Preview

Финансы: теория и практика/Finance: Theory and Practice

Расширенный поиск

Влияние цифровизации бизнеса на финансовые показатели российских компаний

https://doi.org/10.26794/2587-5671-2021-25-2-128-142

Полный текст:

Аннотация

Цифровизация является для России одной из наиболее актуальных проблем, она необходима компаниям для получения конкурентных преимуществ, повышения их эффективности и улучшения бизнес-показателей. Цель исследования — выявить зависимость между финансовыми показателями российских компаний и степенью цифровизации их бизнес-процессов. В качестве основного финансового показателя выбрана операционная прибыль, которая отражает результаты текущей основной деятельности компаний. Для расчета индекса цифровизации взяты информационные данные компании McKinsey на основе шести измерений: цифровой маркетинг, опыт работы с цифровыми продуктами, электронная коммерция, электронное управление взаимоотношениями с клиентами (E-CRM), социальные сети. В качестве метода исследования для тестирования выдвинутых гипотез использован регрессионный анализ данных 482 компаний из 20 отраслей за период 2017–2019 гг. В результате исследования выявлено, что индекс цифровизации положительно влияет на операционную эффективность компаний, однако степень влияния разная в зависимости от индустрии, возраста и размера предприятия. Сделан вывод, что наибольший эффект от цифровизации наблюдается среди предприятий с традиционно высокой цифровой зрелостью. Это компании из отрасли финансов, технологий или связи, где цифровизация бизнеса жизненно необходима и где замедление процессов в цифровой трансформации может переместить такие предприятия далеко назад в рейтинге. Оценка влияния цифровизации российских компаний на их операционную деятельность позволит менеджменту компаний выбрать правильную стратегию в вопросах цифровых преобразований, которая обеспечит конкурентоспособность компании, повысит ее финансовую эффективность и будет способствовать ее развитию. В масштабе всей страны результаты данного исследования могут помочь принятию решений о том, какие отрасли субсидировать на цифровые инновации и стоит ли это делать.

Об авторах

В. А. Черкасова
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия

Виктория Артуровна Черкасова кандидат экономических наук, доцент Школы финансов 

Москва

 



Г. А. Слепушенко
ООО «Маккинзи и Компания СиАйЭс»
Россия

Георгий Андреевич Слепушенко аналитик отдела колсалтинга

Москва

 



Список литературы

1. Henriette E., Feki M., Boughzala I. The shape of digital transformation: A systematic literature review. In: Proc. 9th Mediterranean conf. on information systems (MCIS 2015). (Samos, Oct. 3–5, 2015). Atlanta, GA: Association for Information Systems; 2015. URL: https://aisel.aisnet.org/cgi/viewcontent.cgi?article=1027&context=mcis2015

2. Fuentelsaz L., Gómez J., Palomas S. The effects of new technologies on productivity: An intrafirm diffusion-based assessment. Research Policy. 2009;38(2):1172–1180. DOI: 10.1016/j.respol.2009.04.003

3. Dahlman C., Mealy S. Wermelinger M. Harnessing the digital economy for developing countries. OECD Development Centre Working Paper. 2016;(334). DOI: 10.1787/4adffb24-en

4. Галимова М. П. Готовность российских предприятий к цифровой трансформации: организационные драйверы и барьеры. Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. 2019;(1):27– 37. DOI: 10.17122/2541–8904–2019–1–27–27–37

5. Manyika J., Chui M., Bisson P., Woetzel J., Dobbs R., Bughin J., Aharon D. The Internet of things: Mapping the value beyond the hype. Washington, DC: McKinsey Global Institute; 2015. 144 p. URL: https://www.mckinsey.com/~/media/McKinsey/Industries/Technology%20Media%20and%20Telecommunications/High%20Tech/Our%20Insights/The%20Internet%20of%20Things%20The%20value%20of%20digitizing%20the%20physical%20world/The-Internet-of-things-Mapping-the-valuebeyond-the-hype.pdf

6. Wroblewski J. B. Digitalization and firm performance: Are digitally mature firms outperforming their peers? Master of science theses. Lund: Lund University School of Economics and Management; 2018. 80 p. URL: http://lup.lub.lu.se/luur/download?func=downloadFile&recordOId=8945868&fi

