Налоговые преференции в пространственном развитии страны: терминологический аспект исследования
https://doi.org/10.26794/2587-5671-2024-28-4-108-121
Аннотация
Для гармоничного социально-экономического развития Российской Федерации определены национальные цели в наиболее важных сферах государства. Первый Указ Президента Российской Федерации, подписанный В. В. Путиным 07. 05. 2024, определил национальные цели до 2030 г. и на период до 2036 г. Стратегия пространственного развития России до 2030 г. направлена на снижение высокого уровня неравномерности развития отдельных территориальных частей государства, что повысит устойчивость экономики. В обеспечении достижения поставленных целей и соответствующих задач заметная роль отводится налоговым инструментам стимулирующего характера. Для реализации задачи повышения эффективности налоговых инструментов воздействия на экономические процессы важно иметь корректный взгляд на используемую при разработке экономической, в том числе налоговой, политики терминологию, что и стало центральным предметом исследования.
Цель исследования — предложить авторскую идентификацию таких дефиниций, как: пространственное, территориальное, региональное, кластерное развитие; налоговые преференции и налоговые льготы; специальные налоговые режимы; региональная налоговая политика и других.
Показано, что выделение пространственного развития как объекта влияния налоговой политики является результатом институализации многоуровневого налогового регулирования. Предложена классификация налоговых преференций с выделением, имеющих значение для пространственного развития и служащих доказательством того, что специальные налоговые режимы — форма преференций. Осуществлена классификация налогового инструментария как проявление многоуровневой системы налогового регулирования в контексте стимулирования пространственного развития страны. Констатируется многообразие специальных налоговых режимов, содержательное наполнение которых осуществляется как в рамках региональной налоговой политики, так и исходя из компетенции налоговой политики регионов. Вывод: применение теоретически выверенной налоговой терминологии при обосновании налоговых нововведений позволит повысить качество принимаемых решений в целях пространственного развития страны.
Об авторе
Л. И. ГончаренкоРоссия
Любовь Ивановна Гончаренко, доктор экономических наук, профессор, научный руководитель
факультет налогов, аудита и бизнес-анализа; кафедра налогов и налогового администрирования
Москва
Конфликт интересов:
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов
Список литературы
1. Симакова Д. Е. Эволюционные изменения пространственного развития как объект налогового стимулирования. Экономика и управление: проблемы, решения. 2023;4(10):124–130. DOI: 10.36871/ek.up.p.r.2023.10.04.017
2. Борисенко О. К. Кластерное развитие регионов России. Вестник МГТУ. Труды Мурманского государственного технического университета. 2012;15(1):143–148.
3. Гончаренко Л. И., Адвокатова А. С., Косенкова Ю. Ю. Специальные налоговые режимы как инструменты пространственного экономического развития в новых условиях. Экономика. Налоги. Право. 2021;14(6):127–136. URL: https://elib.fa.ru/art2021/bv2358.pdf/download/bv2358.pdf
4. Гончаренко Л. И., Вишневский В. П., Гурнак А. В. и др. Исследование альтернативных концепций налогового регулирования как фактора обеспечения новой индустриальной революции в России. М.: КноРус; 2023. 486 с.
5. Балацкий Е. В. Глобальные вызовы четвертой промышленной революции. Terra Economicus. 2019;17(2):6–22. DOI: 10.23683/2073–6606–2019–17–2–6–22
6. Бахшян Э. А. Налоговое стимулирование развития инновационных и промышленных кластеров в России с использованием механизмов ОЭЗ и ТОСЭР. Налоги и налогообложение. 2019;(9):1–13. DOI: 10.7256/2454–065x.2019.9.30793
7. Пансков В. Г. Проблемы и перспективы налоговой политики в целях устойчивого развития регионов. Экономика. Налоги. Право. 2024;17(1):34–43. DOI: 10.26794/1999–849X-2024–17–1–34–43
8. Баландина А. С. Анализ теоретических аспектов налоговых льгот и налоговых преференций. Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2011;(4):105–110.
