Эффективность межбюджетного регулирования высокодотационных бюджетов субнационального уровня
https://doi.org/10.26794/2587-5671-2022-26-2-136-159
Аннотация
Предмет изучения — совокупность экономико-финансовых отношений, складывающихся в процессе межбюджетного регулирования и выравнивания бюджетной обеспеченности и сбалансированности высокодотационных бюджетов субнационального уровня. Цель исследования — выявить степень влияния и эффективность существующей в России системы межбюджетного регулирования и фискальной децентрализации в отношении высокодотационных бюджетов субнационального уровня в контексте их социально-экономического и бюджетно-финансового состояния и развития. Методологическая основа исследования строится на бюджетном российском законодательстве, а также отечественных и зарубежных научных трудах, посвященных теории фискальной децентрализации (федерализма), механизмам выравнивания бюджетной обеспеченности субнационального уровня, подходам к оценке степени влияния фискальной децентрализации на стимулирование экономического роста регионов и государств. В ходе исследования применен системный подход, а также общенаучные и специальные методы: коэффициентный метод, сравнительно-сопоставительный, структурный динамический ретроспективный анализ. Проведен анализ взаимосвязи и дисперсии финансовых параметров бюджетов субнационального уровня с помощью коэффициента парной корреляции Пирсона, а также коэффициентов вариации и осцилляции. Выявлены проблемные аспекты эффективности существующей системы межбюджетного регулирования и конвергенции социально-экономического состояния высокодотационных регионов за последние годы. Подобный результат противоречит большинству мировых бюджетных практик и теории фискальной децентрализации, что обосновывает необходимость качественного изменения существующей системы межбюджетного регулирования. Основной вывод исследования заключается в том, что существующий механизм межбюджетного регулирования и действующие инструменты выравнивания бюджетной обеспеченности не способствуют существенному изменению бюджетно-налоговых и социально-экономических параметров развития высокодотационных бюджетов субнационального уровня. Характер использования полученной безвозмездной помощи данной категории субъектов страны сводится к краткосрочному покрытию разрыва в финансировании расходных обязательств, но не меняет модель ни организации бюджетного регулирования, ни региональной экономики. Мягкие бюджетные ограничения создают слабые стимулы и приводят к ряду финансовых и экономических проблем — росту иждивенчества и дотационной зависимости.
Ключевые слова
JEL: H61, H77, R11
Об авторе
М. Р. ТаштамировРоссия
Магомед Русланович Таштамиров — кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов, кредитов и антимонопольного регулирования.
Грозный
Конфликт интересов:
автор заявляет об отсутствии конфликта интересов
Список литературы
1. Таштамиров М.Р. Идентификация дотационности территориальных бюджетов и их типологизация. Финансы и кредит. 2020;26(5):1099–1117. DOI: 10.24891/fc.26.5.1099
2. Shah A. Balance, accountability, and responsiveness: Lessons about decentralization. Washington, DC: The World Bank; 1999. 41 p. DOI: 10.1596/1813–9450–2021
3. Watts R.L. Comparing federal systems. Montréal: McGill-Queen’s University Press; 1999. 138 p. (Queen’s Policy Studies Series. Vol. 50).
4. Litvack J., Ahmad J., Bird R. Rethinking decentralization in developing countries. Washington, DC: The World Bank; 1998. 48 p. (The World Bank Sector Studies Series). DOI: 10.1596/0–8213–4350–5
5. Musgrave R.A., Musgrave P.B. Public finance in theory and practice. New York: McGraw-Hill Book Co.; 1976. 778 p.
6. Rubinfeld D.L. The economics of the local public sector. In: Auerbach A.J., Feldstein M., eds. Handbook of public economics. vol. 2. Amsterdam: Elsevier Science Publishers; 1987:571–645.
7. Boex J., Martinez-Vazquez J. Designing intergovernmental equalization transfers with imperfect data: Concepts, practices, and lessons. In: Martinez-Vazquez J., Searle B., eds. Fiscal equalization. Boston, MA: Springer-Verlag; 2007:291–343. DOI: 10.1007/978–0–387–48988–9_12
8. Boadway R.W., Shah A. Fiscal federalism: Principles and practice of multiorder governance. Cambridge: Cambridge University Press; 2009. 620 p. DOI: 10.1017/CBO9780511626883
9. Singh N.K., Srinivasan T.N. Federalism and economic development in India: An assessment. In: Hope N.C., Kochar A, Noll R, Srinivasan T.N., eds. Economic reform in India: Challenges, prospects, and lessons. Cambridge: Cambridge University Press; 2013:33–95.
