Взаимосвязь между удовлетворенностью, доверием и лояльностью в электронном банкинге
https://doi.org/10.26794/2587-5671-2022-26-2-104-117
Аннотация
Рост конкуренции заставляет организации постоянно стремиться к повышению производительности и снижению затрат. Быстрое распространение систем, основанных на электронных технологиях, привело к значительным изменениям в сфере банковских услуг. Информационные технологии позволили электронным каналам выполнять многие банковские услуги, которые традиционно осуществлялись через кассу. Албанские банки прилагают усилия для предоставления высококачественных продуктов и услуг для удовлетворения своих клиентов, а также для повышения доверия и лояльности клиентов к банкам. Цель данного исследования — на основе текущего состояния электронного банкинга в Албании определить влияние доверия и лояльности на удовлетворенность клиентов электронного банкинга. Исследование основано на первичных данных, собранных путем заполнения 400 анкет в регионе Гирокастра. Данные были проанализированы с помощью регрессионного анализа и анализа компонентов дисперсии, в результате чего обе переменные, включенные в модель, оказались статистически значимыми, но из двух вышеперечисленных факторов наиболее важным оказалось доверие, поскольку, согласно модели, если доверие повысится на одну степень, то удовлетворенность, как ожидается, увеличится на 0,39 степени. Сделан вывод, что албанским банкам необходимо учитывать это влияние доверия и лояльности на удовлетворенность клиентов дистанционного банковского обслуживания, стремясь к их повышению.
Ключевые слова
JEL: G21, D14
Об авторах
И. ЗубериАлбания
Илирьяна Зубери — Ph.D., преподаватель.
Гирокастра
Конфликт интересов:
авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов
Д. Лузо (Kлапи)
Албания
Дрита Лузо (Kllapi) — Ph.D., преподаватель.
Гирокастра
Конфликт интересов:
авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов
Список литературы
1. Shankar A., Jebarajakirthy C. The influence of e-banking service quality on customer loyalty: A moderated mediation approach. International Journal of Bank Marketing. 2019;37(5):1119–1142. DOI: 10.1108/IJBM‑03–2018–0063
2. Szopiński T.S. Factors affecting the adoption of online banking in Poland. Journal of Business Research. 2016;69(11):4763–4768. DOI: 10.1016/j.jbusres.2016.04.027
3. Ling G.M., Fern Y.S., Boon L.K., Huat T.S. Understanding customer satisfaction of Internet banking: A case study in Malacca. Procedia Economics and Finance. 2016;37:80–85. DOI: 10.1016/S2212–5671(16)30096-X
4. Jayasiri N.K., Weerathunga W.A.S.P. Popularity of e-banking in Sri Lanka. 2008. URL: http://archive.cmb.ac.lk:8080/research/bitstream/70130/5714/1/Popularity%20of%20e-banking-Jayasiri%20%26%20Weeratunga%202008.pdf
5. Nupur M.J. E-banking and customers’ satisfaction in Bangladesh: An analysis. International Review of Business Research Papers. 2010;6(4):145–156. URL: https://www.academia.edu/19784371/E-Banking_and_Customers_Satisfaction_in_Bangladesh_An_Analysis
6. Siddik M.N.A., Sun G., Kabiraj S., Shanmugan J., Yanjuan C. Impacts of e-banking on performance of banks in a developing economy: Empirical evidence from Bangladesh. Journal of Business Economics and Management. 2016;17(6):1066–1080. DOI: 10.3846/16111699.2015.1068219
7. Darwish A., Lakhtaria K.I. The impact of the new Web 2.0 technologies in communication, development, and revolutions of societies. Journal of Advances in Information Technology. 2011;2(4):204–216. DOI: 10.4304/jait.2.4.204–216
8. Shannak R.O. Key issues in e-banking strengths and weaknesses: The case of two Jordanian banks. European Scientific Journal. 2013;9(7):239–263. DOI: 10.19044/esj.2013.v9n7p%25p
9. Okechi O., Kepeghom O.M. Empirical evaluation of customers’ use of electronic banking systems in Nigeria. African Journal of Computing & ICT. 2013;6(1):7–20. URL: https://kipdf.com/empirical-evaluation-ofcustomers-use-of-electronic-banking-systems-in-nigeria_5b102bae7f8b9ab7858b4608.html
10. Alsajjan B., Dennis C. Internet banking acceptance model: Cross-market examination. Journal of Business Research. 2010;63(9–10):957–963. DOI: 10.1016/j.jbusres.2008.12.014
