Влияние цифровизации бизнеса на финансовые показатели российских компаний
https://doi.org/10.26794/2587-5671-2021-25-2-128-142
Аннотация
Цифровизация является для России одной из наиболее актуальных проблем, она необходима компаниям для получения конкурентных преимуществ, повышения их эффективности и улучшения бизнес-показателей. Цель исследования — выявить зависимость между финансовыми показателями российских компаний и степенью цифровизации их бизнес-процессов. В качестве основного финансового показателя выбрана операционная прибыль, которая отражает результаты текущей основной деятельности компаний. Для расчета индекса цифровизации взяты информационные данные компании McKinsey на основе шести измерений: цифровой маркетинг, опыт работы с цифровыми продуктами, электронная коммерция, электронное управление взаимоотношениями с клиентами (E-CRM), социальные сети. В качестве метода исследования для тестирования выдвинутых гипотез использован регрессионный анализ данных 482 компаний из 20 отраслей за период 2017–2019 гг. В результате исследования выявлено, что индекс цифровизации положительно влияет на операционную эффективность компаний, однако степень влияния разная в зависимости от индустрии, возраста и размера предприятия. Сделан вывод, что наибольший эффект от цифровизации наблюдается среди предприятий с традиционно высокой цифровой зрелостью. Это компании из отрасли финансов, технологий или связи, где цифровизация бизнеса жизненно необходима и где замедление процессов в цифровой трансформации может переместить такие предприятия далеко назад в рейтинге. Оценка влияния цифровизации российских компаний на их операционную деятельность позволит менеджменту компаний выбрать правильную стратегию в вопросах цифровых преобразований, которая обеспечит конкурентоспособность компании, повысит ее финансовую эффективность и будет способствовать ее развитию. В масштабе всей страны результаты данного исследования могут помочь принятию решений о том, какие отрасли субсидировать на цифровые инновации и стоит ли это делать.
Ключевые слова
JEL: G31; G32; G38
Об авторах
В. А. ЧеркасоваРоссия
Виктория Артуровна Черкасова — кандидат экономических наук, доцент Школы финансов
Москва
Г. А. Слепушенко
Россия
Георгий Андреевич Слепушенко — аналитик отдела колсалтинга
Москва
Список литературы
1. Henriette E., Feki M., Boughzala I. The shape of digital transformation: A systematic literature review. In: Proc. 9th Mediterranean conf. on information systems (MCIS 2015). (Samos, Oct. 3–5, 2015). Atlanta, GA: Association for Information Systems; 2015. URL: https://aisel.aisnet.org/cgi/viewcontent.cgi?article=1027&context=mcis2015
2. Fuentelsaz L., Gómez J., Palomas S. The effects of new technologies on productivity: An intrafirm diffusion-based assessment. Research Policy. 2009;38(2):1172–1180. DOI: 10.1016/j.respol.2009.04.003
3. Dahlman C., Mealy S. Wermelinger M. Harnessing the digital economy for developing countries. OECD Development Centre Working Paper. 2016;(334). DOI: 10.1787/4adffb24-en
4. Галимова М. П. Готовность российских предприятий к цифровой трансформации: организационные драйверы и барьеры. Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. 2019;(1):27– 37. DOI: 10.17122/2541–8904–2019–1–27–27–37
