Особенности и закономерности функционирования финансовых ресурсов цифровых компаний
https://doi.org/10.26794/2587-5671-2022-26-5-158-172
Аннотация
Актуальность исследования обусловлена монополизацией рынков товаров и услуг транснациональными цифровыми компаниями.
Объектом исследования являются финансы крупнейших в мире компаний — цифровой и нефтяной.
Предметом исследования выступают экономические отношения в сфере функционирования и регулирования экономического поведения традиционных и цифровых компаний в условиях цифровой трансформации действующих рынков и создания новых рынков цифровых благ.
Цель исследования — выявить особенности развития и закономерности функционирования системы финансовых ресурсов цифровых компаний.
Методологическая база исследования основана на финансовом анализе цифровой и нефтяной компании, включающем сравнительный анализ рыночной капитализации, финансовых результатов и балансов (выручки, чистого дохода, активов, пассивов), финансового состояния, ликвидности, рентабельности, комплексной оценки эффективности деятельности. Установлено, что пять производителей цифровых товаров по капитализации в 2020–2022 гг. входили в топ-12 мировых лидеров и в период пандемии значительно укрепили свои позиции на фоне традиционного бизнеса. Размер крупнейшей нефтяной компании в 2014–2020 гг. больше размера цифровой компании, но разрыв в динамике сократился с 7 раз в 2017 г. до 3 раз в 2020 г. При этом ликвидность баланса цифровой организации в 4–7 раз выше нефтяной компании, финансовое состояние абсолютно устойчивое, независимость от внешних кредиторов высочайшая. Показатели экономической эффективности деятельности у нефтяной компании пока выше, поскольку цифровая компания еще находится на этапе вложения огромных финансовых средств в нематериальные инвестиции для рыночного доминирования. Однако в динамике рентабельность нефтяной компании за последние четыре года сократилась в два раза.
Автор делает вывод, что в среднесрочной перспективе при сохранении тренда и конъюнктуры рынка может произойти опережение цифровой компании нефтяной по показателям размеров и эффективности. Впервые в зарубежной и отечественной науке предложено увеличить нормативные значения показателей ликвидности и финансовой устойчивости для цифровых компаний в 4–7 раз по сравнению с традиционными организациями, что определяет научную новизну исследования.
Ключевые слова
JEL: D21, D22, D25, O16
Об авторе
Р. Ю. СкоковРоссия
Роман Юрьевич Скоков — доктор экономических наук, профессор кафедры менеджмента и логистики в АПК
Волгоград
Конфликт интересов:
автор заявляет об отсутствии конфликта интересов
Список литературы
1. Hojnik J. Technology neutral EU law: Digital goods within the traditional goods/services distinction. International Journal of Law and Information Technology. 2017;25(1):63–84. DOI: 10.1093/ijlit/eaw009
2. Скоков Р. Ю. Цифровые аддиктивные товары и COVID-19: запретить нельзя ограничить. Генезис ноономики: НТП, диффузия собственности, социализация общества, солидаризм. Сб. пленар. докл. Объедин. междунар. конгр. “СПЭК-ПНО-2020”. Т. 2. М.: ИНИР; 2021:205–216. URL: https://inir.ru/wp-content/uploads/2021/06/Сборник_СПЭК-ПНО-2020_том-2_макет.pdf (дата обращения: 13.03.2022).
3. Скоков Р. Ю. Поведенческий дизайн: экономические блага и социально-политическое манипулирование. Волгоград: Изд-во ВолГУ; 2022. 104 с.
