Финансовое обеспечение университета и академический рейтинг: аспекты взаимосвязи
https://doi.org/10.26794/2587-5671-2024-28-4-157-180
Аннотация
Повышение конкурентоспособности российского образования является важным национальным стратегическим приоритетом, закрепленным, в том числе, в рамках национального проекта «Образование» и Концепции гуманитарной политики России за рубежом. Национальные и международные академические рейтинги, несмотря на возникшие барьеры в отношении последних, являются высоко зарекомендовавшим себя в мире информационным ресурсом для всех категорий участников системы высшего образования.
Цель исследования — определить, существует ли взаимосвязь между финансовым обеспечением деятельности университета и его положением в академическом рейтинге.
Авторы используют классические методы корреляционного анализа, ранжирования и сопоставления объемов финансирования университетов и их продвижения в академических рейтингах. Проведено исследование стратегий развития, программ повышения конкурентоспособности, отчетов об устойчивом развитии университетов России и мира, которые успешно продвигаются в мировых рейтингах. На основании полученных результатов сделан вывод, что прямая взаимосвязь между объемами финансирования университетов и их позицией в рейтингах отсутствует, и определяющим фактором в продвижении вузов в академических рейтингах является сбалансированная финансовая политика. Прямые конкурсные алгоритмы финансирования университетов при достижении конкретно поставленной цели представляются более эффективными по сравнению с нормативным финансированием. Российские университеты, стремящиеся к продвижению в рейтингах, ориентируются на комбинированное применение механизмов и источников финансирования.
Ключевые слова
JEL: H52
Об авторах
Л. В. ПриходькоРоссия
Лилия Васильевна Приходько, кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры
кафедра стратегического и инновационного развития
Москва
Конфликт интересов:
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов
А. Н. Амерсланова
Россия
Айнара Надировна Амерсланова, кандидат экономических наук, доцент
кафедра аудита и корпоративной отчетности
Москва
Конфликт интересов:
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов
Е. А. Каменева
Россия
Екатерина Анатольевна Каменева, доктор экономических наук, проректор по учебной и методической работе
Москва
Конфликт интересов:
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов
Список литературы
1. Сацик В. И. Детерминанты глобальной конкурентоспособности университетов: в поиске эффективной стратегии развития высшего образования на Украине. Вопросы образования. 2014;(1):134–161. DOI: 10.17323/1814–9545–2014–1–134–161
2. Li X., Horta H., Jung J. University ranking games in East Asia: Triggers and consequences. In: Lee W. O., Brown P., Goodwin A. L., Green A., eds. International handbook on education development in Asia-Pacific. Singapore: Springer-Verlag; 2023:1–18. DOI: 10.1007/978–981–16–2327–1_91–2
3. Carvalho T. The transformation of universities in response to the imperatives of a knowledge society. In: Aarrevaara T., Finkelstein M., Jones G. A., Jung J., eds. Universities in the knowledge society. Cham: Springer-Verlag; 2021:15–31. (The Changing Academy — The Changing Academic Profession in International Comparative Perspective. Vol. 22). DOI: 10.1007/978–3–030–76579–8_2
4. Fowles J., Frederickson H. G., Koppell J. G.S. University rankings: Evidence and a conceptual framework. Public Administration Review. 2016;76(5):790–803. DOI: 10.1111/puar.12610
5. Millot B. International rankings: Universities vs. higher education systems. International Journal of Educational Development. 2015;40:156–165. DOI: 10.1016/j.ijedudev.2014.10.004
6. Estermann T., Nokkala T., Steinel M. University autonomy in Europe II: The scorecard. Brussels: European University Association; 2011. 84 p. URL: https://eua.eu/downloads/publications/university%20autonomy%20in%20europe%20ii%20-%20the%20scorecard.pdf (дата обращения: 05. 01. 2024).
7. Downing K., Ganotice F. A., Jr. World university rankings and the future of higher education. Hershey, PA: IGI Global; 2017. 534 p.
8. Liu Z., Moshi G. J., Awuor C. M. Sustainability and indicators of newly formed world-class universities (NFWCUs) between 2010 and 2018: Empirical analysis from the rankings of ARWU, QSWUR and THEWUR. Sustainability. 2019;11(10):2745. DOI: 10.3390/su11102745
9. Фатхутдинов Р. А. Методика разработки и реализации стратегии повышения конкурентоспособности организации. Современная конкуренция. 2011;(3):113–143.
