Оценка недополучения налога на добавленную стоимость в Узбекистане
https://doi.org/10.26794/2587-5671-2023-27-2-131-139
Аннотация
Предметом исследования является изучение теоретической литературы по оценке эффективности механизма налога на добавленную стоимость (НДС), а также выявление критериев анализа механизма НДС. Цель научной работы — исследовать методы оценки эффективности механизма НДС и на этой основе оценить недобор НДС в Узбекистане и факторы, влияющие на него. Важность исследования подтверждается значительным вкладом данного налога в достаточность и стабильность бюджетных доходов в странах с механизмом налога на потребление. Для расчета недобора НДС используется математический подход, основанный на коэффициенте C-efficiency (Collection efficiency). Данная модель оценивает несоответствие между фактическими поступлениями НДС и максимальной суммой налоговых поступлений, которую можно было бы получить, облагая налогом все (и только) конечные потребительские расходы в экономике. Новизна исследования обоснована адаптацией модели к спецификации структуры НДС в Узбекистане и последними данными для оценки разрыва НДС. В результате исследования сделан вывод, что механизм НДС в Узбекистане в два раза неэффективнее идеального механизма. Оценки показывают, что в период с 2016 по 2020 г. в среднем четверть потенциального дохода от НДС не собирается из-за разрыва в соблюдении требований (Compliance Gap), в то время как разрыв в политике (Policy Gap) ответственен за более чем треть идеальной потери дохода от НДС. Для повышения уровня соответствия рекомендуется оптимизировать системы сбора и контроля в дополнение к модификации политики, включающей реформы объектов налогообложения, субъектов, ставок, стимулов и других элементов налогообложения.
Ключевые слова
JEL: H21, H25, H26, E62, K34
Об авторе
И. М. НиязметовУзбекистан
Исломбек Машарипович Ниязметов - доктор экономических наук, заведующий кафедрой налоговой политики
Ташкент
Конфликт интересов:
автор заявляет об отсутствии конфликта интересов
Список литературы
1. Kowal A., Przekota G. VAT efficiency — a discussion on the VAT system in the European Union. Sustainability. 2021;13(9):4768. DOI: 10.3390/su13094768
2. Mudiyanselage H. K., Chen S. X. What impairs the ‘money machine’ of VAT in developing countries? International Tax and Public Finance. 2022;29(5):1128–1159. DOI: 10.1007/s10797–021–09705-x
3. Hoseini M., Briand O. Production efficiency and self-enforcement in value-added tax: Evidence from state-level reform in India. Journal of Development Economics. 2020;144:102462. DOI: 10.1016/j.jdeveco.2020.102462
4. Rakhmonov А., Safarov U. Compliance and administrative problems of Uzbekistan’s VAT mechanism. Society and Innovations. 2021;2(S 7):113–137. (In Russ.). DOI: 10.47689/2181–1415-vol2-iss7/S-pp113–137
5. Ebrill L., Keen M., Bodin J.-P., Summers V. The modern VAT. Washington, DC: International Monetary Fund; 2001. 241 p. URL: https://www.joserobertoafonso.com.br/wp-content/uploads/2020/10/07173-9781451931761.pdf
6. Keen M. The anatomy of the VAT. IMF Working Paper. 2013;(111). URL: https://www.imf.org/external/pubs/ft/wp/2013/wp13111.pdf
7. Bruno R. L. Tax enforcement, tax compliance and tax morale in transition economies: A theoretical model. European Journal of Political Economy. 2019;56:193–211. DOI: 10.1016/j.ejpoleco.2018.08.006
8. Alm J., Kasper M. Using behavioural economics to understand tax compliance. Economic and Political Studies. 2022. DOI: 10.1080/20954816.2022.2117676
9. Ueda J. The evolution of potential VAT revenues and C-efficiency in advanced economies. IMF Working Paper. 2017;(158). DOI: 10.5089/9781484305874.001
10. Poniatowski G., Bonch-Osmolovskiy M., Durán-Cabré J., Esteller-Moré A., Śmietanka A. Study and reports on the VAT gap in the EU-28 member states: 2019 final report. Vienna: IHS, Institute for Advanced Studies; 2019. 79 p. (TAXUD/2015/CC/131). URL: https://taxation-customs.ec.europa.eu/system/files/2019-09/vat-gap-fullreport-2019_en.pdf
11. Lešnik T., Jagrič T., Jagrič V. VAT gap dependence and fiscal administration measures. Naše gospodarstvo/Our Economy. 2018;64(2):43–51. DOI: 10.2478/ngoe-2018–0011
12. Thackray M., Alexova M. The revenue administration — gap analysis program: An analytical framework for excise gap estimation. IMF Technical Notes and Manuals. 2017;(05). URL: https://www.imf.org›Files›TNM›tnm1705
13. Hutton E. The revenue administration — gap analysis program: Model and methodology for value-added tax gap estimation. IMF Technical Notes and Manuals. 2017;(04). URL: https://www.imf.org/en/Publications/TNM/Issues/2017/04/07/The-Revenue-AdministrationGap-Analysis-Program-Model-and-Methodology-for-Value-Added-Tax-Gap-44715
14. Pluskota A. VAT gap determinants in the European Union and Poland. Ekonomia i Prawo/Economics and Law. 2022;21(3):623–633. DOI: 10.12775/EiP.2022.033
15. Tarhova E. VAT split payment — a tricky matter of aiming at the best design and combination. Financial Law Review. 2021;21(1):107–124. DOI: 10.4467/22996834FLR.21.008.13637
Рецензия
Для цитирования:
Ниязметов И.М. Оценка недополучения налога на добавленную стоимость в Узбекистане. Финансы: теория и практика/Finance: Theory and Practice. 2023;27(2):131-139. https://doi.org/10.26794/2587-5671-2023-27-2-131-139
For citation:
Niyazmetov I.M. Estimating Value Added Tax Gap in Uzbekistan. Finance: Theory and Practice. 2023;27(2):131-139. https://doi.org/10.26794/2587-5671-2023-27-2-131-139