Повышение бюджетной устойчивости регионов с учетом тенденций экономического развития Российской Федерации (на примере Республики Карелии)
https://doi.org/10.26794/2587-5671-2024-28-5-109-120
Аннотация
Актуальность исследования определяется необходимостью обеспечения бюджетной устойчивости регионов страны и значимостью в этом процессе государственного регулирования.
Цель работы — проверка гипотезы о положительном влиянии применяемых инструментов государственного налогового регулирования на уровень обеспечения бюджетной устойчивости в рассматриваемом регионе.
Задачей данного исследования является анализ инструментов государственного регулирования с целью обеспечения бюджетной устойчивости в отдельно взятом регионе в условиях трансформации глобальной экономики.
Основные методы, используемые в данном исследовании, включают в себя сбор и обработку статистических данных, их сравнительный анализ, изучение нормативной базы по налоговому регулированию и других документов, связанных с обеспечением бюджетной устойчивости территориальных единиц.
Научная новизна проведенного исследования состоит в формировании подхода к выбору оптимальных инструментов государственного регулирования, позволяющих обеспечить сбалансированность региональных бюджетов.
В результате исследования меры налогового стимулирования были определены как наиболее эффективные среди прочих мер государственной поддержки, направленных на достижение устойчивости бюджетов субъектов Российской Федерации. Предлагаемый подход позволяет выявить такие налоговые преференции, которые при временном характере действия помогут в будущем расширить налоговую базу за счет роста выручки организаций и увеличения количества налогоплательщиков. Сделан вывод о необходимости использования инструментов государственной поддержки, которые будут содействовать раскрытию регионального налогового потенциала Республики Карелии.
Практическая значимость проделанной работы состоит в формировании пакета конкретных рекомендаций по точечной трансформации регионального налогового законодательства рассматриваемого субъекта Российской Федерации.
Ключевые слова
JEL: G18
Об авторах
М. Е. КосовРоссия
Михаил Евгеньевич Косов, кандидат экономических наук, доцент, ведущий научный сотрудник
департамент общественных финансов; Институт исследований социально-экономических трансформаций и финансовой политики
Москва
Конфликт интересов:
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов
Е. В. Голубцова
Россия
Екатерина Владимировна Голубцова, кандидат экономических наук, доцент
кафедра государственных и муниципальных финансов
Москва
Конфликт интересов:
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов
Е. С. Новикова
Россия
Екатерина Сергеевна Новикова, кандидат экономических наук, доцент
кафедра экономической теории
Москва
Конфликт интересов:
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов
Список литературы
1. Алехин Б. И. О бюджетной устойчивости регионов. Вестник РГГУ. Серия: Экономика. Управление. Право. 2019;(2):81–101. DOI: 10.28995/2073-6304-2019-2-81-101
2. Арлашкин И. Ю. Кластеризация российских регионов по уровню долговой устойчивости. Финансовый журнал. 2021;13(5):108–124. DOI: 10.31107/2075–1990–2021–5–108–124
3. Игонина Л. Л. О долгосрочной устойчивости региональных бюджетов. Фундаментальные исследования. 2021;(8):29–33. DOI: 10.17513/fr.43077
4. Киселева Е. Г. Оценка долговой устойчивости бюджетной системы регионов. Финансы: теория и практика. 2022;26(3):110–128. DOI: 10.26794/2587–5671–2022–26–3–110–128
5. Малкина М. Ю. Устойчивость бюджетных доходов субъектов РФ и ее источники. Экономика региона. 2021;17(4):1376–1389. DOI: 10.17059/ekon.reg.2021–4–23
6. Минаков А. В. Оценка современного состояния финансовой устойчивости бюджетной системы России. Вестник евразийской науки. 2020;12(3):45. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-sovremennogo-sostoyaniya-finansovoy-ustoychivosti-byudzhetnoy-sistemy-rossii
7. Михайлова А. А., Тимушев Е. Н. Бюджетная система России: насколько устойчива? Экономический журнал Высшей школы экономики. 2020;24(4):572–597. DOI: 10.17323/1813–8691–2020–24–4–572–597