5. Manyika J., Chui M., Bisson P., Woetzel J., Dobbs R., Bughin J., Aharon D. The Internet of things: Mapping the value beyond the hype. Washington, DC: McKinsey Global Institute; 2015. 144 p. URL: https://www.mckinsey.com/~/media/McKinsey/Industries/Technology%20Media%20and%20Telecommunications/High%20Tech/Our%20Insights/The%20Internet%20of%20Things%20The%20value%20of%20digitizing%20the%20physical%20world/The-Internet-of-things-Mapping-the-valuebeyond-the-hype.pdf
6. Wroblewski J. B. Digitalization and firm performance: Are digitally mature firms outperforming their peers? Master of science theses. Lund: Lund University School of Economics and Management; 2018. 80 p. URL: http://lup.lub.lu.se/luur/download?func=downloadFile&recordOId=8945868&fi
7. McAfee A., Brynjolfsson E. Investing in the IT that makes a competitive difference. Harvard Business Review. 2008;(Jul.-Aug.). URL: https://hbr.org/2008/07/investing-in-the-it-that-makes-a-competitive-difference
8. Fitzgerald M., Kruschwitz N., Bonnet D., Welch M. Embracing digital technology: A new strategic imperative. MIT Sloan Management Review Research Report. Cambridge, MA: Massachusetts Institute of Technology; 2013. 13 p. URL: https://www.academia.edu/28433565/Embracing_Digital_Technology_A_New_ Strategic_Imperative
9. Yoo Y. Computing in everyday life: A call for research on experiential computing. MIS Quarterly. 2010;34(2):213–231. DOI: 10.2307/20721425
10. Lieberman M. B., Montgomery D. B. First-mover advantages. Strategic Management Journal. 1988;9(S 1):41– 58. DOI: 10.1002/smj.4250090706
11. Bouwman H., de Reuver M., Nikou S. The impact of digitalization on business models: How IT artefacts, social media, and Big Data force firms to innovate their business model. In: 14th International Telecommunications Society (ITS) Asia-Pacific Regional Conference: Mapping ICT into transformation for the next information society (Kyoto, June 24–27, 2017). Calgary: International Telecommunications Society; 2017. URL: https://www.econstor.eu/bitstream/10419/168475/1/Bouwman-Reuver-Nikou.pdf
12. Barrett M., Walsham G. Electronic trading and work transformation in the London insurance market. Information Systems Research. 1999;10(1):1–22. DOI: 10.1287/isre.10.1.1
13. Scott S.V., Van Reenen J., Zachariadis M. The long-term effect of digital innovation on bank performance: An empirical study of SWIFT adoption in financial services. Research Policy. 2017;46(5):984–1004. DOI: 10.1016/j.respol.2017.03.010
14. Hays C. L. What Wal-Mart knows about customers’ habits. The New York Times. Nov. 14, 2004. URL: https://nyti.ms/2kltC 9B
15. Eistert T., Deighton J., Marcu S., Gordon F., Ullrich M. Banking in a digital world: Insights from leading retail banks worldwide on the state of play and expected challenges in the digital banking journey. Chicago, IL: A. T. Kearney, Inc.; 2013. 21 p. URL: https://www.academia.edu/30677169/Banking_in_a_digital_world_pdf
16. Kessler A. M. Tesla adds high-speed autonomous driving to its bag of tricks. Oct. 15, 2015. The New York Times. URL: https://nyti.ms/2oo15G4 (accessed on 12.05.2017).
17. Van Bommel E., Edelman D., Ungerman K. Digitizing the consumer decision journey. McKinsey & Company. June 01, 2014. URL: https://www.mckinsey.com/business-functions/marketing-and-sales/our-insights/ digitizing-the-consumer-decision-journey (accessed on 11.02.2017).