4. Bukht R., Heeks R. Defining, conceptualizing and measuring the digital economy. Development Informatics Working Paper Series. 2017;(68).URL: https://diodeweb.files.wordpress.com/2017/08/diwkppr68-diode.pdf
5. Kokh L., Kokh Yu., Prosalova V. Disclosure of intellectual capital by digital companies. In: Ilin I. V., ed. Proc. Int. conf. on digital technologies in logistics and infrastructure (ICDTLI 2019). (St. Petersburg, 4–5 April, 2019). Dordrecht: Atlantis Press; 2019:193–198. DOI: 10.2991/icdtli-19.2019.36
6. Büttner R., Müller E. Changeability of manufacturing companies in the context of digitalization. Procedia Manufacturing. 2018;17:539–546. DOI: 10.1016/j.promfg.2018.10.094
7. Gebauer H., Fleisch E., Lamprecht C., Wortmann F. Growth paths for overcoming the digitalization paradox. Business Horizons. 2020;63(3):313–323. DOI: 10.1016/j.bushor.2020.01.005
8. Schallmo D., Rusnjak A., Anzengruber J., Werani T., Jünger M., eds. Digitale Transformation von Geschäftsmodellen: Grundlagen, Instrumente und Best Practices. Wiesbaden: Springer Gabler; 2017. 700 p. DOI: 10.1007/978–3–658–12388–8
9. Zollenkop M., Lässig R. Digitalisierung im Industriegütergeschäft. In: Schallmo D., Rusnjak A., Anzengruber J., Werani T., Jünger M., eds. Digitale Transformation von Geschäftsmodellen: Grundlagen, Instrumente und Best Practices. Wiesbaden: Springer Gabler; 2017:59–95. DOI: 10.1007/978–3–658–12388–8_3
10. Machado C. G., Winroth M., Carlsson D., Almström P., Centerholt V., Hallin M. Industry 4.0 readiness in manufacturing companies: Challenges and enablers towards increased digitalization. Procedia CIRP. 2019;81:1113–1118. DOI: 10.1016/j.procir.2019.03.262
11. Когденко В. Г. Методика финансового анализа компаний цифровой экономики. Учет. Анализ. Аудит. 2018;5(3):94–109. DOI: 10.26794/2408–9303–2018–5–3–94–109
12. Monastyrsky U. E. Role of losses in the financial statements of digital companies. In: Ashmarina S. I., Mantulenko V. V., eds. Current achievements, challenges and digital chances of knowledge based economy. Cham: Springer-Verlag; 2021:341–346. (Lecture Notes in Networks and Systems. Vol. 133). DOI: 10.1007/978–3–030–47458–4_40
13. Ахтямов М. К., Гончар Е. А., Тихонова Н. В. Оценка интеллектуального капитала организации как элемента внутренней стоимости предприятия. Креативная экономика. 2016;10(8):945–960. DOI: 10.18334/ce.10.8.35851
14. Духнич Ю. Интеллектуальный капитал: составляющие, управление, оценка. Корпоративный менеджмент. 26.08.2014. URL: https://www.cfin.ru/management/strategy/competit/Intellectual_Capital.shtml
15. Sveiby K. E. Methods for measuring intangible assets. 2001. URL: https://www.sveiby.com/files/pdf/intangiblemethods.pdf
16. Govindarajan V., Rajgopal S., Srivastava A. Why we need to update financial reporting for the digital era. Harvard Business Review. June 08, 2018. URL: https://hbr.org/2018/06/why-we-need-to-update-financialreporting-for-the-digital-era?referral=03758&cm_vc=rr_item_page.top_right
17. Krishnan S. Digital companies and the valuation of intangible assets. Toptal. 2015. URL: https://www.toptal.com/finance/valuation/valuation-of-intangible-assets
18. Заман А. Репутационный риск: управление в целях создания стоимости. Пер. с англ. М.: Олимп-Бизнес; 2008. 416 с.
19. Govindarajan V., Rajgopal S., Srivastava A. Why financial statements don’t work for digital companies. Harvard Business Review. Feb. 26, 2018. URL: https://hbr.org/2018/02/why-financial-statements-dont-workfor-digital-companies
20. McKenzie R.B., Tullock G. The new world of economics: A remake of a classic for new generations of economics students. Berlin, Heidelberg: Springer-Verlag; 2012. 559 р.
Рецензия
Для цитирования:
Скоков Р.Ю. Особенности и закономерности функционирования финансовых ресурсов цифровых компаний. Финансы: теория и практика/Finance: Theory and Practice. 2022;26(5):158-172. https://doi.org/10.26794/2587-5671-2022-26-5-158-172
For citation:
Skokov R.Yu. Features and Patterns of Functioning of Financial resources of Digital companies. Finance: Theory and Practice. 2022;26(5):158-172. https://doi.org/10.26794/2587-5671-2022-26-5-158-172