Влияние качества институционального устройства экономики на доходное неравенство домохозяйств: результаты кросс-национального исследования
https://doi.org/10.26794/2587-5671-2022-26-5-186-206
Аннотация
Качество институционального устройства и эффективность работы государственных институтов является важными условиями для устойчивого и динамичного экономического роста. Данные факторы могут оказывать значительное влияние на динамику экономического неравенства и бедности в стране. Количество публикаций на эту тему начало активно увеличиваться около 20–30 лет назад. Ученые искали ответ на вопрос о том, способно ли правительство оказывать существенное влияние на проблему растущего с 1980-х гг. экономического неравенства и от чего это зависит. Данная тема сохраняет свою актуальность и сегодня, поскольку по состоянию на текущий момент не были получены все необходимые ответы.
Цель исследования — уточнение взаимосвязей между качеством институционального устройства экономики и доходным неравенством домохозяйств.
Использованы методы: анализа и синтеза, систематизации, классификации и категоризации информации, классического корреляционного анализа, а также метода анализа качественной попарной корреляции. Установлено, что в отдельно взятых странах наблюдается достаточно высокая зависимость между анализируемыми переменными, которая может принимать как отрицательные, так и положительные значения. Анализируя полную выборку стран, а также группируя ее по уровню доходного неравенства, мы не выявили какой-либо закономерности или особого признака, по которому зависимость между исследуемыми переменными становится более выраженной и отдаленной от нуля. Показано, что значение корреляции между переменным находится чуть ниже нуля по коэффициенту корреляции Пирсона. Более однозначные результаты были получены, когда список стран был отфильтрован по показателю индекса прозрачности неравенства. Анализируя эту часть выборки, мы получили результаты с умеренно отрицательной зависимостью между исследуемыми переменными.
Сделан вывод, что для развитых стран с эффективным правительством и сравнительно невысоким уровнем доходного неравенства снижение качества институционального устройства экономики в среднем будет сопровождаться ростом доходного неравенства и наоборот.
Об авторе
М. Л. ДорофеевРоссия
Михаил Львович Дорофеев — кандидат экономических наук, доцент департамента общественных финансов
Москва
Конфликт интересов:
автор заявляет об отсутствии конфликта интересов
Список литературы
1. Дорофеев М. Л. Анализ причин долгосрочных изменений экономического неравенства в мировой экономике. Финансы: теория и практика. 2020;24(6):174–186. DOI: 10.26794/2587–5671–2020–24–6– 174–186
2. Dorofeev M. L. Analysis of the causes of long-term changes in economic inequality in the global economy. Finance: Theory and Practice. 2020;24(6):174–186. DOI: 10.26794/2587–5671–2020–24–6–174–186
3. Dorofeev M. L. Does income inequality create excessive threats to the sustainable development of Russia? Evidence from intercountry comparisons via analysis of inequality heatmaps. Economies. 2021;9(4):166. DOI: 10.3390/economies9040166
4. Dorofeev M. L. Interrelations between income inequality and sustainable economic growth: Contradictions of empirical research and new results. Economies. 2022;10(2):44. DOI: 10.3390/economies10020044
5. Дорофеев М. Л. Классификация факторов, оказывающих влияние на динамику социально-экономического неравенства домохозяйств. Сибирская финансовая школа. 2021;(3):11–16.
6. Dorofeev M. L. Classification of factors influencing the dynamics of household socio-economic inequality. Sibirskaya finansovaya shkola = Siberian Financial School. 2021;(3):11–16. (In Russ.).
7. Капелюшников Р. И. Неравенство: как не примитизировать проблему. Вопросы экономики. 2017;(4):117–139. DOI: 10.32609/0042–8736–2017–4–117–139
8. Kapeliushnikov R. I. Inequality: How not to primitivize the problem. Voprosy ekonomiki. 2017;(4):117–139. (In Russ.). DOI: 10.32609/0042–8736–2017–4–117–139
9. Karaev A. K., Gorlova O. S., Sedova M. L. et al. Improving the accuracy of forecasting the TSA daily budgetary fund balance based on wavelet packet transforms. Journal of Open Innovation: Technology, Market, and Complexity. 2022;8(3):107. DOI: 10.3390/joitmc8030107
10. Carvalho J., Fernandes M., Lambert V., Lapsley I. Measuring fire service performance: A comparative study. International Journal of Public Sector Management. 2006;19(2):165–179. DOI: 10.1108/09513550610650428
11. Pollitt C., Bouckaert G. Public management reform: A comparative analysis. 2nd ed. Oxford: Oxford University Press; 2004. 345 p.
