НАЛОГОВО-ДОЛГОВЫЕ СТРАТЕГИИ ФИСКАЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРАНЗИТИВНОЙ ЭКОНОМИКИ


https://doi.org/10.26794/2587-5671-2018-22-1-92-103

Полный текст:


Аннотация

Предмет. В современных условиях особо остро встает вопрос выработки новых приоритетов обеспечения динамичного развития экономики. Среди инструментариев государственного регулирования экономического роста особое значение имеет обеспечение эффективного взаимодействия фискальной и долговой политики. В статье исследуется проблема установления оптимального соотношения между налогообложением и государственными заимствованиями для решения задачи оптимизации финансового обеспечения функций государства и максимизации роста ВВП.

Цель. Альтернативным налогам источником пополнения бюджета выступают государственные займы. В статье сформулированы новые подходы к формированию налогово-долговых стратегий фискального потенциала государства с обоснованием наиболее желаемых для данного этапа развития экономики стоимостных пропорций налоговой и долговой нагрузки.

 Методы исследования. В статье проведен контент-анализ оптимизационных и дескриптивных аналитических моделей взаимосвязи фискальной экспансии (расходов) государства и экономического роста. Использованы экономико-математические модели налогово-долговых стратегий. На основе метода сравнительного анализа дается оценка возможности налогового обеспечения функционирования государства в сопоставлении с потенциальным фискальным эффектом экономически оправданного государственного заимствования и общим объемом расходов бюджета.

Результаты. Результирующими выражениями моделей является сравнение оценки будущей долговой нагрузки при различных параметрах развития экономики и сопоставления их с возможными величинами налоговой нагрузки. Рассчитанные на их основе показатели могут сопоставляться с допустимыми значениями показателей долговой безопасности, что имеет прикладное значение как для обеспечения национальной безопасности, так и для выявления возможностей размещения новых займов.

 Выводы. Стратегия налоговой политики должна базироваться на научно методологических основах построения фискальных взаимоотношений налогоплательщиков и государства. Государственные заимствования целесообразно использовать исключительно для финансирования капиталовложений. Социальные расходы, финансово не обеспеченные налоговыми поступлениями и государственными заимствованиями, однозначно необходимо пересмотреть в соответствии с критериями фискальной достаточности, экономической эффективности и социальной справедливости.


Об авторе

В. К. Гираев
Дагестанский государственный технический университет
Россия

Везирхан Камалиевич Гираев — кандидат экономических наук, доцент

Махачкала



Список литературы

1. Easterly W., Rebelo S. Fiscal Policy and Economic Growth: An Empirical Investigation. CEPR Discussion Paper No. 8, 1994.

2. Corsetti G., Roubini N. Optimal Government Spending and Taxation in Endogenous Growth Models. NBER Working Paper No. 5851, 1996.

3. Gerson Ph. The Impact of Fiscal Policy Variables on Output Growth. IMF No. 1 Working Paper, 1998.

4. Gwartney J. D., Lawson R., Edwards C., Park W., de Rugy V., Wagh S. Economic Freedom of the World. 2000 Annual Report. Vancouver, The Fraser Institute, 2000.

5. Tanzi V., Schuknecth L. Public Spending in the 20th Century. A Global Perspective. Cambridge University Press, 2000.

6. Sala-i-Martin X. 15 Years of New Growth Economics: What Have We Learnt? Columbia University Discussion Paper, 2002. No. 0102–47.

7. Илларионов А., Пивоварова Н. Размеры государства и экономический рост // Вопросы экономики. 2002. № 9. С. 18–45.

8. Балацкий Е. В., Конышев В. Роль государственного сектора в национальной экономике: общемировые тенденции // Общество и экономика. 2003. № 7–8. C. 5–28.

9. Нигматулин Р. Об оптимальной доле государственных расходов в ВВП и темпах экономического роста // Вопросы экономики. 2003. № 3. С. 125–131.

10. Тамбовцев В. Об экономическом росте и размерах государства // Вопросы экономики. 2003. № 6. С. 119–125.

11. Шевяков А. Ю. Социальное неравенство, бедность и экономический рост // Общество и экономика. 2005. № 3. С. 5–18.

