БЮДЖЕТНАЯ СТРАТЕГИЯ
Предмет. В статье рассматривается политика прогрессивной финансовой консолидации, проводимая в развитых странах и в России. Дается характеристика бюджетно-налоговой политики России.
Цель. Выявление действительных эффектов политики финансовой консолидации в условиях жесткой зависимости от циклического развития мировой экономики.
Методология. Используется методология макроэкономического анализа, системный подход, методы статистики (кластерный анализ), математической статистики и эконометрики.
Результаты. Рост задолженности развитых стран в условиях хронического дефицита бюджета актуализировал задачу финансовой консолидации. Изначально идея финансовой консолидации состояла в том, чтобы осуществлять прогрессивную консолидацию, т. е. такое сокращение расходов бюджета, которое способствовало бы формированию финансового потенциала. В свою очередь финансовый потенциал, реализующийся в виде бюджетного излишка, мог быть использован в целях снижения налогового бремени и увеличения расходов бюджета в будущем. В литературе отмечается эффект воспроизводства мер экономии вследствие изменения бюджетных институтов, что ограничивает возможности стимулирования экономики за счет мер бюджетно-налоговой политики. Таким образом, подход к осуществлению бюджетно-налоговой политики остается смещенным, только теперь — в сторону ужесточения. Анализ бюджетноналоговой политики, проводимой в России начиная с конца 1990-х гг. не позволяет сделать вывод о том, что ее характер соответствует идеям прогрессивной финансовой консолидации. Несмотря на создание значительного бюджетного излишка в периоды подъема деловой активности, он практически не использовался на задачи стимулирования экономического развития.
Выводы. Политика финансовой консолидации, проводимая в настоящее время в России, преимущественно направлена на решение узкого спектра бюджетных задач и не предполагает будущего стимулирования экономики.Актуальность. Сегодня каждое государство считает проблему экономического роста ключевой, причем в современных условиях глобализации и интеграционных процессов, нарастания кризисных ситуаций, повышения вероятности рисков, ограниченности природных ресурсов, усиления глобальной конкуренции данная проблема приобретает основополагающее значение. Указанные тенденции также выводят на первый план необходимость выбора наиболее оптимальных форм государственного регулирования, обеспечивающих рациональное сочетание рыночных механизмов и административного вмешательства в экономику.
Цель. Развитие теоретических положений и выявление основных направлений форм государственного регулирования интенсификации экономического роста на основе комплексной оценки их воздействия на экономику.
Методы. В качестве методологической основы исследования использовались методы систематизации, структуризации информации, корреляционно-регрессионный анализ, системный подход.
Результаты. В статье показано, что государственное регулирование экономики в условиях рынка представляет собой необходимую систему стандартных мер законодательного, исполнительного и надзорного характера, проводимых компетентными государственными органами и общественными организациями в целях стабилизации и адаптации существующей социально-экономической системы к изменению условий. На основании систематизации и обобщения теоретических и практических аспектов государственного регулирования в России и зарубежных странах выявлены тенденции и закономерности государственного регулирования интенсификации экономического роста регионов, проведена оценка степени их влияния с использованием авторского метода регрессионного анализа, что позволило выделить приоритетные формы государственного регулирования. Предложенный в статье подход к выявлению взаимосвязи между результативными признаками государственного регулирования и факторными показателями, влияющими на результаты, позволяет определить наиболее приоритетные инструменты макрорегулирования.
Выводы. Проведенное исследование демонстрирует необходимость реализации различных форм государственного регулирования в современных условиях нарастания кризисных тенденций, глобализации, геополитической напряженности. Наиболее приоритетное направление государственного регулирования — интенсификация экономического роста, выступающая основополагающим фактором экономической безопасности и глобальной конкурентоспособностиПредмет. В статье обосновывается необходимость использования сценарного подхода при исследовании и прогнозировании процессов движения финансовых потоков между институциональными секторами в территориальных системах, который позволяет выявить негативные тенденции в движении финансовых ресурсов между секторами экономики, а также сформировать картину всевозможных сценариев трансформации процессов движения финансовых потоков между ними под влиянием тех или иных факторов.
Цель. Поиск закономерностей и причинно-следственных взаимосвязей в процессах движения финансовых потоков между институциональными секторами в региональной системе, формирование на их основе прогнозных сценариев возможной трансформации матрицы финансовых потоков между секторами.
