Влияние развития интернет-торговли на инфляцию в России
https://doi.org/10.26794/2587-5671-2023-27-4-194-205
Аннотация
В течение последних лет в России и в мире наблюдается скачок развития сегмента интернет-торговли, что актуализирует оценку дезинфляционного эффекта этого процесса. Предметом исследования является влияние развития интернет-торговли на инфляцию. Цель работы заключается в выявлении механизмов влияния развития интернетторговли на инфляцию и в эмпирической проверке наличия дезинфляционного эффекта на российских данных. Исследование проведено с опорой на метод систематизации, дескриптивный анализ, эконометрический анализ на панельных данных. По результатам исследования представлено резюме странового опыта выявления влияния интернет-торговли на инфляцию, а также проведена эмпирическая проверка наличия дезинфляционного эффекта интернет-торговли в регионах России. Авторы приходят к выводу о доминировании понижательного давления развития интернет-торговли на цены. Эконометрический анализ подтвердил это на российских региональных данных в 2014–2020 гг. Научная новизна работы заключается в систематизации каналов влияния интернет-торговли на макроэкономические показатели и подтверждении наличия дезинфляционного эффекта распространения интернетторговли на российских данных. Рекомендация исследования состоит в учете фактора понижательного давления на цены в практике денежно-кредитной политики России по мере дальнейшего развития интернет-торговли.
Ключевые слова
JEL: C23, E31, O33, O57
Об авторах
А. М. ГребенкинаРоссия
Алина Михайловна Гребенкина — кандидат экономических наук, научный сотрудник; доцент
Москва
Конфликт интересов:
авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов
М. Н. Кузнецова
Россия
Мария Николаевна Кузнецова — научный сотрудник Центра изучения проблем центральных банков Института прикладных экономических исследований (ИПЭИ)
Москва
Конфликт интересов:
авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов
Е. В. Синельникова-Мурылева
Россия
Елена Владимировна Синельникова-Мурылева — кандидат экономических наук, старший сотрудник Центра изучения проблем центральных банков Института прикладных экономических исследований (ИПЭИ)
Москва
Конфликт интересов:
авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов
Список литературы
1. Samuelson P. The transfer problem and transport costs, II: Analysis of effects of trade impediments. The Economic Journal. 1954;64(254):264–289. DOI: 10.2307/2226834
2. Hsing Y., Morgan Y.-C., Phillips A.S., Phillips C. Internet usage and economic growth: The case of Mexico. Quantitative Economics and Management Studies. 2020;1(6):383–389. DOI: 10.35877/454RI.qems224
3. Kithinji E., Onono P. Effect of electronic commerce on output and total factor productivity in Kenia. Journal of Economics and Political Economy. 2020;7(2):101–130. URL: https://ir-library.ku.ac.ke/bitstream/handle/123456789/22699/Effect%20of%20electronic%20commerce%20on%20output%20and%20total. pdf?sequence=1&isAllowed=y
4. Autor D.H., Dorn D. The growth of low-skill service jobs and the polarization of the US labor market. American Economic Review. 2013;103(5):1553–1597. DOI: 10.1257/aer.103.5.1553
5. Csonto B., Huang Y., Tovar C.E.Is digitalization driving domestic inflation? IMF Working Paper. 2019;(271). URL: https://www.imf.org/en/Publications/WP/Issues/2019/12/06/Is-Digitalization-Driving-Domestic-Inflation‑48786
6. Jo Y., Matsumura M., Weinstein D. The impact of e-commerce on relative prices and consumer welfare. NBER Working Paper. 2019;(26506). URL: https://www.nber.org/system/files/working_papers/w26506/w26506.pdf
7. Jensen R. The digital provide: Information (technology), market performance, and the welfare in the South Indian fisheries sector. The Quarterly Journal of Economics. 2007;122(3):879–924. DOI: 10.1162/qjec.122.3.879
8. He Y., Li J., Wu X., Jiang J. Impact of e-commerce on international trade — based on a Icemerg cost model. International Journal of Trade, Economics and Finance. 2011;2(3):175–178. DOI: 10.7763/IJTEF.2011.V2.99
9. Krugman P.Increasing returns and economic geography. Journal of Political Economy. 1991;99(3):483–499. URL: https://pr.princeton.edu/pictures/g-k/krugman/krugman-increasing_returns_1991.pdf
10. Dinerstein M., Einav L., Levin J., Sundaresan S. Consumer price search and platform design in internet commerce. American Economic Review. 2018;108(7):1820–1859. DOI: 10.1257/aer.20171218
11. Charbonneau K., Evans A., Sarker S., Suchanek L. Digitalization and inflation: A review of literature. Bank of Canada Staff Analytical Note. 2017;(20). URL: https://www.banqueducanada.ca/wp-content/uploads/2017/11/san2017–20. pdf
12. Glenn E., Wolitzky A. A search cost model of obfuscation. The RAND Journal of Economics. 2012;43(3):417–441. DOI: 10.1111/j.1756–2171.2012.00180.x
13. Einav L., Kuchler T., Levin J., Sundaresan N. Assessing sale strategies in online markets using matched listings. American Economic Journal: Microeconomics. 2015;7(2):215–247. DOI: 10.1257/mic.20130046
14. Gorodnichenko Y., Talavera O. Price setting in online markets: basic facts, international comparisons and crossborder integration. American Economic Review. 2017;107(1):249–282. DOI: 10.1257/aer.20141127
15. Goyal A.Information, direct access to farmers, and rural market performance in Central India. American Economic Journal: Applied Economics. 2010;2(3):22–45. DOI: 10.1257/app.2.3.22
16. Lacuesta A., Roldan P., Serrano-Puente D.Effects of e-commerce on prices and business competition. Bank of Spain Analytical Articles. 2020;(4). URL: https://repositorio.bde.es/bitstream/123456789/14121/1/be2004-art38e.pdf 17. Кулаков М.В., Виноградов А.А. Исследование влияния развития электронной торговли на инфляцию в зоне евро. Научно-технические ведомости уркого гственного политехнического университета. Экономические науки. 2020;13(2):110–119. DOI: 10.18721/JE.13210
17. Yi M.H., Choi C. The effect of the Internet on inflation: Panel data evidence. Journal of Policy Modeling. 2005;27(7):885–889. DOI: 10.1016/j.jpolmod.2005.06.008
18. Перевышин Ю.Н., Синельников-Мурылев С.Г., Трунин П.В. Факторы дифференциации цен в российских регионах. Экономический журнал Высшей школы экономики. 2017;21(3):361–384.
19. Синельников-Мурылев С.Г., Перевышин Ю.Н., Трунин П.В. Различия темпов роста потребительских цен в российских регионах: эмпирический анализ. Экономика региона. 2020;16(2):479–493. DOI: 10.17059/2020–2–11
Рецензия
Для цитирования:
Гребенкина А.М., Кузнецова М.Н., Синельникова-Мурылева Е.В. Влияние развития интернет-торговли на инфляцию в России. Финансы: теория и практика/Finance: Theory and Practice. 2023;27(4):194-205. https://doi.org/10.26794/2587-5671-2023-27-4-194-205
For citation:
Grebenkina A.M., Kuznetsova M.N., Sinelnikova-Muryleva Е.V. The Impact of the Development of E-Commerce on Inflation in Russia. Finance: Theory and Practice. 2023;27(4):194-205. https://doi.org/10.26794/2587-5671-2023-27-4-194-205