12. Афанасьев М. П., Афанасьев Я. М. Методологические и теоретические основы формулировки закона А. Вагнера. Подходы к его тестированию // Вопросы государственного и муниципального управления. 2009. № 3. C. 47–70.

13. Durevall D., Henrekson M. The Futile Quest for a Grand Explanation of Long-Run Government Expenditure // Research Institute of Industrial Economics, IFN Working Paper, 2010, No. 818.

14. Балацкий Е. В. Точки Лаффера и их количественная оценка // Мировая экономика и международные отношения. 1997. № 12. С. 85–94.

15. Buchanan J. M., Dwight L. R. Politics, Time and the Laffer Curve // Journal of Political Economy, 1982, vol. 90, No. 4.

16. Buchanan J. M., Dwight L. R. Tax Rates and Tax Revenues in Political Equilibrium: Some Simple Analitics // Economic Inquiry, 1982, vol. 20, no. 3.

17. Buchanan J. M., Yong Y. J. The Return to Increasing Returns. Ann Arbor: The University of Michigan Press. 1994.

18. Monissen H. G. Explorations of the Laffer Curve // (URL: http://www.investopedia.com/offsite.asp?; http://www.gmu.edu/jbc/fest/files/Monissen.htm)

19. Балацкий Е. В. Инвариантность фискальных точек Лаффера // Мировая экономика и международные отношения. 2003. № 6. С. 62–71.

20. Балацкий Е. В. О природе несостоятельности российской фискальной системы // Общество и экономика. 2004. № 11–12. С. 127–136.

21. Балацкий Е. В. Лафферовы эффекты и финансовые критерии экономической деятельности // МЭиМО. 1997. № 11. С. 31–43.

22. Балацкий Е. В. Точки Лаффера и их количественная оценка // МЭиМО. 1997. № 12. С. 78–82.

23. Балацкий Е. В. Эффективность фискальной политики государства // Проблемы прогнозирования. 2000. № 5. С. 32–45.

24. Куликов А. Г., Павлов И. П. Графический метод расчета ВВП и поступление налогов в бюджет // Финансы. 2000. № 5. С. 36–40.

25. Балацкий Е. В. Анализ влияния налоговой нагрузки на экономический рост с помощью производственно-институциональных функций // Проблемы прогнозирования. 2003. № 2. С. 88–105.

26. Балацкий Е. В. О природе несостоятельности российской фискальной системы // Общество и экономика. 2004. № 11–12. C. 127–136.

27. Балацкий Е. В., Свистунов В. Прогнозирование внешнего долга: модели и оценки // МЭиМО. 2001. № 2. С. 40–46.

28. Вавилов А., Трофимов Г. Стабилизация и управление государственным долгом России // Вопросы экономики. 1997. № 12. С. 62–81.

29. Замков О. О. Бюджетный дефицит, государственный долг и экономический рост // Вестник Московского университета. Сер. 6 «Экономика». 1997. № 2. С. 3–21.

30. Соколовский Л. Е. Финансирование бюджетного дефицита и внутренний государственный долг // Экономика и математические методы. 1991. Т. 27. Вып. 2.

31. Волков А. С. Инвестиционные проекты: от моделирования до реализации. М.: Вершина, 2006. 256 с.

32. Дамодаран А. Инвестиционная оценка: инструменты и методы оценки любых активов: пер. с англ. 6-е изд. М.: Альпина Паблишерз, 2010. 1338 с.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Гираев В.К. НАЛОГОВО-ДОЛГОВЫЕ СТРАТЕГИИ ФИСКАЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРАНЗИТИВНОЙ ЭКОНОМИКИ. Финансы: теория и практика/Finance: Theory and Practice. 2018;22(1):92-103. https://doi.org/10.26794/2587-5671-2018-22-1-92-103

For citation: Giraev V.K. TAX AND DEBT STRATEGY OF FISCAL REGULATION OF THE TRANSITIVE ECONOMY. Finance: Theory and Practice. 2018;22(1):92-103. (In Russ.) https://doi.org/10.26794/2587-5671-2018-22-1-92-103

Просмотров: 336

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2587-5671 (Print)
ISSN 2587-7089 (Online)