11. Montazemi A. R., Qahri-Saremi H. Factors affecting adoption of online banking: A meta-analytic structural equation modeling study. Information & Management. 2015;52(2):210–226. DOI: 10.1016/j.im.2014.11.002
12. Hsu Y., Nguyen T.M. Service quality, customer satisfaction, and customer loyalty of Internet banking in Vietnam. International Review of Management and Business Research. 2016:5(4):1485–1496. URL: https://www.irmbrjournal.com/papers/1480997400.pdf
13. Sleimi M. Effects of risk management practices on banks’ performance: An empirical study of the Jordanian banks. Management Science Letters. 2020;10(2):489–496. DOI: 10.5267/j.msl.2019.8.021
14. Sadir F., Leandro M.J., Martins A.P., Loureiro-Dias M.C., Moura T.F., Soveral G., Prista C. Exploring three PIPs and three TIPs of grapevine for transport of water and atypical substrates through heterologous expression in aqy-null yeast. PLoS One. 2014;9(8): e102087. DOI: 10.1371/journal.pone.0102087
15. Mishra H.G., Sinha P.K., Koul S. Customer dependence and customer loyalty in traditional and modern format stores. Journal of Indian Business Research. 2017;9(1):59–78. DOI: 10.1108/JIBR‑12–2015–0126
16. Kotler P., Keller K.L. Dirección de marketing. 14th ed. México: Pearson Education; 2012. 808 p.
17. Asiyanbi H.B., Ishola A.A. E-banking services impact and customer satisfaction in selected bank branches in Ibadan metropolis, Oyo state, Nigeria. Accounting. 2018;4(4):153–160. DOI: 10.5267/j.ac.2018.03.001
18. Yap K. B., Wong D. H., Loh C., Bak R. Offline and online banking — where to draw the line when building trust in e-banking? International Journal of Bank Marketing. 2010;28(1):27–46. DOI: 10.1108/02652321011013571
19. Maria Correia Loureiro S., Miranda F.J., Breazeale M. Who needs delight? The greater impact of value, trust and satisfaction in utilitarian, frequent-use retail. Journal of Service Management. 2014;25(1):101–124. DOI: 10.1108/JOSM‑06–2012–0106
20. Forsythe P.J. Construction service quality and satisfaction for a targeted housing customer. Engineering, Construction and Architectural Management. 2016;23(3):323–348. DOI: 10.1108/ECAM‑05–2015–0076
21. Stamenkov G., Dika Z. A sustainable e-service quality model. Journal of Service Theory and Practice. 2015;25(4):414–442. DOI: 10.1108/JSTP‑09–2012–0103
22. Keskar M. Y., Pandey N. Internet banking: A review (2002–2016). Journal of Internet Commerce. 2018;17(3):310–323. DOI: 10.1080/15332861.2018.1451969
23. Marafon D.L., Basso K., Espartel L.B., de Barcellos M.D., Rech E. Perceived risk and intention to use Internet banking. International Journal of Bank Marketing. 2018;36(2):277–289. DOI: 10.1108/IJBM‑11–2016–0166
24. Yiga C., Cha K.J. Toward understanding the importance of trust in influencing Internet banking adoption in Uganda. Information Development. 2016;32(3):622–636. DOI: 10.1177/0266666914563359
25. Fungáčová Z., Hasan I., Weill L. Trust in banks. Journal of Economic Behavior & Organization. 2019;157:452–476. DOI: 10.1016/j.jebo.2017.08.014
26. Sikdar P., Kumar A., Makkad M. Online banking adoption. International Journal of Bank Marketing. 2015;33(6):760–785. DOI: 10.1108/IJBM‑11–2014–0161
27. Ong C.S., Lin Y.L. Security, risk, and trust in individuals’ Internet banking adoption: An integrated model. International Journal of Electronic Commerce Studies. 2015;6(2):343–356. DOI: 10.7903/ijecs.1428
28. Özkan S., Bindusara G., Hackney R. Facilitating the adoption of e-payment systems: Theoretical constructs and empirical analysis. Journal of Enterprise Information Management. 2010;23(3):305–325. DOI: 10.1108/17410391011036085
29. Sleimi M.T., Karam A.A., Qubbaj I.S. The impact of e-banking services quality on customers satisfaction moderated by customer trust: Survey on Arab Bank in Amman, Jordan. Journal of Al-Quds Open University for Administrative & Economic Research. 2018;3(9):24–37. DOI: 10.5281/zenodo.1405450
30. Dixit N., Datta S.K. Customers perception on Internet banking and their impact on customer satisfaction and loyalty: A study in Indian context. Journal of Computing. 2010;2(7):131–135.
