Preview

Финансы: теория и практика/Finance: Theory and Practice

Расширенный поиск

Финансовое поведение как результат взаимодействия людей в социально-экономическом пространстве

https://doi.org/10.26794/2587-5671-2022-26-3-157-168

Полный текст:

Аннотация

Финансовое поведение — категория, актуальность рассмотрения которой для России стремительно возрастает вместе с активностью людей, осуществляющих ежедневные взаимодействия в динамичном социально-экономическом пространстве на всех его территориальных уровнях (локальном, региональном, национальном, наднациональном). В  данном контексте авторы акцентируют научную значимость исследования процесса трансформации поведения, приводящего к финансовому результату. С точки зрения авторов, он обусловлен пониманием основных и второстепенных взаимозависимостей, связности используемых понятий, их последовательности, приоритетности, значимости. Цель исследования — показать связность элементов в поведении людей, являющихся акторами одновременно трех субпространств: социального, экономического и финансового, которые организованы иерархично. Цель обусловлена многообразностью финансового поведения людей и потребностью встречного исследования как влияющих на него факторов, так и анализа мониторирования реально переплетающихся форм финансового поведения. Использованы методы пространственного анализа, контент-анализа, факторного анализа, структурно-логический, систематизации, моделирования, социологический. Факторы влияния помещены в «пирамиду» субпространств, что способствует их приоритезации, обозначены также векторы взаимодействия людей, экономико-социально-демографическая детерминированность их действий, территориальная дифференциация финансовой инфраструктуры и другие аспекты. Систематизированы научные подходы к изучению экономической, в частности финансовой активности населения с точки зрения взаимосвязи одновременно действующих на принятие решений побудительных мотивов. Выявлены структурные элементы каждого из трех субпространств (отношения-ресурсы-выбор-опыт), в рамках которых человек (социальная группа) формирует и осуществляет определенную модель поведения. Выделены основные теоретические понятия, используемые при изучении финансового поведения: социальные отношения, экономические ресурсы, финансовая стратегия. Показана их взаимосвязь. Сделан вывод: финансовое поведение людей имеет пространственную структуру. Его результат детерминирован категориями трех субпространств — социального, экономического, финансового, которые в совокупности представляют собой модель «матрешка». Предложенная методика значима для выявления особенностей финансового поведения молодежи и факторов влияния на трансформацию ее финансовой грамотности.

Об авторах

С. В. Макар
Финансовый университет; Национальный исследовательский Мордовский государственный университет
Россия

Светлана Владимировна Макар — доктор экономических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Института региональной экономики и межбюджетных отношений; профессор кафедры физической и социально-экономической географии. 

Москва



А. В. Ярашева
Институт социально-экономических проблем народонаселения Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН
Россия

Азиза Викторовна Ярашева — доктор экономических наук, профессор, профессор РАН, зав. лабораторией.

Москва



Д. И. Марков
Финансовый университет
Россия

Дмитрий Игоревич Марков — заместитель заведующего учебно-научной социологической лабораторией департамента социологии факультета социальных наук и массовых коммуникаций.

Москва



Список литературы

1. Белехова Г.В., Гордиевская А.Н. Финансовое поведение населения: демографические особенности. Проблемы развития территории. 2018;(1):133–150.

2. Макар С.В., Ярашева А.В., Аликперова Н.В. Финансовая инфраструктура: точки доступа для населения. Экономика. Налоги. Право. 2021;14(3):56–66. DOI: 10.26794/1999–849X 2021–14–3–56–66

3. Александрова О.А., Аликперова Н. В., Марков Д. И., Ненахова Ю. С. Классификация факторов влияния на формирование финансово-экономической культуры россиян. Народонаселение. 2021;24(3):18–31. DOI: 10.19181/population.2021.24.3.2

4. Канеман Д. Думай медленно… решай быстро. Пер. с англ. М.: АСТ; 2014. 653 с.

5. Акерлоф Дж., Шиллер, Р. Охота на простака. Экономика манипуляций и обмана. Пер. с англ. М.: Манн, Иванов и Фербер; 2017. 320 с.

6. Акерлоф Дж., Шиллер Р. Spiritus Animalis, или как человеческая психология управляет экономикой, и почему это важно для мирового капитализма. Пер. с англ. М.: Юнайтед Пресс; 2010. 273 с.

7. Талер Р. Новая поведенческая экономика. Почему люди нарушают правила традиционной экономики и как на этом заработать. Пер. с англ. М.: Эксмо; 2018. 384 с.

8. Талер Р., Санстейн К. Nudge. Архитектура выбора. Как улучшить наши решения о здоровье, благосостоянии и счастье. 2-е изд. Пер. с англ. М.: Манн, Иванов и Фербер; 2018. 240 с.