7. McAfee A., Brynjolfsson E. Investing in the IT that makes a competitive difference. Harvard Business Review. 2008;(Jul.-Aug.). URL: https://hbr.org/2008/07/investing-in-the-it-that-makes-a-competitive-difference

8. Fitzgerald M., Kruschwitz N., Bonnet D., Welch M. Embracing digital technology: A new strategic imperative. MIT Sloan Management Review Research Report. Cambridge, MA: Massachusetts Institute of Technology; 2013. 13 p. URL: https://www.academia.edu/28433565/Embracing_Digital_Technology_A_New_ Strategic_Imperative

9. Yoo Y. Computing in everyday life: A call for research on experiential computing. MIS Quarterly. 2010;34(2):213–231. DOI: 10.2307/20721425

10. Lieberman M. B., Montgomery D. B. First-mover advantages. Strategic Management Journal. 1988;9(S 1):41– 58. DOI: 10.1002/smj.4250090706

11. Bouwman H., de Reuver M., Nikou S. The impact of digitalization on business models: How IT artefacts, social media, and Big Data force firms to innovate their business model. In: 14th International Telecommunications Society (ITS) Asia-Pacific Regional Conference: Mapping ICT into transformation for the next information society (Kyoto, June 24–27, 2017). Calgary: International Telecommunications Society; 2017. URL: https://www.econstor.eu/bitstream/10419/168475/1/Bouwman-Reuver-Nikou.pdf

12. Barrett M., Walsham G. Electronic trading and work transformation in the London insurance market. Information Systems Research. 1999;10(1):1–22. DOI: 10.1287/isre.10.1.1

13. Scott S.V., Van Reenen J., Zachariadis M. The long-term effect of digital innovation on bank performance: An empirical study of SWIFT adoption in financial services. Research Policy. 2017;46(5):984–1004. DOI: 10.1016/j.respol.2017.03.010

14. Hays C. L. What Wal-Mart knows about customers’ habits. The New York Times. Nov. 14, 2004. URL: https://nyti.ms/2kltC 9B

15. Eistert T., Deighton J., Marcu S., Gordon F., Ullrich M. Banking in a digital world: Insights from leading retail banks worldwide on the state of play and expected challenges in the digital banking journey. Chicago, IL: A. T. Kearney, Inc.; 2013. 21 p. URL: https://www.academia.edu/30677169/Banking_in_a_digital_world_pdf

16. Kessler A. M. Tesla adds high-speed autonomous driving to its bag of tricks. Oct. 15, 2015. The New York Times. URL: https://nyti.ms/2oo15G4 (accessed on 12.05.2017).

17. Van Bommel E., Edelman D., Ungerman K. Digitizing the consumer decision journey. McKinsey & Company. June 01, 2014. URL: https://www.mckinsey.com/business-functions/marketing-and-sales/our-insights/ digitizing-the-consumer-decision-journey (accessed on 11.02.2017).

18. Dobbs R., Koller T., Ramaswamy S., Woetzel J., Manyika J., Krishnan R., Andreula N. Playing to win: The new global competition for corporate profits. Washington, DC: McKinsey Global Institute; 2015. 120 p. URL: https://www.mckinsey.com/~/media/mckinsey/business%20functions/strategy%20and%20corporate%20finance/our%20insights/the%20new%20global%20competition%20for%20corporate%20 profits/mgi%20global%20competition_full%20report_sep%202015.ashx

19. Bughin J., van Zeebroeck N. The best response to digital disruption. MIT Sloan Management Review. 2017;(Summer). URL: https://sloanreview.mit.edu/article/the-right-response-to-digital-disruption/

20. Anderson M. C., Banker R. D., Ravindran S. Value implications of investments in information technology.Management Science. 2006;52(9):1359–1376. DOI: 10.1287/mnsc.1060.0542

21. Kaufman I., Horton C. Digital transformation: Leveraging digital technology with core values to achieve sustainable business goals. The European Financial Review. 2015;(Dec.-Jan.):63–67. URL: https://www. academia.edu/9964924/Digital_Transformation_