10. Careaga M., Weingast B.R. Fiscal federalism, good governance, and economic growth in Mexico. In: Rodrik D., ed. In search of prosperity: Analytic narratives on economic growth. Princeton: Princeton University Press; 2003:399–435. DOI: 10.1515/9781400845897–015
11. Hatfield J.W. Federalism, taxation, and economic growth. Journal of Urban Economics. 2015;87:114–125. DOI: 10.1016/j.jue.2015.01.003
12. Oates W.E. Toward a second-generation theory of fiscal federalism. International Tax and Public Finance. 2005;12(4):349–373. DOI: 10.1007/s10797–005–1619–9
13. Garzarelli G., Keeton L. Laboratory federalism and intergovernmental grants. Journal of Institutional Economics. 2018;14(5):949–974. DOI: 10.1017/S1744137417000595
14. Bahl R.W., Linn J.F. Urban public finance in developing countries. Oxford, New York: Oxford University Press; 1992. 574 p. URL: https://documents1.worldbank.org/curated/en/963911468739534803/pdf/multi-page.pdf
15. Singh N., Srinivasan T.N. Federalism and economic development in India: An assessment. Munich Personal RePEc Archive. MPRA Paper. 2006;(12452). URL: https://mpra.ub.uni-muenchen.de/12452/1/MPRA_paper_12452.pdf
16. Glennerster H. Geoffrey Brennan and James M. Buchanan, The power to tax: Analytical foundations of a fiscal constitution, Cambridge University Press, 1980. Journal of Social Policy. 1982;11(3):395–397. DOI: 10.1017/S0047279400011971
17. Qian Y., Weingast B.R. Federalism as a commitment to reserving market incentives. Journal of Economic Perspectives. 1997;11(4):83–92. DOI: 10.1257/jep.11.4.83
18. Blöchliger H., Akgun O. Fiscal decentralisation and economic growth. In: Kim J., Dougherty S., eds. Fiscal decentralisation and inclusive growth. Paris: OECD; 2018:25–47. (OECD Fiscal Federalism Studies). DOI: 10.1787/9789264302488–4-en
19. Wang F. The influences of fiscal decentralization on economic performance: Empirical evidence from OECD countries. Prague Economic Papers. 2018;27(5):606–618. DOI: 10.18267/j.pep.674
20. Martinez-Vazquez J., McNab R. Fiscal decentralization and economic growth. World Development. 2003;31(9):1597–1616. DOI: 10.1016/S0305–750X(03)00109–8
21. Baskaran T., Feld L.P., Schnellenbach J. Fiscal federalism, decentralization, and economic growth: A metaanalysis. Economic Inquiry. 2016;54(3):1445–1463. DOI: 10.1111/ecin.12331
22. Wooldridge J.M. Econometric analysis of cross section and panel data. Cambridge, MA, London: The MIT Press; 2010; 1064 p.
23. Alexeev M., Mamedov A. Factors determining intra-regional fiscal decentralization in Russia and the US. Russian Journal of Economics. 2017;3(4):425–444. DOI: 10.1016/j.ruje.2017.12.007
24. Freinkman L., Plekhanov A. Fiscal decentralization in rentier regions: Evidence from Russia. World Development. 2009;37(2):503–512. DOI: 10.1016/j.worlddev.2008.05.010
25. Тимушев Е.Н. Внутрирегиональная бюджетная децентрализация: показатели и динамика. Финансы. 2019;(8):19–26.
26. Тимушев Е.Н. Долговая нагрузка, местная бюджетная децентрализация и фискальные стимулы региональных органов власти. Финансы: теория и практика. 2020;24(1):58–75. DOI: 10.26794/2587–5671–2020–24–1–58–75
27. Федосов В.А. Децентрализация бюджетных отношений в России в контексте мировых трендов. Финансы и кредит. 2020;26(9):2151–2166. DOI: 10.24891/fc.26.9.2151
28. Юшков А.О. Бюджетная децентрализация и региональный экономический рост: теория, эмпирика, российский опыт. Вопросы экономики. 2016;(2):94–110. DOI: 10.32609/0042–8736–2016–2–94–110
29. Алехин Б.И. Вертикальный бюджетный дисбаланс и региональный экономический рост. Финансовый журнал. 2020;12(6):39–53. DOI: 10.31107/2075–1990–2020–6–39–53
30. Исаев А.Г. Распределение финансовых ресурсов в бюджетной системе РФ и экономический рост российских регионов. Пространственная экономика. 2016;(4):61–74. DOI: 10.14530/se.2016.4.061–074
31. Таштамиров М.Р., Байсаева М.У., Баташев Р.В. Систематизация факторов и условий высокой дотационности региональных бюджетов. Фундаментальные исследования. 2020;(11):185–192. DOI: 10.17513/fr.42896
32. Прокофьев В.А., Толмачев М.Н., Головко М.В. Вопросы оценки и нормирования коэффициента вариации. Вопросы экономики и права. 2017;(112):34–37.
33. Климанов В.В., Михайлова А.А. Совершенствование регулирования бюджетов высокодотационных регионов. Финансы. 2015;(7):11–17.
Рецензия
Для цитирования:
Таштамиров М.Р. Эффективность межбюджетного регулирования высокодотационных бюджетов субнационального уровня. Финансы: теория и практика/Finance: Theory and Practice. 2022;26(2):136-159. https://doi.org/10.26794/2587-5671-2022-26-2-136-159
For citation:
Tashtamirov М.Р. Efficiency of Inter-Budgetary Regulation of Heavily Subsidized Budgets at the Subnational Level. Finance: Theory and Practice. 2022;26(2):136-159. https://doi.org/10.26794/2587-5671-2022-26-2-136-159