9. Гребенкин А. В. Концепция «подталкивания» в поведенческой экономике: критические заметки и новые идеи. Журнал экономической теории. 2018;15(3):377–384. DOI: 10.31063/2073– 6517/2018.15–3.2

10. Ариели Д. Предсказуемая иррациональность: скрытые силы, определяющие наши решения. Пер. с англ. М.: Манн, Иванов и Фербер; 2010. 296 с.

11. Макар С.В., Ярашева А.В. Экономические ожидания населения: что изменилось в период пандемии? Доходы, расходы и сбережения населения России: тенденции и перспективы. Мат. VI Междунар. науч.-практ. конф. (Москва, 8 декабря 2020 г.). М.: ФНИСЦ РАН; 2021:166–172. DOI: 10.19181/ konf.978–5–4465–3137–0.2021.26

12. Кирсанов И.А., Парфенова Л.Б. Поведенческая экономическая теория и поведенческие финансы как необходимый этап развития модели экономического человека. Вестник Алтайской академии экономики и права. 2020;(9–1):48–57. DOI: 10.17513/vaael.1302

13. Александрова О. А., Аликперова Н. В., Борковская Е. И. и др. Финансовое поведение населения (мониторинговое исследование). М.: ФНИСЦ РАН; 2021. 113 с. DOI: 10.19181/ monogr.978–5–89697–359–1.2021

14. Ярашева А.В., Аликперова Н.В. Гендерные различия финансового поведения населения. Народонаселение. 2020;23(2):51–60. DOI: 10.19181/population.2020.23.2.5

15. Доходы, расходы и сбережения населения России: тенденции и перспективы. Мат. VI Междунар. науч.-практ. конф. (Москва, 8 декабря 2020 г.). М.: ФНИСЦ РАН; 2021. 294 с. DOI: 10.19181/konf.978–5–4465–3137–0.2021

16. Аликперова Н. В., Виноградова К. В. Влияние социальных медиа на формирование финансово грамотного поведения молодежи. Народонаселение. 2021;24(1):33–43. DOI: 10.19181/population.2021.24.1.4

17. Александрова О.А., Аликперова Н. В., Виноградова К. В., Ненахова Ю.С. Концептуальные подходы к формированию предпосылок для эффективного финансового просвещения населения России. Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2020;13(4):169–185. DOI: 10.15838/esc.2020.4.70.10

18. Бахтина О. Ю. Генезис научных подходов к исследованию финансового поведения. Экономика и предпринимательство. 2019;(5):260–265.

19. Макар С.В. Применение методологии пространственного анализа к исследованию лесного потенциала России. М.: Экономика; 2012. 367 c.

20. Гамукин В.В. Выявление особенностей сберегательного и кредитного поведения населения в регионах России. Экономика региона. 2020;16(3):1003–1017. DOI: 10.17059/ekon.reg.2020–3–25

21. Ярашева А.В., Макар С.В., Решетников С.Б. Кредитные стратегии россиян как отражение модели финансового поведения. Финансы: теория и практика. 2017;21(6):138–153. DOI: 10.26794/2587– 5671–2017–21–6–138–153

22. Баганов В.Ю. Стимулирование долгосрочного инвестирования населения на фондовом рынке. Экономика, предпринимательство и право. 2020;10(5):1547–1564. DOI: 10.18334/epp.10.5.110171

23. Синявская Т. Г., Трегубова А.А. Кто выбирает разные типы страхования: эконометрический анализ. Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2019;(8):58–68. DOI: 10.25198/2077–7175–2019–8–58

24. Кузнецов О.В., Иванов А.В., Воровский Н.В., Шевалкин И.С. Институционализация финансовой грамотности взрослого населения России. Финансы: теория и практика. 2020;24(1):34–45. DOI: 10.26794/2587–5671–2020–24–1–34–45

25. Аликперова Н.В., Ярашева А.В., Виноградова К.В. Мотивация трудового поведения молодежи как возможности для реализации финансовых стратегий. Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2019;12(1):226–240. DOI: 10.15838/esc.2019.1.61.14

26. Масленников В.В., Ларионов А.В. Влияние поведенческого цикла на формирование денежных потоков. Финансы: теория и практика. 2020;24(5):100–111. DOI: 10.26794/2587–5671–2020–24–5–100–111


Рецензия

Для цитирования:


Макар С.В., Ярашева А.В., Марков Д.И. Финансовое поведение как результат взаимодействия людей в социально-экономическом пространстве. Финансы: теория и практика/Finance: Theory and Practice. 2022;26(3):157-168. https://doi.org/10.26794/2587-5671-2022-26-3-157-168

For citation:


Makar S.V., Yarasheva A.V., Markov D.I. Financial Behavior as a Result of People’s Interaction in the Socio-Economic Space. Finance: Theory and Practice. 2022;26(3):157-168. https://doi.org/10.26794/2587-5671-2022-26-3-157-168

Просмотров: 59


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2587-5671 (Print)
ISSN 2587-7089 (Online)