Preview

Финансы: теория и практика/Finance: Theory and Practice

Расширенный поиск

Разработка интегрированной финансовой модели для региональных авиалиний: опыт структурированной иерархической финансовой модели с автоматизированным графиком инвестиций и формирования резервов

https://doi.org/10.26794/2587-5671-2025-29-4-210-224

Аннотация

Предметом исследования является анализ финансовых эффектов, связанных с проектами региональных авиакомпаний с момента их запуска и до зрелости. Цель исследования —  разработка инструментов финансового моделирования для достижения наиболее полного учета таких эффектов. Финансовые модели пока недостаточно изучены как инструменты для эффективного планирования проектов региональных авиакомпаний. Это делает исследование особенно актуальным. Авторы применили методы инвестиционного проектирования, основанные на анализе де нежных потоков и бухгалтерских данных. Эти методы опираются на интегрированное финансовое моделирование, которое проводится ежемесячно и соответствует требованиям Федеральных авиационных правил. Создана финансовая модель, которая позволяет точно прогнозировать денежные потоки на совокупный инвестированный и собственный капитал авиационных проектов. Модель использует как прямые, так и косвенные методы расчета показателей FCFF и FCFE. Это дает возможность всесторонне оценить эффективность проектов. Она включает расширенные структурные элементы: учет авиационных субсидий; формирование резервов на капитальный ремонт, исходя из Налогового кодекса и Федеральных авиационных правил; перенос убытков на будущее. На основе результатов исследования сделан вывод, что субсидии для региональных авиалиний в России обеспечивают лишь минимальную рентабельность. Практическая значимость модели для региональных авиакомпаний заключается в поддержке бизнес-планирования при получении лицензий, разрешений и субсидий. Она также помогает оптимизировать маршрутные карты и расписания с учетом ключевых финансовых показателей, таких как ROE и NPV. Научная новизна модели заключается в автоматизации алгоритмов для динамического учета сроков текущего и капитального ремонта всего парка самолетов в рамках амортизационных и инвестиционных росписей финансовых моделей.

Об авторах

А. И. Артеменков
Вестминстерский международный университет в Ташкенте
Узбекистан

Андрей Игоревич Артеменков —  PhD, MRICS, старший преподаватель, департамент финансов

Ташкент


Конфликт интересов:

авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов



А. Кумар
Вестминстерский международный университет в Ташкенте
Узбекистан

Анил Кумар —  PhD, профессор, департамент маркетинга и менеджмента

Ташкент


Конфликт интересов:

авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов



О. Ганиев
Вестминстерский международный университет в Ташкенте
Узбекистан

Омонжон Ганиев —  начальник финансового отдела

Ташкент


Конфликт интересов:

авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов



О. Е. Медведева
Государственный университет управления (ГУУ)
Россия

Ольга Евгеньевна Медведева —  доктор экономических наук, профессор кафедры экономической политики и экономических измерений

Москва


Конфликт интересов:

авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов



Список литературы

1. Chabiera S. Business model of regional airlines. Transport Problems. 2021;16(4):163–172. DOI: 10.21307/tp-2021–068 2. Ding H., Hu M., Xu Q., Tian Y., Yin J. A method to optimize routing paths for city-pair airlines on three-layer air transport networks. Applied Sciences. 2023;13(2):866. DOI: 10.3390/app13020866

2. Tan K. M. Legacy carriers’ use of regional airlines: Competition or entry deterrence? ECU Working Paper. October 2015. URL: https://economics.ecu.edu/wp-content/pv-uploads/sites/165/2019/04/20151016regionalairlines_KerryTan.pdf (accessed on 28.02.2025).

3. Wu H., Lin Y.-H., Ngo T., Hong Tsui K. W. Aviation subsidy policy and regional wellbeing: Important indicators from relevant stakeholders’ perspective. Case Studies on Transport Policy. 2024;16:101181. DOI: 10.1016/j.cstp.2024.101181

4. Chen Y., Hou M., Wang K., Yang H. Government interventions in regional airline markets based on aircraft size — Welfare and environmental implications. Transportation Research Part A: Policy and Practice. 2023;169:103593. DOI: 10.1016/j.tra.2023.103593

5. Gössling S., Fichert F., Forsyth P. Subsidies in aviation. Sustainability. 2017;9(8):1295. DOI: 10.3390/su9081295

6. Truxal S. State subsidies and aircraft financing in the EU, USA, and China: A balancing act. Uniform Law Review. 2024;29(1):17–29. DOI: 10.1093/ulr/unae026

7. Vasigh B., Rowe Z. Foundations of airline finance: Methodology and practice. Abingdon: Routledge; 2019. 642 p. DOI: 10.4324/9780429429293

8. Shergin D. A., Annenkov G. A. Preliminary evaluation methodology for payback infrastructure projects in private-public partnership. Finance: Theory and Practice. 2023;27(3):199–208. DOI: 10.26794/2587–5671-2023–27–3–199–208