10. Баталова О. С. Конкурентоспособность вуза на рынке образовательных услуг. Молодой ученый. 2010;(10):53–58.
11. Таточенко А. Л., Таточенко И. М., Сурай Н. М., Неверов П. А. Эконометрика образования: анализ факторов продвижения российских университетов в мировых рейтингах методом корреляционной матрицы. Модернизация экономических систем: взгляд в будущее (MESLF-2021) : сб. науч. тр. (Прага, 22 декабря 2021 г.). Прага: Vědecko vydavatelské centrum “Sociosféra-CZ”; 2022:74–83.
12. Полихина Н. А., Тростянская И. Б. Рейтинги университетов: продолжение развития. М.: Университет «Синергия»; 2022. 324 с.
13. Воробьева Е. С., Краковецкая И. В., Герман М. В. и др. Интеграция университетов в мировое образовательное пространство: мировые рейтинги конкурентоспособности. Креативная экономика. 2023;17(9):3395–3418. DOI: 10.18334/ce.17.9.119172
14. Тараканов А. В., Таточенко А. Л., Лебедева М. А. Статистический анализ оценок университетов, занимающих высшие позиции в ведущих мировых рейтингах. Modern Science. 2022;(1–2):71–78.
15. Боровская М. А., Никитаева А. Ю., Бечвая М. Р., Черниченко О. А. Финансовые инструменты в экономических механизмах стратегического развития науки и образования: экосистемный подход. Финансы: теория и практика. 2022;26(2):6–24. DOI: 10.26794/2587–5671–2022–26–2–6–24
16. Vidal J., Ferreira C. Universities under pressure: The impact of international university rankings. Journal of New Approaches in Education. 2020;9(2):181–193. DOI: 10.7821/naer.2020.7.475
17. Валюхова М. А., Мамедова Н. Р., Бровчак С. В. Рейтинг как ключевой фактор развития университета в рамках национального проекта «Образование». Креативная экономика. 2021;15(6):2529–2550. DOI: 10.18334/ce.15.6.112110
18. Абакумова Н. Н., Сю С. Вхождение и продвижение университетов в мировых рейтингах: российский и китайский опыт. Вестник Томского государственного университета. 2020;(452):181–185. DOI: 10.17223/15617793/452/22
19. Балацкий Е. В., Екимова Н. А. Глобальная конкуренция университетов в зеркале международных рейтингов. Вестник Российской академии наук. 2020;90(8):726–738. DOI: 10.31857/S0869587320080022
20. Сун Ю. Рейтинг университета как компонент PR-стратегии продвижения на рынке образовательных услуг. Мир науки, культуры, образования. 2021;(1):346–349. DOI: 10.24412/1991–5497–2021–186–346–349
21. Тараканов А. В., Таточенко И. М., Байгуллов Р. Н. Рейтинг RAEX-100 как инструмент оценки конкурентоспособности отечественных университетов на глобальном рынке образования. Современное педагогическое образование. 2022;(5):62–69.
22. Эбзеева Ю. Н. Международный рейтинг современного университета как механизм управления развитием образовательной системы. Дис. … д-ра социол. наук. М.: РУДН; 2023. 287 с. URL: http://disser.herzen.spb.ru/Preview/Vlojenia/000000954_Disser.pdf (дата обращения: 02. 01. 2024).
23. Полежаева Т. Ю. Рейтинги университетов мира: особенности и различия в методологии. Теория и практика общественного развития. 2024;(2):60–65. DOI: 10.24158/tipor.2024.2.7
24. Ендовицкий Д. А., Коротких В. В., Воронова М. В. Конкурентоспособность российских университетов в глобальной системе высшего образования: количественный анализ. Высшее образование в России. 2020;29(2):9–26. DOI: 10.31992/0869–3617–2020–29–2–9–26
25. Гаврильева Т. Н., Сугимото А., Фуджи М. и др. Устойчивое развитие университетов: мировые и российские практики. Высшее образование в России. 2018;27(7):52–65. DOI: 10.31992/0869–3617–2018–27–7–52–65
26. Булыга Р. П., Ветрова И. Ф., Королев О. Г., Мельник М. В. Совершенствование оценки эффективности деятельности подведомственных Правительству Российской Федерации образовательных и научных учреждений. М.: Научная библиотека; 2014. 192 с.
27. Анохина Е. М., Бойко И. П., Болдырева Н. Б. и др. Глобальная конкурентоспособность ведущих университетов: модели и методы ее оценки и прогнозирования. М.: Проспект; 2018. 544 с.