8. Тимушев Е. Н., Яговкина В. А. Резервные фонды в регионах России: факторы учреждения и оценка эффективности. Финансовый журнал. 2023;15(5):61–78. DOI: 10.31107/2075–1990–2023–5–61–78
9. Михайлова А. А., Тимушев Е. Н. Концепция вертикальной несбалансированности при анализе бюджетной устойчивости на региональном уровне. Финансовый журнал. 2021;13(6):98–116. DOI: 10.31107/2075–1990–2021–6–98–116
10. Родина Т. Е. Оценка финансовой устойчивости регионального бюджета. Международный научно-исследовательский журнал. 2020;(10–1):158–163. DOI: 10.23670/IRJ.2020.100.10.030
11. Соломко М. Н. Бюджетная устойчивость и динамика экономического развития регионов. Власть и управление на Востоке России. 2021;(1):57–69. DOI: 10.22394/1818–4049–2021–94–1–57–69
12. Строев П. В., Пивоварова О. В., Шеожев Х. В., Дудник А. И. Регионы с низкой финансовой устойчивостью: анализ и активизация развития. Финансовый журнал. 2023;15(1):26–44. DOI: 10.31107/2075-1990-2023-1-26-44
13. Кудрин А. Л., Дерюгин А. Н. Субнациональные бюджетные правила: зарубежный и российский опыт. Экономическая политика. 2018;13(1):8–35. DOI: 10.18288/1994-5124-2018-1-01
14. Bjørn А., Chandrakumar C., Boulay A.-M., et al. Review of life-cycle based methods for absolute environmental sustainability assessment and their applications. Environmental Research Letters. 2000;15(8):3001. DOI: 10.1088/1748–9326/ab89d7
15. Steiniger S., Wagemann E., de la Barrera F., et al. Localising urban sustainability indicators: The CEDEUS indicator set, and lessons from an expert-driven process. Cities. 2020;101:102683. DOI: 10.1016/j.cities.2020.102683
16. Zhang W., Li G. Environmental decentralization, environmental protection investment, and green technology innovation. Environmental Science and Pollution Research. 2022;29(9):12740–12755. DOI: 10.1007/s11356–020–09849-z
17. Lv C., Bian B., Lee C.-C., He Z. Regional gap and the trend of green finance development in China. Energy Economics. 2021;102:105476. DOI: 10.1016/j.eneco.2021.105476
18. Wang X., Wang Q. Research on the impact of green finance on the upgrading of China’s regional industrial structure from the perspective of sustainable development. Resources Policy. 2021;74:102436. DOI: 10.1016/j.resourpol.2021.102436
19. Zhao X., Tao W., Ma X., Wang C., Mentel G. Exploring the role of environmental regulation on energy security: Contextual findings for sustainable development in Chinese provinces. Gondwana Research. 2023;116:113–124. DOI: 10.1016/j.gr.2022.12.017
20. D’Adamo I., Gastaldi M., Imbriani C., Morone P. Assessing regional performance for the Sustainable Development Goals in Italy. Scientific Reports. 2021;11(1):24117. DOI: 10.1038/s41598–021–03635–8
21. Tilley H., Newman J., Connell A., Hoole C., Mukherjee A. A place-based system? Regional policy levers and the UK’s productivity challenge. Regional Studies. 2023;57(10):2102–2114. DOI: 10.1080/00343404.2022.2152436
22. Abbas S., Ahmed Z., Sinha A., Mariev O., Mahmood F. Toward fostering environmental innovation in OECD countries: Do fiscal decentralization, carbon pricing, and renewable energy investments matter? Gondwana Research. 2024;127:88–99. DOI: 10.1016/j.gr.2023.03.002
23. Морковкин Д. Е., Строев П. В., Шапошников А. И. Финансовая поддержка регионов как инструмент выравнивания бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации. Финансы: теория и практика. 2019;23(4):57–68. DOI: 10.26794/2587–5671–2019–23–4–57–68
Рецензия
Для цитирования:
Косов М.Е., Голубцова Е.В., Новикова Е.С. Повышение бюджетной устойчивости регионов с учетом тенденций экономического развития Российской Федерации (на примере Республики Карелии). Финансы: теория и практика/Finance: Theory and Practice. 2024;28(5):109-120. https://doi.org/10.26794/2587-5671-2024-28-5-109-120
For citation:
Kosov M.E., Golubtsova E.V., Novikova E.S. Increasing the Budget Sustainability of Regions within the Trends of the Economic Development in the Russian Federation (at the Example of the Republic of Karelia). Finance: Theory and Practice. 2024;28(5):109-120. https://doi.org/10.26794/2587-5671-2024-28-5-109-120