Preview

Финансы: теория и практика/Finance: Theory and Practice

Расширенный поиск

Оценка финансовой устойчивости авиакомпаний с различными бизнес-моделями до, во время и после пандемии COVID-19

https://doi.org/10.26794/2587-5671-2024-28-1-177-187

Аннотация

Российский рынок авиаперевозок впервые после резкого снижения пассажиропотока в 2020 г. показал темпы роста выручки на пассажиро-километр в 2021 г. Это свидетельствует о шаге к восстановлению после крупнейшего за всю историю отрасли кризиса. Цель исследования — оценить финансовую устойчивость российских авиаперевозчиков за три года: 2019 (до COVID-19), 2020 (COVID-19) и 2021 (после COVID-19) — с помощью применения моделей прогнозирования вероятности банкротства. Анализ проводился для четырех авиакомпаний, каждая из которых придерживается своей бизнес-модели (национальный флагманский перевозчик, низкобюджетный, ультранизкобюджетный и региональный перевозчик). Были определены рыночные позиции каждой авиакомпании, что свидетельствует о быстром росте низкобюджетных перевозчиков даже во время кризиса COVID-19. То же самое нельзя сказать о полносервисных авиакомпаниях, которые больше всех упали как по прибыли, так и по количеству перевозок. Расчеты по моделям банкротства показали, что бюджетные авиакомпании были более финансово устойчивы во время пандемии COVID-19, в то время как полносервисные авиаперевозчики испытывали неопределенность в течение 2020 г. и постепенно восстановились только в 2021 г. Эти результаты совпадают с данными других исследований, касающихся того, какая бизнес-модель менее уязвима во время кризисов, однако это сильно зависит от региона, в котором работают авиакомпании: как низкобюджетные перевозчики, так и авиакомпании с полным спектром услуг, по мнению других авторов, демонстрируют высокую финансовую устойчивость. Такое противоречие в текущем исследовании подчеркивает актуальность дальнейшего изучения этой проблемы для получения более конкретных результатов.

Об авторах

О. В. Савчина
Российский университет дружбы народов
Россия

Оксана Владимировна Савчина — кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита

Москва



Д. А. Павлинов
Российский университет дружбы народов
Россия

Дмитрий Алексеевич Павлинов — аспирант кафедры финансов и кредита

Москва



Список литературы

1. Chen P.Analysis on the reasons of delta bankruptcy. In: Proc. 3rd Int. conf. on economic management and cultural industry (ICEMCI 2021). Dordrecht: Atlantis Press; 2021:1123–1128. (Advances in Economics, Business and Management Research. Vol. 203). DOI: 10.2991/assehr.k.211209.182

2. Gritta R.D., Adrangi B., Davalos S., Bridght D. A review of the history of air carrier bankruptcy forecasting and the application of various models to the US airline industry: 1980–2005. In: Gratzer K., Stiefel D., eds. History of insolvency and bankruptcy from an international perspective. Huddinge: Södertörns högskola; 2008:193–214. (Södertörn Academic Studies. No. 38). URL: https://www.diva-portal.org/smash/get/diva2:213027/fulltext01.pdf

3. Diaconu L. Coronavirus pandemic and airline industry: Between facts in prospects. In: Tacu Hârșan G.-D., Haller A.-P., Ungureanu D., eds. Romanian rural tourism in international context: Present and prospects. Iași: Performantica; 2021;47:81–92. URL: https://zenodo.org/records/5726331

4. Shi Y., Li X. Determinants of financial distress in the European air transport industry: The moderating effect of being a flag-carrier. PLoS One. 2021;16(11): e0259149. DOI: 10.1371/journal.pone.0259149

5. Bachwich A.R., Wittman M.D. The emergence and effects of the ultra-low-cost carrier (ULCC) business models in the U.S. airline industry. Journal of Air Transport Management. 2017;62:155–164. DOI: 10.1016/j.jairtraman.2017.03.012

6. Savchina O.V., Pavlinov D.A., Bobkov A.L., Konovalova N. Comparative analysis of the financial stability of renewable-based electricity companies: The case for hydroelectric organizations. International Journal of Energy Economics and Policy. 2022;12(5):392–408. DOI: 10.32479/ijeep.13575

7. Savchina O.V., Pavlinov D.A., Savchina O.V. Financial stability of electricity companies in the context of macroeconomic instability and the COVID 19 pandemic. International Journal of Energy Economics and Policy. 2021;11(5):85–98. DOI: 10.32479/ijeep.11575

8. Altman E.I. An emerging market credit scoring system for corporate bonds. Emerging Markets Review. 2005;6(4):311–323. DOI: 10.1016/j.ememar.2005.09.007

9. Chow G., Gritta R.D., Leung E. A multiple discriminant analysis approach to gauging air carrier bankruptcy propensities: The Airscore model. Journal of the Transportation Research Forum. 1991;31(2):371–377. DOI: 10.22004/ag.econ.317357

10. Pilarski A., Dinh T. Numerical scoring approach to credit risk analysis. In: Butler G.F., Keller M.L., eds. Handbook of airline finance. New York, NY: McGraw-Hill Book Co.; 1999:329–342.

11. Koptseva E.P., Paristova L.P., Sycheva E.G. Model for determining the probability of airline bankruptcy. Transport Research Procedia. 2022;61:164–170. DOI: 10.1016/j.trpro.2022.01.026

12. Shome S., Verma S. Financial distress in Indian aviation Industry: Investigation using bankruptcy prediction models. Eurasian Journal of Business and Economics. 2020;13(25):91–109. DOI: 10.17015/ejbe.2020.025.06

13. Fontanent-Pérez P., Vázquez X.H., Carou D. The impact of the COVID 19 crisis on the US airline market: Are current business models equipped for upcoming changes in the air transport sector? Case Studies on Transport Policy. 2022;10(1):647–656. DOI: 10.1016/j.cstp.2022.01.025

14. Huang C.C., Hsu C.C., Collar E.An evaluation of the operational performance and profitability of the U.S. airlines. International Journal of Global Business and Competitiveness. 2021;16(2):73–85. DOI: 10.1007/s42943–021–00031-x

15. Kökény L., Kenesei Z., Neszveda G.Impact of COVID 19 on different business models of European airlines. Current Issues in Tourism. 2022;25(3):458–474. DOI: 10.1080/13683500.2021.1960284


Рецензия

Для цитирования:


Савчина О.В., Павлинов Д.А. Оценка финансовой устойчивости авиакомпаний с различными бизнес-моделями до, во время и после пандемии COVID-19. Финансы: теория и практика/Finance: Theory and Practice. 2024;28(1):177-187. https://doi.org/10.26794/2587-5671-2024-28-1-177-187

For citation:


Savchina O.V., Pavlinov D.A. Assessment of the Financial Stability of Airlines with Different Business Models before, during and after the COVID-19 Pandemic. Finance: Theory and Practice. 2024;28(1):177-187. https://doi.org/10.26794/2587-5671-2024-28-1-177-187

Просмотров: 515


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2587-5671 (Print)
ISSN 2587-7089 (Online)