31. Dufwenberg M. Banking on experiments? Journal of Economic Studies. 2015;42(6):943–971. DOI: 10.1108/JES 08–2015–0145
32. Ramalho Luz C.M.D., Luiz de Paula S., de Oliveira L.M.B. Organizational commitment, job satisfaction and their possible influences on intent to turnover. Revista de Gestão. 2018;25(1):84–101. DOI: 10.1108/REGE‑12–2017–008
33. Yaseen S.G., El Qirem I.A. Intention to use e-banking services in the Jordanian commercial banks. International Journal of Bank Marketing. 2018;36(3):557–571. DOI: 10.1108/IJBM‑05–2017–0082
34. Van Esterik-Plasmeijer P.W.J., van Raaij W.F. Banking system trust, bank trust, and bank loyalty. International Journal of Bank Marketing. 2017;35(1):97–111. DOI: 10.1108/IJBM‑12–2015–0195
35. Tabachnick B.G., Fidell L.S. Using multivariate statistics. 5th ed. Boston, MA: Pearson Education; 2007. 980 p.
36. Zyberi I., Caca E., Polo A. E-banking in Albania, a comparison with region countries. In: Proc. 2nd Int. virtual conf. on advanced scientific results — SCIECONF 2014 (June 9–13, 2014). Zilina: EDIS — Publishing Institution of the University of Zilina; 2014:127–133.
37. Anderson E.W., Sullivan M.W. The antecedents and consequences of customer satisfaction for firms. Marketing Science. 1993;12(2):125–143. DOI: 10.1287/mksc.12.2.125
38. Caruana A. Service loyalty: The effects of service quality and the mediating role of customer satisfaction. European Journal of Marketing. 2002;36(7/8):811–828. DOI: 10.1108/03090560210430818
39. Hoq M.Z., Sultana N., Amin M. The effect of trust, customer satisfaction and image on customers’ loyalty in Islamic banking sector. South Asian Journal of Management. 2010;17(1):70–93.
40. Arasly H., Turan Katircioglu S., Mehtap-Smadi S. A comparison of service quality in the banking industry: Some evidence from Turkish- and Greek-speaking areas in Cyprus. International Journal of Bank Marketing. 2005;23(7):508–526. DOI: 10.1108/02652320510629881
41. Othman A., Owen L. Adopting and measuring customer service quality (SQ) in Islamic banks: A case study in Kuwait finance house. International Journal of Islamic Financial Services. 2001;3(1):1–26. URL: https://iaif.ir/images/khareji/articles/bank/35.pdf
Рецензия
Для цитирования:
Зубери И., Лузо (Kлапи) Д. Взаимосвязь между удовлетворенностью, доверием и лояльностью в электронном банкинге. Финансы: теория и практика/Finance: Theory and Practice. 2022;26(2):104-117. https://doi.org/10.26794/2587-5671-2022-26-2-104-117
For citation:
Zyberi I., Luzo (Kllapi) D. The Relationship Between Satisfaction, Trust and Loyalty in Electronic Banking. Finance: Theory and Practice. 2022;26(2):104-117. https://doi.org/10.26794/2587-5671-2022-26-2-104-117