9. Тютюрюков Н. Н., Тернопольская Г. Б., Тютюрюков В. Н. Налоговые льготы и преференции: цель одна, а механизм — разный. Налоговая политика и практика. 2009;(10):18–23.
10. Майбуров И. А., Иванов Ю. Б., ред. Налоговые льготы. Теория и практика применения. М.: ЮНИТИ-ДАНА; 2014. 487 с.
11. Hagemann R. P., Jones B. R., Montador B. R. Tax reform in OECD countries: Economic rationale and consequences. OECD Economics Department Working Papers. 1987;(40). DOI: 10.1787/082177701741
12. Cheesman A. Special economic zone & development: Geography and linkages in the Indian EOU scheme. The Bartlett Development Planning Unit. DPU Working Paper. 2012;(145). URL: https://www.ucl.ac.uk/bartlett/development/sites/bartlett/files/migrated-files/WP145_0.pdf
13. Майбуров И. А., Иванов Ю. Б., ред. Особые экономические зоны. Зарубежный и отечественный опыт. Кн. 2. М.: ЮНИТИ-ДАНА; 2017. 287 с.
14. Майбуров И. А., Иванов Ю. Б., ред. Особые экономические зоны. Теоретико-методологические аспекты развития. Кн. 1. М.: ЮНИТИ-ДАНА; 2017. 351 с.
15. Данилова С. Н., Петров А. М., Тэйслина О. Г. Особые экономические зоны в РФ: Тенденции развития и организационно-правовые основы функционирования. Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2019;(2):57–63.
16. Дьячков Г. С. Особенности налогового регулирования нефтегазового сектора экономики в условиях высокой волатильности энергетического рынка. Экономика. Налоги. Право. 2023;16(5):137–149. DOI: 10.26794/1999–849X-2023–16–5–137–149
17. Троянская М. А. Налоговая политика региона: результативность и методы оценки. Сибирская финансовая школа. 2013;(6):128–132.
18. Чужмарова С. И. Методология взаимосвязей налоговой политики и региональной составляющей налоговой политики и их влияния на развитие северных регионов. Региональная экономика: теория и практика. 2013;(19):27–37.
19. Евстафьева А. Х. Реализация налоговой политики Российской Федерации на уровне регионов. Известия Казанского государственного архитектурно-строительного университета. 2014;(1):208–214.
20. Колодняя Г. В. Социальная ответственность бизнеса как ключевой фактор устойчивого развития. Экономика. Налоги. Право. 2023;16(5):78–85. DOI: 10.26794/1999–849X-2023–16–5–78–85
21. Косенкова Ю. Ю. Применение особых экономических зон в качестве налогового инструмента пространственного развития в контексте Индустрии 4.0. Вопросы региональной экономики. 2021;(4):211–220.
22. Майбуров И. А., Межов С. И., Гончаренко Л. И. XIV Международный симпозиум «Теория и практика налоговых реформ». Экономика. Налоги. Право. 2022;15(5):155–166. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/xiv-mezhdunarodnyy-simpozium-teoriya-i-praktika-nalogovyh-reform?ysclid=m0ewbqafw5960453868
23. Майбуров И. А., ред. Теория и прагматика имущественного налогообложения физических лиц. М.: ЮНИТИ; 2022. 263 с.
24. Майбуров И. А., ред. Теоретико-методологические аспекты имущественного налогообложения юридических лиц. М.: ЮНИТИ; 2022. 311 с.
Рецензия
Для цитирования:
Гончаренко Л.И. Налоговые преференции в пространственном развитии страны: терминологический аспект исследования. Финансы: теория и практика/Finance: Theory and Practice. 2024;28(4):108-121. https://doi.org/10.26794/2587-5671-2024-28-4-108-121
For citation:
Goncharenko L.I. Tax Preferences in the Spatial Development of the Country: Terminological Aspect of the Study. Finance: Theory and Practice. 2024;28(4):108-121. https://doi.org/10.26794/2587-5671-2024-28-4-108-121