Preview

Финансы: теория и практика/Finance: Theory and Practice

Расширенный поиск

ФАКТОРЫ УСТОЙЧИВОГО РОСТА РОССИЙСКИХ КОМПАНИЙ

https://doi.org/10.26794/2587-5671-2018-22-1-104-117

Аннотация

Введение. В статье рассматриваются вопросы роста российских компаний, ставшие для многих из них на сегодняшний день приоритетными. Рост предприятия связан с большим количеством трудностей, для разрешения которых требуется оценить многие факторы, влияющие на него. Однако до настоящего времени не сложилось единого подхода относительно содержания данного термина, ни определяющих его факторов. Таким образом, можно выделить два нерешенных вопроса в данной области. Первый связан с выбором самого индикатора, характеризующего рост компании. Второй заключается в обосновании факторов, способных оказывать устойчивое влияние на рост. Именно на эти вопросы и постараемся ответить в данном исследовании. Фактический и устойчивый рост компаний выступают в качестве самостоятельных предметов исследования на примере 112 крупнейших компаний России из списка Forbes.

Методы. В качестве методов исследования использовались как общенаучные методы исследования (анализ, синтез, сравнение, графический), так и специальные (статистические методы анализа, коэффициентный метод).

Результаты. В данном исследовании доказано, что состав и степень влияния финансовых и нефинансовых факторов на фактический и устойчивый рост компании различен. Структура финансирования для крупных компаний является незначимым фактором. Следовательно, не важно, за счет каких ресурсов осуществляется рост бизнеса. Наличие совета директоров является существенным критерием для обеспечения эффективности текущей деятельности, что сказывается на фактическом росте объема продаж. В стратегическом же плане на устойчивый рост оказывает влияние наличие независимых членов в совете директоров. Инвестиции в долгосрочные активы продемонстрировали значимость как на фактический, так и на устойчивый рост компании с определенным временным лагом.

Область применения результатов. Предложенная методика может быть использована как внешними, так и внутренними аналитиками для разработки инвестиционных и финансовых управленческих решений.

Об авторах

Е. В. Рябова
Национальный исследовательский университет «Высшая Школа Экономики»
Россия

Елена Вячеславовна Рябова кандидат экономических наук, доцент кафедры финансового менеджмента

Москва



М. А. Cамоделкина
Национальный исследовательский университет «Высшая Школа Экономики»
Россия

Марина Андреевна Cамоделкина магистр программы «Финансы» Национального исследовательского университета «Высшая Школа Экономики», бухгалтер по управлению кредитными рисками, ООО «Кока-Кола ЭйчБиСи»

Москва



Список литературы

1. Xuemin S. The Growth Essence and Ways of the Middle and Small Enterprises. Journal of Zhengzhou University (Philosophy and Social Science Edition), 2004, vol. 34, no. 4, pp. 66–69. URL: http://en.cnki.com.cn/Article_en/CJFDTotal-ZZDX200404014.htm (accessed 21.09.2017).

2. Gupta P. D. et al. Firm growth and its determinants. Journal of Innovation and Entrepreneurship, 2013, vol. 15, no. 2. Doi 10.1186/2192–5372–2–15.

3. Ивашковская И. В., Животова Е. Л. Индекс устойчивого роста: эмпирическая апробация на данных российских компаний // Вестник Санкт-Петербургского университета. Общий и стратегический менеджмент. 2009. Вып. 4. Сер. 8. С. 3–29. Ivashkovskaja I. V., Zhivotova, E.L. [The index of sustainable growth: empirical testing on the data of Russian companies]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Obshhij i strategicheskij menedzhment = Bulletin of Saint Petersburg University. General and strategic management, 2009, vol. 4, no. 8, pp. 3–29. (In Rus.).

4. Evans D. S. The Relationship between Firm Growth, Size, and Age: Estimates for 100 Manufacturing Industries. Journal of Industrial Economics, 1987, vol. 35, no. 4, pp. 567–581. Doi 10.2307/2098588.

5. Heshmati A. On the growth of micro and small firms: evidence from Sweden. Small Business Economics, 2001, vol. 17(3), pp. 213–228. Doi 10.1023/A:1011886128912.

6. Morone P., Testa G. Firms’ growth, size and innovation — an investigation into the Italian manufacturing sector. Economics of Innovation and New Technology, 2008, vol. 17 no. 4, pp. 311–329. Doi 10.1080/10438590701231160.

7. Singh A., Whittington G. The Size and Growth of Firms. The Review of Economic Studies, 1975, vol. 42, no. 1, pp. 15–26. Doi 10/2307/2296816.

8. Varaiya N., Kerin R. A. & D. Weeks. The Relationship between Growth, Profitability, and Firm Value. Strategic Management Journal, 1987, vol. 8, pp. 487–497. Doi 10.1002/smj.4250080507.

9. DeMartino R., Sriramachandramurthy R., Miller, J. C. Angelis, J. N. Looking Inside the Black Box of Growth Efforts in Declining Small Firms: The Role of Growth Factors, Planning, and Implementation. URL: http://www.emeraldinsight.com/doi/pdfplus/10.1108/S 1074–754020150000017015 (accessed 15.10. 2017)

10. Hall B. H. The relationship between firm size and firm growth in the US manufacturing sector. Journal of Industrial Economics, 1987, vol. 25, p. 583–606. URL: http://www.nber.org/papers/w1965 (accessed 15.10.2017)

11. Geroski P., Gugler К. Corporate Growth Convergence in Europe. Oxford Economic Papers, 2004, vol. 56, no. 4, pp. 597–620. Doi 10.1093/oep/gpf055/.