22. Agboola M. G. et al. Effect of digitalization on the performance of commercial banks in Nigeria. IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. 2019;331. DOI: 10.1088/1755–1315/331/1/012014

23. Hildebrandt B., Handelt A., Firk S., Kolbe L. M. Entering the digital era — the impact of digital technology-related M&As on business model innovations of automobile OEMs. In: 36th Int. conf. on information systems (ICIS 2015). (Fort Worth, TX, Dec. 13–16, 2015). Atlanta, GA: Association for Information Systems; 2015. URL: https://www.researchgate.net/publication/299598625_Entering_the_Digital_Era__The_Impact_of_Digital_Technology-related_MAs_on_Business_Model_Innovations_of_Automobile_OEMs

24. Novák P., Popesko B. Cost variability and cost behavior in manufacturing enterprises. Economics and Sociology. 2015;7(4):89–103. DOI: 10.14254/2071–789X.2014/7–4/6

25. Pervan M., Pervan I., Ćurak M. The influence of age on firm performance: Evidence from the Croatian food industry. Journal of Eastern Europe Research in Business and Economics. 2017;2017:618681. DOI: 10.5171/2017.618681

26. Coad A., Segarra A. Teruel M. Like milk or wine: Does firm performance improve with age? Structural Change and Economic Dynamics. 2013;24:173–189. DOI: 10.1016/j.strueco.2012.07.002

27. Babirye S., Niringiye A., Katerega E. Firm size and rate of growth of Ugandan manufacturing firms. Journal of Applied Economics and Business Research. 2014;4(3):178–188. URL: https://citeseerx.ist.psu.edu/viewdoc/download?doi=10.1.1.1070.1019&rep=rep1&type=pdf

28. Bentzen J., Madsen E., Smith V. Do firms’ growth rates depend on firm size? Small Business Economics. 2012;39(4):937–947. DOI: 10.1007/s11187–011–9341–8

29. Palestrini A. Analysis of industrial dynamics: A note on the relationship between firms’ size and growth rate. Economics Letters. 2007;94(3):367–371. DOI: 10.1016/j.econlet.2006.08.021

30. Lam H., Yeung A., Cheng E. The impact of firms’ social media initiatives on operational efficiency and innovativeness. Journal of Operations Management. 2016;47–48:28–43. DOI: 10.1016/j.jom.2016.06.001

31. Медовников Д. С., ред. Цифровая экономика: глобальная тренды и практика российского бизнеса. М.: НИУ ВШЭ; 2018. 121 с.

32. Kousenidis D. V., Negakis C. I., Floropoulos I. N. Size and book-to-market factors in the relationship between average stock returns and average book returns: Some evidence from an emerging market. European Accounting Review. 2000;9(2):225–243. DOI: 10.1080/09638180050129882

33. Charitou A., Clubb C., Andreou A. The effect of earnings permanence, growth, and firm size on the usefulness of cash flows and earnings in explaining security returns: Empirical evidence for the UK. Journal of Business Finance & Accounting. 2001;28(5–6):563–594. DOI: 10.1111/1468–5957.00385

34. Song H., Zhao C., Zeng J. Can environmental management improve financial performance: An empirical study of A-shares listed companies in China. Journal of Cleaner Production. 2017;141:1051–1056. DOI: 10.1016/j.jclepro.2016.09.105

35. Ruiqi W., Wang F., Xu L., Yuan C. R&D expenditures, ultimate ownership and future performance: Evidence from China. Journal of Business Research. 2017;71:47–54. DOI: 10.1016/j.jbusres.2016.10.018


Для цитирования:


Черкасова В.А., Слепушенко Г.А. Влияние цифровизации бизнеса на финансовые показатели российских компаний. Финансы: теория и практика/Finance: Theory and Practice. 2021;25(2):128-142. https://doi.org/10.26794/2587-5671-2021-25-2-128-142

For citation:


Cherkasova V.A., Slepushenko G.A. The Impact of Digitalization on the Financial Performance of Russian Companies. Finance: Theory and Practice. 2021;25(2):128-142. https://doi.org/10.26794/2587-5671-2021-25-2-128-142

Просмотров: 388


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2587-5671 (Print)
ISSN 2587-7089 (Online)