12. Kaufmann D., Kraay A., Mastruzzi M. Governance matters V: Aggregate and individual governance indicators for 1996–2005. World Bank Policy Research Working Paper. 2006;(4012). URL: http://info.worldbank.org/governance/wgi/pdf/govmatters5.pdf (accessed on 20.11.2021).
13. Букетова А. В., Четверикова Н. А. Оценка эффективности государственного управления. Актуальные вопросы современной экономики. 2021;(5):71–78. DOI: 10.34755/IROK.2021.99.23.084
14. Buketova A. V., Chetverikova N. A. Assessing the effectiveness of public administration. Aktual’nye voprosy sovremennoi ekonomiki = Topical Issues of the Modern Economy. 2021;(5):71–78. (In Russ.). DOI: 10.34755/IROK.2021.99.23.084
15. Brewer G. A., Choi Y., Walker R. M. Accountability, corruption and government effectiveness in Asia: An exploration of World Bank governance indicators. International Public Management Review. 2007;8(2):200– 219. DOI: 10.1016/S 0732–1317(08)17012–9
16. Popkova E. G., De Bernardi P., Tyurina Y. G., Sergi B. S. A theory of digital technology advancement to address the grand challenges of sustainable development. Technology in Society. 2022;68:101831. DOI: 10.1016/j.techsoc.2021.101831
17. Boyne G. A., Meier K. J., O’Toole L.J., Jr., Walker R. M., eds. Public service performance: Perspectives on measurement and management. Cambridge: Cambridge University Press; 2006. 319 p.
18. Court J., Kristen P., Weder B. Bureaucratic structure and performance: First Africa survey results. 1999. URL: https://archive.unu.edu/hq/academic/Pg_area4/pdf/unu-research.pdf
19. Rauch J. E., Evans P. B. Bureaucratic structure and bureaucratic performance in less developed countries. Journal of Public Economics. 2000;75(1):49–71. DOI: 10.1016/S0047–2727(99)00044–4
20. Islam R., Montenegro C. E. What determines the quality of institutions? World Bank Policy Research Working Paper. 2002;(2764). URL: https://openknowledge.worldbank.org/bitstream/handle/10986/15725/multi0page.pdf?sequence=1&isAllowed=y (accessed on 01.12.2021).
21. Acemoglu D., Robinson J. A. Why nations fail: The origins of power, prosperity, and poverty. New York: Crown Publishers; 2012. 529 p.
22. Дорофеев М. Л. Концептуальные ловушки в регулировании социально-экономического неравенства российских домохозяйств. Банковское дело. 2021;(11):20–27.
23. Dorofeev M. L. Conceptual traps in regulating the socio-economic inequality of Russian households. Bankovskoe delo = Banking. 2021;(11):20–27. (In Russ.).