Методология. Исследование основывается на принципах и теоретико-методологических основах сценарного моделирования и включает следующие этапы: формирование исходной матрицы финансовых потоков между институциональными секторами в регионе; исследование закономерностей их движения; экономико-математическое моделирование процессов движения финансовых потоков между институциональными секторами с помощью множественного нелинейного регрессионного анализа для установления причинно-следственных взаимосвязей в данных процессах; поиск возможных отклонений в процессах движения финансовых потоков по сформированной модели и разработка на их основе различных сценариев трансформации матрицы финансовых потоков. Использован инструмент эконометрического анализа по методу наименьших квадратов с устранением мультиколлинеарности.
Результаты. Выявлены основные направления и тенденции движения финансовых потоков между секторами в Свердловской области в периоды нарастания кризисных явлений в экономике и стабилизации экономического развития. Сформированы прогнозные сценарии возможной трансформации матрицы финансовых потоков между секторами. Смоделированы основные сценарии трансформации матрицы движения финансовых потоков между секторами.
Выводы. Для стабилизации финансового развития институциональных секторов в Свердловской области необходимо привлечение финансовых ресурсов в сектор нефинансовых корпораций за счет повышения инвестиций институциональных секторов в долговые обязательства производственных предприятий. Необходимо привлечение дополнительных средств на депозиты сектора финансовых корпораций, а также дополнительного капитала путем выпуска и продажи акций банковским сектором. Данные мероприятия также помогут стабилизировать финансово-экономическое положение и других институциональных секторов.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ФИНАНСЫ
Предмет. В работе анализируется влияние на экономический рост выбора различных целевых ориентиров денежно-кредитной политики (ДКП): дискреционной политики, таргетирования денежной массы, инфляционного таргетирования и режима фиксированного валютного курса.
Цель. Выявление оптимального (с точки зрения стимулирования долгосрочного экономического роста) режима денежно-кредитной политики.
Методология. Используются панельные данные по 188 странам мира за период с 1999 по 2015 г. При помощи моделей с фиксированными эффектами оцениваются долгосрочные динамические мультипликаторы режимов политики центрального банка. Применяется метод эконометрического моделирования. Преимущество представленной работы по сравнению с предшествующими исследованиями состоит в том, что, во‑первых, в рамках одной модели одновременно сопоставляются все основные целевые ориентиры монетарной политики, а во‑вторых, исследован ряд специфических подвыборок стран, сформированных по разным критериям: по принадлежности к тому или иному континенту, по характеру экономики, по уровню этнолингвистического разнообразия. Регрессионный анализ дополняется обсуждением конкретных примеров смены целевого ориентира политики денежными властями стран, относящихся к различным рассмотренным подвыборкам.
Результаты. В ходе эконометрического моделирования выявлено устойчивое (к изменению рассматриваемой группы стран) позитивное воздействие режима инфляционного таргетирования на долгосрочную динамику выпуска. Для альтернативных номинальных якорей денежно-кредитной политики подобного устойчивого эффекта не выявлено.
Выводы. Режимы чистого или смешанного инфляционного таргетирования могут быть рекомендованы центральным банкам как развитых, так и развивающихся стран, если помимо достижения ценовой стабильности одной из их долгосрочных целей является создание условий для роста экономики.
АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА
Эта статья является переработанной лекцией, которую я прочитал в Финансовом университете при Правительстве Российской Федерации в Москве. В этой лекции была рассмотрена эпидемиология нарративов, имеющих отношение к экономическим колебаниям (результатам), что позволило им «стать вирусными», распространиться далеко, даже по всему миру, и тем самым повлиять на экономические результаты. Тем не менее я должен был адаптировать мое выступление для российской аудитории, добавив некоторые иллюстративные примеры для лучшего понимания. Моя основная цель в этой статье состоит в том, чтобы описать то, что мы знаем о нарративах и склонности человеческого разума к их восприятию, а затем обосновать причины нашего ожидания, что нарративы вполне могут рассматриваться как важные, в основном экзогенные потрясения для экономики в целом. Таким образом, основное внимание было уделено нарративам, которые становятся вирусными, влияющими на экономику в эпоху нейровизуализации больших данных. Это потому, что человеческий мозг всегда был настроен на рассказы, будь то фактические или нет, чтобы оправдать текущие действия — даже в таких основных действиях, как расходы и инвестиции. Поскольку эти рассказы являются глубоко человеческими явлениями, которые трудно изучить на научной основе, количественный анализ может помочь нам в будущем лучше понять эти эпидемии. Многие примеры рассматриваются как важные доказательства связи человеческого мозга и теперь компьютеров через рассказы, связанные с популярными моделями экономики, что и представляет новые возможности для исследований в области как экономики, так и нейронауки.
ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ
Предмет. В современных условиях особо остро встает вопрос выработки новых приоритетов обеспечения динамичного развития экономики. Среди инструментариев государственного регулирования экономического роста особое значение имеет обеспечение эффективного взаимодействия фискальной и долговой политики. В статье исследуется проблема установления оптимального соотношения между налогообложением и государственными заимствованиями для решения задачи оптимизации финансового обеспечения функций государства и максимизации роста ВВП.