28. Микрюков А. А., Гаспариан М. С., Карпов Д. С. Разработка предложений по продвижению университета в международном институциональном рейтинге QS на основе методов статического анализа. Статистика и Экономика. 2020;17(1):35–43. DOI: 10.21686/2500–3925–2020–1–35–43
29. Константинова Л. В., Шубенкова Е. В., Мазуров М. Е., Микрюков А. А. Разработка научно-обоснованных рекомендаций по повышению позиций университета в международных рейтингах на основе методов когнитивного моделирования. Плехановский научный бюллетень.2021;(2):43–54.
30. Московкин В. М., Чжан Х. Математические модели управления процессом продвижения университетов в TOP-N мировых университетских рейтингов. Оригинальные исследования. 2020;10(9):129–134.
31. Салимова Т. А., Иванова И. А., Сысоева Е. А. Глобальные и национальные рейтинги университетов: многомерный анализ. Образование и наука. 2021;23(10):11–43. DOI: 10.17853/1994–5639–2021–10–11–43
32. Агарков Г. А., Судакова А. Е. Оценка эффективности финансирования университетов на основе анализа динамики их академических рейтингов. Современный университет между глобальными вызовами и локальными задачами. VII Междунар. конф. Российской ассоциации исследователей высшего образования : сб. мат. М.: Изд. дом Высшей школы экономики; 2016:237.
33. Подберезкин А. И., Большова Н. Н., Подберезкина О. А. Современные университеты — кузница идей, технологий и креативного класса. Вестник МГИМО-Университета. 2012;(2):231–244.
34. Салми Д., Фрумин И. Д. Российские вузы в конкуренции университетов мирового класса. Вопросы образования. 2007;(3):5–45.
35. Волков А. Е. Университет: конкуренция за таланты. 2019. URL: http://ngup.ru/f/volkov_aye_x_shkola_gradostroitelei.pdf (дата обращения: 15. 01. 2024).
36. Гусева А. И., Калашник В. М., Каминский В. И., Киреев С. В. Первый год реализации программы «Приоритет-2030»: позитивные результаты и проблемные направления университетов исследовательского трека. Высшее образование в России. 2023;32(3):9–25. DOI: 10.31992/0869–3617–2023–32–3–9–25
37. Кабелькова В. Н. Государственные программы как инструмент поддержания конкурентоспособности российских вузов. Вестник ВИЭПП. 2021;(1):29–32.
38. Ниров А. А. Сравнительный анализ программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030» и проекта «5–100», направленного на государственную поддержку в целях повышения конкурентоспособности университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров. Universum: экономика и юриспруденция. 2024;(3):13–16. DOI: 10.32743/UniLaw.2024.113.3.16905
39. Роденкова Т. Н., Гришина О. А., Анохова Е. В. Оценка финансово-экономической результативности государственных инвестиций в программах академического превосходства вузов. Финансы и кредит. 2022;28(10): 2201–2224. DOI: 10.24891/fc.28.10.2201
40. Герцик Ю. Г., Московкин В. М. Повышение конкурентоспособности российских вузов и роль государственных программ в развитии высшего образования. Экономика науки. 2021;7(1):39–50. DOI: 10.22394/2410–132X-2021–7–1–39–50
41. Подорванюк Н. Ю., Рекшинская А. Я., Дьяченко И. С. и др. Рейтинги университетов: кто виноват, кому выгодно и что делать? Социодиггер. 2021;2(7):62–69.
42. Епифанцева А. С. Позиции российских вузов в международных рейтингах. Фундаментальные исследования. 2014;(12–7):1488–1491.
43. Шереги Ф. Э., Арефьев А. Л., ред. Измерение рейтингов университетов: международный и российский опыт. М.: Центр социологических исследований; 2014. 504 с.
Рецензия
Для цитирования:
Приходько Л.В., Амерсланова А.Н., Каменева Е.А. Финансовое обеспечение университета и академический рейтинг: аспекты взаимосвязи. Финансы: теория и практика/Finance: Theory and Practice. 2024;28(4):157-180. https://doi.org/10.26794/2587-5671-2024-28-4-157-180
For citation:
Prikhodko L.V., Amerslanova A.N., Kameneva E.A. University Financial Support and Academic Ranking: Aspects of Interconnection. Finance: Theory and Practice. 2024;28(4):157-180. https://doi.org/10.26794/2587-5671-2024-28-4-157-180