18. Dobbs R., Koller T., Ramaswamy S., Woetzel J., Manyika J., Krishnan R., Andreula N. Playing to win: The new global competition for corporate profits. Washington, DC: McKinsey Global Institute; 2015. 120 p. URL: https://www.mckinsey.com/~/media/mckinsey/business%20functions/strategy%20and%20corporate%20finance/our%20insights/the%20new%20global%20competition%20for%20corporate%20 profits/mgi%20global%20competition_full%20report_sep%202015.ashx
19. Bughin J., van Zeebroeck N. The best response to digital disruption. MIT Sloan Management Review. 2017;(Summer). URL: https://sloanreview.mit.edu/article/the-right-response-to-digital-disruption/
20. Anderson M. C., Banker R. D., Ravindran S. Value implications of investments in information technology.Management Science. 2006;52(9):1359–1376. DOI: 10.1287/mnsc.1060.0542
21. Kaufman I., Horton C. Digital transformation: Leveraging digital technology with core values to achieve sustainable business goals. The European Financial Review. 2015;(Dec.-Jan.):63–67. URL: https://www. academia.edu/9964924/Digital_Transformation_
22. Agboola M. G. et al. Effect of digitalization on the performance of commercial banks in Nigeria. IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. 2019;331. DOI: 10.1088/1755–1315/331/1/012014
23. Hildebrandt B., Handelt A., Firk S., Kolbe L. M. Entering the digital era — the impact of digital technology-related M&As on business model innovations of automobile OEMs. In: 36th Int. conf. on information systems (ICIS 2015). (Fort Worth, TX, Dec. 13–16, 2015). Atlanta, GA: Association for Information Systems; 2015. URL: https://www.researchgate.net/publication/299598625_Entering_the_Digital_Era__The_Impact_of_Digital_Technology-related_MAs_on_Business_Model_Innovations_of_Automobile_OEMs
24. Novák P., Popesko B. Cost variability and cost behavior in manufacturing enterprises. Economics and Sociology. 2015;7(4):89–103. DOI: 10.14254/2071–789X.2014/7–4/6
25. Pervan M., Pervan I., Ćurak M. The influence of age on firm performance: Evidence from the Croatian food industry. Journal of Eastern Europe Research in Business and Economics. 2017;2017:618681. DOI: 10.5171/2017.618681
26. Coad A., Segarra A. Teruel M. Like milk or wine: Does firm performance improve with age? Structural Change and Economic Dynamics. 2013;24:173–189. DOI: 10.1016/j.strueco.2012.07.002
27. Babirye S., Niringiye A., Katerega E. Firm size and rate of growth of Ugandan manufacturing firms. Journal of Applied Economics and Business Research. 2014;4(3):178–188. URL: https://citeseerx.ist.psu.edu/viewdoc/download?doi=10.1.1.1070.1019&rep=rep1&type=pdf
28. Bentzen J., Madsen E., Smith V. Do firms’ growth rates depend on firm size? Small Business Economics. 2012;39(4):937–947. DOI: 10.1007/s11187–011–9341–8
29. Palestrini A. Analysis of industrial dynamics: A note on the relationship between firms’ size and growth rate. Economics Letters. 2007;94(3):367–371. DOI: 10.1016/j.econlet.2006.08.021
30. Lam H., Yeung A., Cheng E. The impact of firms’ social media initiatives on operational efficiency and innovativeness. Journal of Operations Management. 2016;47–48:28–43. DOI: 10.1016/j.jom.2016.06.001
31. Медовников Д. С., ред. Цифровая экономика: глобальная тренды и практика российского бизнеса. М.: НИУ ВШЭ; 2018. 121 с.
32. Kousenidis D. V., Negakis C. I., Floropoulos I. N. Size and book-to-market factors in the relationship between average stock returns and average book returns: Some evidence from an emerging market. European Accounting Review. 2000;9(2):225–243. DOI: 10.1080/09638180050129882
33. Charitou A., Clubb C., Andreou A. The effect of earnings permanence, growth, and firm size on the usefulness of cash flows and earnings in explaining security returns: Empirical evidence for the UK. Journal of Business Finance & Accounting. 2001;28(5–6):563–594. DOI: 10.1111/1468–5957.00385
34. Song H., Zhao C., Zeng J. Can environmental management improve financial performance: An empirical study of A-shares listed companies in China. Journal of Cleaner Production. 2017;141:1051–1056. DOI: 10.1016/j.jclepro.2016.09.105
35. Ruiqi W., Wang F., Xu L., Yuan C. R&D expenditures, ultimate ownership and future performance: Evidence from China. Journal of Business Research. 2017;71:47–54. DOI: 10.1016/j.jbusres.2016.10.018
Рецензия
Для цитирования:
Черкасова В.А., Слепушенко Г.А. Влияние цифровизации бизнеса на финансовые показатели российских компаний. Финансы: теория и практика/Finance: Theory and Practice. 2021;25(2):128-142. https://doi.org/10.26794/2587-5671-2021-25-2-128-142
For citation:
Cherkasova V.A., Slepushenko G.A. The Impact of Digitalization on the Financial Performance of Russian Companies. Finance: Theory and Practice. 2021;25(2):128-142. https://doi.org/10.26794/2587-5671-2021-25-2-128-142