dyer-Witheford N. Cyber-proletariat: Global labour in the digital vortex. London: Pluto Press; 2015. 240 p. (Digital Barricades: Interventions in Digital Culture and Politics).

9. Моазед А., Джонсон Н. Платформа: Практическое применение революционной бизнес-модели. Пер. с англ. М.: Альпина Паблишер; 2019. 288 с.

10. Eferin Y., Hohlov Y., Rossotto C. Digital platforms in Russia: competition between national and foreign multi-sided platforms stimulates growth and innovation. Digital Policy, Regulation and Governance. 2019;21(2):129–145. DOI: 10.1108/DPRG-11–2018–0065

11. Еремин В.В., Бауэр В.П., Райков А.Н. Управление конкурентоспособностью в системе цифровых платформ. Проблемы управления. 2020;(4):27–40. DOI: 10.25728/pu.2020.4.3

12. Тарануха Ю.В. Конкуренция и конкурентоспособность. М.: Русайнс; 2017. 335 с.

13. Шумпетер Й. Теория экономического развития: Исследование предпринимательской прибыли, капитала, кредита, процента и цикла конъюнктуры. Пер. с нем. М.: Прогресс; 1982. 455 с.

14. Светуньков С.Г. Теория многоуровневой конкуренции. М.: Ленанд; 2019. 302 с.

15. Меткалф Б. Закон Меткалфа сорок лет спустя после рождения Ethernet. Открытые системы. СУБД. 2014;(1):44–47.

16. Rochet J.-C., Tirole J. Cooperation among competitors: Some economics of payment card associations. The Rand Journal of Economics. 2002;33(4):549–570. DOI: 10.2307/3087474

17. Степнов И.М., Ковальчук Ю.А. Цифровые платформы как новый экономический агент в открытой модели экономики. Друкеровский вестник. 2019;(2):5–13. DOI: 10.17213/2312–6469–2019–2–5–13

18. Тиль П. От нуля к единице. Как создать стартап, который изменит будущее. Пер. с англ. М.: Альпина Паблишер; 2019. 192 с.

19. Нуреев Р.М., Карапаев О.В. Три этапа становления цифровой экономики. Journal of Economic Regulation. 2019;10(2):6–27. DOI: 10.17835/2078–5429.2019.10.2.006–027

20. Kilpatrick D. The Facebook effect: The inside story of the company that is connecting the world. New York: Simon and Shuster; 2010. 384 p.

21. Parker G., Van Alstyne M. Two-sided network effects: A theory of information product design. Management Science. 2005;51(10):1494–1504. DOI: 10.1287/mnsc.1050.0400

22. Шнепс-Шнеппе М.А. Телекоммуникации Пентагона: цифровая трансформация и киберзащита. М.: Горячая линия-Телеком; 2019. 272 с.

23. Evans P. C., Gawer A. The rise of the platform enterprise: A global survey. New York: The Center for Global Enterprise. 2016. 30 p. URL: https://www.thecge.net/app/uploads/2016/01/PDF-WEB-Platform-Survey_01_12.pdf


Для цитирования:


Бауэр В.П., Еремин В.В., Рыжкова М.В. Цифровизация финансовой деятельности платформенных компаний: конкурентный потенциал и социальные последствия. Финансы: теория и практика/Finance: Theory and Practice. 2021;25(2):114-127. https://doi.org/10.26794/2587-5671-2021-25-2-114-127

For citation:


Bauer V.P., Eremin V.V., Ryzhkova M.V. Digitalization of the Financial Activities of Platform Companies: Competitive Potential and social Impact. Finance: Theory and Practice. 2021;25(2):114-127. https://doi.org/10.26794/2587-5671-2021-25-2-114-127

Просмотров: 156


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2587-5671 (Print)
ISSN 2587-7089 (Online)