24. Hoff K., Stiglitz J. E. After the Big Bang? Obstacles to the emergence of the rule of law in post-communist societies. The American Economic Review. 2004;94(3):753–763. DOI: 10.1257/0002828041464533
25. Alesina A. F., Angeletos G.-M. Fairness and redistribution: US vs. Europe. The American Economic Review. 2005;95(3):913–935. DOI: 10.1257/0002828054825655
26. Josifidis K., Supić N., Beker Pucar E. Institutional quality and income inequality in the advanced countries. Panoeconomicus. 2017;64(2):169–188. DOI: 201710.2298/PAN1702169J
27. Zhuang J., de Dios E., Lagman-Martin A. Governance and institutional quality and the links with economic growth and income inequality: With special reference to developing Asia. ADB Economics Working Paper Series. 2010;(193). URL: https://think-asia.org/bitstream/handle/11540/1537/economics-wp193.pdf?sequence=1
28. Pedauga L. E., Pedauga L. D., Delgado-Márquez B. L. Relationships between corruption, political orientation, and income inequality: Evidence from Latin America. Applied Economics. 2017;49(17):1689–1705. DOI: 10.1080/00036846.2016.1223830
29. Kotschy R., Sunde U. Democracy, inequality, and institutional quality. European Economic Review. 2017;91:209–228. DOI: 10.1016/j.euroecorev.2016.10.006
30. Batabyal S., Chowdhury A. Curbing corruption, financial development and income inequality. Progress in Development Studies. 2015;15(1):49–72. DOI: 10.1177/1464993414546
31. Berisha E., Meszaros J., Olson E. Income inequality, equities, household debt, and interest rates: Evidence from a century of data. Journal of International Money and Finance. 2018;80:1–14. DOI: 10.1016/j.jimonfin.2017.09.012
32. Policardo L., Carrera E. J.S. Corruption causes inequality, or is it the other way around? An empirical investigation for a panel of countries. Economic Analysis and Policy. 2018;59:92–102. DOI: 10.1016/j. eap.2018.05.001
33. Sulemana I., Kpienbaareh D. An empirical examination of the relationship between income inequality and corruption in Africa. Economic Analysis and Policy. 2018;60:27–42. DOI: 10.1016/j.eap.2018.09.003
34. Dwiputri I. N., Arsyad L., Pradiptyo R. The corruption-income inequality trap: A study of Asian countries. Economics Discussion Paper. 2018;(81). URL: http://www.economics-ejournal.org/dataset/PDFs/discussionpapers_2018–81.pdf (accessed on 25.10.2021).
35. Gimba O. J., Seraj M., Ozdeser H. What drives income inequality in sub-Saharan Africa and its sub-regions? An examination of long-run and short-run effects. African Development Review. 2021;33(4):729–741. DOI: 10.1111/1467–8268.12603
36. Blancheton B., Chhorn D. Government intervention, institutional quality, and income inequality: Evidence from Asia and the Pacific, 1988–2014. Asian Development Review. 2021;38(1):176–206. DOI: 10.1162/adev_a_00162
37. Chu L. K., Hoang D. P. How does economic complexity influence income inequality? New evidence from international data. Economic Analysis and Policy. 2020;68:44–57. DOI: 10.1016/j.eap.2020.08.004
38. Adeleye N., Osabuohien E., Bowale E. The role of institutions in the finance-inequality nexus in SubSaharan Africa. Journal of Contextual Economics. 2017;137(1–2):173–192. DOI: 10.3790/schm.137.1–2.173
39. Pomeranz E. F., Stedman R. C. Measuring good governance: Piloting an instrument for evaluating good governance principles. Journal of Environmental Policy & Planning. 2020;22(3):428–440. DOI: 10.1080/1523908X.2020.1753181
40. Lockwood M., Davidson J., Curtis A., Stratford E., Griffith R. Governance principles for natural resources management. Society & Natural Resources. 2010;23(10):986–1001. DOI: 10.1080/08941920802178214
41. Bourguignon F. The poverty-growth-inequality triangle. Indian Council for Research on International Economic Relations Working Paper. 2004;(125). URL: http://www.icrier.org/pdf/wp125.pdf (accessed on 01.12.2021).
Рецензия
Для цитирования:
Дорофеев М.Л. Влияние качества институционального устройства экономики на доходное неравенство домохозяйств: результаты кросс-национального исследования. Финансы: теория и практика/Finance: Theory and Practice. 2022;26(5):186-206. https://doi.org/10.26794/2587-5671-2022-26-5-186-206
For citation:
Dorofeev M.L. Impact of the Quality of the Institutional Structure of the Economy on Income Inequality of Households: Results of a Cross-National Study. Finance: Theory and Practice. 2022;26(5):186-206. https://doi.org/10.26794/2587-5671-2022-26-5-186-206