Цель. Альтернативным налогам источником пополнения бюджета выступают государственные займы. В статье сформулированы новые подходы к формированию налогово-долговых стратегий фискального потенциала государства с обоснованием наиболее желаемых для данного этапа развития экономики стоимостных пропорций налоговой и долговой нагрузки.
Методы исследования. В статье проведен контент-анализ оптимизационных и дескриптивных аналитических моделей взаимосвязи фискальной экспансии (расходов) государства и экономического роста. Использованы экономико-математические модели налогово-долговых стратегий. На основе метода сравнительного анализа дается оценка возможности налогового обеспечения функционирования государства в сопоставлении с потенциальным фискальным эффектом экономически оправданного государственного заимствования и общим объемом расходов бюджета.
Результаты. Результирующими выражениями моделей является сравнение оценки будущей долговой нагрузки при различных параметрах развития экономики и сопоставления их с возможными величинами налоговой нагрузки. Рассчитанные на их основе показатели могут сопоставляться с допустимыми значениями показателей долговой безопасности, что имеет прикладное значение как для обеспечения национальной безопасности, так и для выявления возможностей размещения новых займов.
Выводы. Стратегия налоговой политики должна базироваться на научно методологических основах построения фискальных взаимоотношений налогоплательщиков и государства. Государственные заимствования целесообразно использовать исключительно для финансирования капиталовложений. Социальные расходы, финансово не обеспеченные налоговыми поступлениями и государственными заимствованиями, однозначно необходимо пересмотреть в соответствии с критериями фискальной достаточности, экономической эффективности и социальной справедливости.
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
Введение. В статье рассматриваются вопросы роста российских компаний, ставшие для многих из них на сегодняшний день приоритетными. Рост предприятия связан с большим количеством трудностей, для разрешения которых требуется оценить многие факторы, влияющие на него. Однако до настоящего времени не сложилось единого подхода относительно содержания данного термина, ни определяющих его факторов. Таким образом, можно выделить два нерешенных вопроса в данной области. Первый связан с выбором самого индикатора, характеризующего рост компании. Второй заключается в обосновании факторов, способных оказывать устойчивое влияние на рост. Именно на эти вопросы и постараемся ответить в данном исследовании. Фактический и устойчивый рост компаний выступают в качестве самостоятельных предметов исследования на примере 112 крупнейших компаний России из списка Forbes.
Методы. В качестве методов исследования использовались как общенаучные методы исследования (анализ, синтез, сравнение, графический), так и специальные (статистические методы анализа, коэффициентный метод).
Результаты. В данном исследовании доказано, что состав и степень влияния финансовых и нефинансовых факторов на фактический и устойчивый рост компании различен. Структура финансирования для крупных компаний является незначимым фактором. Следовательно, не важно, за счет каких ресурсов осуществляется рост бизнеса. Наличие совета директоров является существенным критерием для обеспечения эффективности текущей деятельности, что сказывается на фактическом росте объема продаж. В стратегическом же плане на устойчивый рост оказывает влияние наличие независимых членов в совете директоров. Инвестиции в долгосрочные активы продемонстрировали значимость как на фактический, так и на устойчивый рост компании с определенным временным лагом.
Область применения результатов. Предложенная методика может быть использована как внешними, так и внутренними аналитиками для разработки инвестиционных и финансовых управленческих решений.
Предмет. В статье исследуются проблемы, связанные с прогнозированием перспектив развития экономики страны.
Цель. Создание модели, позволяющей прогнозировать пополнение бюджетов всех уровней. Анализ состояния экономики Российской Федерации в целом и ее 85 субъектов.
Методология. Исследования проводились на основе экономико-статистических методов, системного анализа, а также общенаучных методов сравнений и сопоставлений. В работе применен предложенный авторами статьи термин «макроэкономическая производственная функция» — аналог производственной функции, которая выражает зависимость результатов производства предприятия от факторов производства. Используются данные о налоговых доходах по всем видам налогов, численности занятого населения и валовому региональному продукту, консолидированные в информационно-аналитической системе региональных налоговых поступлений «Налоги РФ». Анализ данных и оценка параметров проводились с помощью программы статистической обработки информации — IBM SPSS Statistics 20. В процедуре множественной регрессии SPSS использовались методы включения, позволяющие производить пошаговый отбор в регрессионное уравнение только значимых независимых переменных.