9. Artemenkov A. I., Medvedeva O. E., Medvedev P. V., Trofimenko Yu. V. Methods of assessing public (ecological and economic) effectiveness of transport projects in Russia. Vestnik Finansovogo universiteta = Bulletin of the Financial University. 2015;(4):45–56. (In Russ.) DOI: 10.26794/2587–5671–2015–0–4–45–56

10. Laird J., Mackie P. Wider economic impacts of regional air connectivity. Final report to the Department for Transport. Holmburn: Peak Economics; 2018. 36 p. URL: https://assets.publishing.service.gov.uk/media/5c1b8eb6e5274a465b7178c0/wider-economic-impacts-of-regional-connectivity.pdf (accessed on 28.02.2025).

11. Abdi Y., Li X., Càmara-Turull X. Firm value in the airline industry: Perspectives on the impact of sustainability and COVID-19. Humanities and Social Science Communications. 2023;10(1):294. DOI: 10.1057/s41599–023–01644–8

12. Artemenkov A., Ganiev O., Milgrim M. Developing a 3-statement operating and financial performance model for truck and rail infrastructure business: A case study of a model with automated retirement/reinvestment schedule. Journal of Infrastructure, Policy and Development. 2024;8(10). DOI: 10.24294/jipd.v8i10.6284

13. Xu Y., Wandelt S., Sun X. Airline scheduling optimization: Literature review and a discussion of modelling methodologies. Intelligent Transportation Infrastructure. 2024;3: liad026. DOI: 10.1093/iti/liad026

14. Pinheiro G., Defoin-Platel M., Régin J.-C. Optimizing revenue maximization and demand learning in airline revenue management. March 2022. DOI: 10.48550/arXiv.2203.11065

15. Kousik N. V., Kumar T., Rameshkumar C., Vetrivendhan L. Flight plan route optimization and increase the profit in airline industry by using hybrid BCF algorithm. ICTACT Journal on Communication Technology. 2019;10(3):2019–2023. DOI: 10.21917/ijct.2019.0297

16. Kasturi E., Prasanna Devi E., Vinu Kiran S., Manivannan S. Airline route profitability analysis and optimization using Big Data analytics on aviation data sets under heuristic techniques. Procedia Computer Science. 2016;87:86–92. DOI: 10.1016/j.procs.2016.05.131

17. Smolyak S. A. Discount rates in investment project evaluations: A connection to the optimal financial asset management. Saarbrucken: LAP Lambert Academic Publishing; 2012. 92 p.

18. Damodaran A. Applied corporate finance. 4th ed. New York, NY: John Wiley & Sons, Inc.; 2014. 656 p. URL: https://pages.stern.nyu.edu/~adamodar/pdfiles/acf4E/acf4Ebook.pdf (accessed on 05.03.2025).

19. Pignataro P. Financial modelling and valuation: A practical guide to investment banking and private equity. Hoboken, NJ: John Wiley & Sons, Inc.; 2013. 409 p. (Wiley Finance Series).

20. Tennent J., Friend G. Guide to business modelling. London: The Economist Newspaper Ltd; 2005. 281 p.

21. Rees M. Principles of financial modelling: Model design and best practices using Excel and VBA. Chichester: John Wiley & Sons, Ltd; 2018. 544 p. (Wiley Finance Series).

22. Avon J. The handbook of financial modelling: A practical approach to creating and implementing valuation projection models. 2nd ed. Berkeley, CA: Apress; 2021. 351 p. DOI: 10.1007/978–1–4842–6540–6

23. Swan J. Practical financial modelling: The development and audit of cash flow models. 3rd ed. Oxford: Butterworth-Heinemann; 2016. 336 p.

24. Savchina O. V., Pavlinov D. A. Assessment of the financial stability of airlines with different business models before, during and after the COVID-19 pandemic. Finance: Theory and Practice. 2024;28(1):177–187. DOI: 10.26794/2587–5671–2024–28–1–177–187


Рецензия

Для цитирования:


Артеменков А.И., Кумар А., Ганиев О., Медведева О.Е. Разработка интегрированной финансовой модели для региональных авиалиний: опыт структурированной иерархической финансовой модели с автоматизированным графиком инвестиций и формирования резервов. Финансы: теория и практика/Finance: Theory and Practice. 2025;29(4):210-224. https://doi.org/10.26794/2587-5671-2025-29-4-210-224

For citation:


Artemenkov A.I., Kumar A., Ganiev O., Medvedeva O.E. Developing a Three-Statement Financial Model for Regional Airlines: A Case Study of Structured Hierarchical Financial Model with Automated Investment Schedule and Provisioning Features. Finance: Theory and Practice. 2025;29(4):210-224. https://doi.org/10.26794/2587-5671-2025-29-4-210-224

Просмотров: 6


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2587-5671 (Print)
ISSN 2587-7089 (Online)