Результаты. На основе предложенной модели проводится сравнение фактических и расчетных значений налоговых поступлений для всех субъектов РФ по данным за 2011 и 2014 гг. Получены значения точечных оценок параметров модели макроэкономической производственной функции. Проведено моделирование значений налоговых поступлений для всех субъектов РФ по данным 2014 г. Произведено сравнение фактических и расчетных (по представленной модели) значений налоговых поступлений. Представлены результаты сравнения фактических и расчетных (по представленной модели) значений налоговых поступлений для всех субъектов РФ по данным 2014 г.
Выводы. Зависимость налоговых доходов от фактора производительности труда постоянна ежегодно. Объем налоговых доходов субъектов РФ с ростом капитала троекратно выше, чем от увеличения производительности труда. Это может быть использовано для планирования экономического развития регионов.
ФИНАНСЫ И КРЕДИТ
Предмет. В статье рассматриваются тенденции формирования внутреннего инвестиционного спроса в российской экономике в контексте регулирующего потенциала денежно-кредитной политики.
Цель. Выявить факторы и условия, способствующие росту инвестиций в экономику России с учетом активной роли кредитной системы.
Методология. Исследование базируется на использовании системного, эволюционного и институционального подходов, а также метода искусственных нейронных сетей. Для расчета данных об объемах и динамике инвестиционных кредитов применена методика косвенного расчета с использованием данных Банка России о кредитах нефинансовым предприятиям и информации Росстата о величине инвестиций предприятий в основной капитал и доле банковских кредитов в общем объеме источников финансирования инвестиций в основной капитал.
Результат. Раскрыты особенности влияния основных каналов трансмиссионного механизма современной денежно-кредитной политики Банка России на формирование внутреннего инвестиционного спроса, под которым авторы понимают потребность, готовность и способность экономических агентов-резидентов к воспроизводству и накоплению капитала, обеспечивающего экономический рост на инновационной основе. По результатам анализа соотношения рентабельности проданных товаров (продукции, работ, услуг) по основным видам экономической деятельности и процентных ставок по банковским депозитам выявлена негативная тенденция роста числа основных отраслей экономики, где рентабельность ниже, чем средневзвешенная ставка по депозитам.
Выводы. Вносятся предложения по повышению эффектов современной денежно-кредитной политики в контексте формирования внутреннего инвестиционного спроса. Обоснован выбор стратегических приоритетов денежно-кредитной политики, адекватных требованиям устойчивого экономического роста и взаимоувязанных с другими составляющими макроэкономической политики.
Актуальность. Значимость стоящих перед страной стратегических задач делает необходимым более активное использование всего спектра кредитных и финансовых отношений, в том числе обусловливает повышение роли кредитного рынка, развитие которого в настоящее время сопряжено с рядом проблем. Несмотря на то что термин «кредитный рынок» широко применяется практиками и учеными-экономистами, теоретические основы, раскрывающие содержание кредитного рынка, в научной литературе проработаны недостаточно. Более того, экономисты по-разному определяют его содержание и составные элементы. Возникает необходимость в теоретическом исследовании кредитного рынка как интегрированной системы, создающей основу для поиска направлений практических решений.
Цель. Исследовать российский кредитный рынок как развивающуюся социально-экономическую систему, относительно обособленную в пространстве и относительно устойчивую во времени, обладающую одновременно свойствами внешней целостности и внутреннего многообразия. Определить движущую силу его развития.
Методы. Исследование кредитного рынка как интегрированной системы опиралось на системную парадигму, предложенную Я. Корнаи и всесторонне развитую Г. Б. Клейнером. Использовался метод научной абстракции.
Результаты. Применение системной парадигмы позволило исследовать кредитный рынок как интегрированную систему, определить процессную систему как доминанту и сформулировать ее миссию. Она состоит в обеспечении постоянного совершенствования комплекса средств и возможностей для организации эффективного взаимодействия участников рынка путем уравновешивания спроса на кредитные продукты и их предложения, что способствует увеличению емкости кредитного рынка, его пропорциональности, развитию конкуренции. Кроме того, было обосновано, что кредитный рынок развивается под воздействием как внутренних сил, так и динамично изменяющейся среды, а также в результате соответствующих управленческих решений.
Перспективы. Результаты теоретического исследования кредитного рынка на основе методологических подходов, определяемых системной парадигмой, позволяют сформировать направления его комплексной модернизации, включающей регулирование кредитного рынка, создание рыночных институтов и социально-экономическое развитие страны.
Выводы. Исследование кредитного рынка как развивающейся интегрированной социально-экономической системы позволило определить процессную систему как основную движущую силу его развития, а также раскрыть значимое влияние на кредитный рынок среды и системы регулирования. Тем самым поставленная цель была достигнута.
ISSN 2587-7089 (Online)