12. Ивашковская И. В., Животова Е. Л. Индекс устойчивости роста: апробация на российских компаниях // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2009. № 4 (8). С. 3–29. Ivashkovskaya, I.V., Zhivotova E. L. Growth Index: Approbation at a Russian companies. Vestnik Sankt-Peterburgskogo Universiteta = Bulletin of Saint Petersburg University, 2009, no. 4 (8), pp. 3–29 (In Russ).

13. Лимитовский М. А. и др. Финансовый менеджмент, как сфера прикладного использования корпоративных финансов. 2011. URL: http://www.shfm.ranepa.ru/sites/default/files/books/limitov_part1.pdf (дата обращения: 21.09.2017). Limitovskij M. A. et al. Financial management, as the sphere of applied use of corporate finance. URL: http://www.shfm.ranepa.ru/sites/default/files/books/limitov_part1.pdf (accessed 21.09.2017) (In Russ)

14. Kisor M. The Financial Aspects of Growth. Financial Analysts Journal, 1964, vol. 20, no. 2, pp. 46–51. Doi 10.2469/ faj.v20.n2.46.

15. Higgins R. C. How Much Growth Can a Firm Afford? Financial Management, 1977, vol. 6, no. 3, pp. 7–16 URL: http://www.jstor.org/stable/3665251?seq=1#page_scan_tab_contents(accessed 05.09.2017–30.10.2017).

16. Ulrich T., Arlow P. The Financial Implications of Growth. Journal of Small Business Management, 1980, vol. 18, no. 4, p. 28.

17. Rappaport A. Creating shareholder value: the new standard for business performance. NY, 1986. URL: https://books.google.ru/books?hl=ru&lr=&id=bc0PjplGR5gC&oi=fnd&pg=PP1&ots=R8LlYTEUF5&sig=uDFS6HaQjkdjf1f1f7r3WOCCsxE&redir_esc=y#v=onepage&q&f=false (accessed 20.09.2017–10.11.2017)

18. Якимова В. А. Перспективный анализ финансового положения предприятий капиталоемких отраслей на основе модели достижимого роста // Корпоративные финансы. 2013. № 1 (25). C. 81–95. Jakimova V. A. A prospective analysis of the financial position of enterprises in capital-intensive industries based on the model of achievable growth. Korporativnye finansy = Corporate finance, 2013, vol. 25, no. 1, pp. 81–95. (In Russ.).

19. Mengistae T. Competition and entrepreneurs’ human capital in small business longevity and growth. Journal of Development Studies, 2006, vol. 42, pp. 812–836. Doi 10.1080/00220380600742050.

20. St-Jean E., Julien, Р. Joseґe, А. Factors associated with growth changes in gazelles. Journal of Enterprising Culture, 2008, vol. 16, no. 2, pp. 161–188. Doi 10.1142/S 0218495808000089.

21. Castanias R. P., Helfat C. E. Managerial resources and rents. Journal of Management, 1991, vol. 17, no. 1, pp. 155–171. Doi 10.1177/014920639101700110.

22. Basu А., Goswami А. South Asian entrepreneurship in Great Britain: factors influencing growth. International Journal of Entrepreneurial Behavior & Research, 1999, vol. 5, pp. 251–275. Doi 10.1108/13552559910300381.

23. Kirkwood J. To grow or not? Growing small service firms. Journal of Small Business and Enterprise Development, 2009, vol. 16, pp. 485–503.

24. Manzano G. et al. Factors Affecting the Growth of New Firms: A Multidisciplinary Perspective. University of La Rioja, 2012, vol. 46. Doi 10.7763/IPEDR.

25. Myers S. Financial Architecture. European Financial Management, 1999, vol. 5, no. 2, рр. 133–141. Doi 10.1111/1468– 036X.00086.

26. Ivashkovskaya I. V., Zinkevich N. The relationship between corporate governance and company performance in concentrated ownership systems: URL: https://cfjournal.hse.ru/article/view/1650/2368 // (accessed 20.09.2017– 10.11.2017).

27. Рябова Е. В., Румянцева Т. В. Исследование факторов формирования финансовой архитектуры компаний // Финансовая аналитика: Проблемы и решения. 2012. № 33. С. 39–46. Rjabova E. V., Rumjanceva T. V. The study of the factors shaping the financial architecture of companies. Finansovaja analitika: Problemy i reshenija = Financial Analytics: Problems and solutions, 2012, no. 33, pp. 39–46. (In Russ.).

28. Michael Feldman, J., Klofsten, M. Medium-sized firms and the limits to growth: A case study in the evolution of a spin-off firm. European Planning Studies, 2000, vol. 8, no. 5, pp. 631–650. Doi 10.1080/713666429.

29. Brown, S. Seven skills for the aspiring entrepreneur. Business & Economic Review, 2007, vol. 53, no. 2, pp. 16–18.

30. Krasniqi, B. A. Barriers to entrepreneurship and SME growth in transition: The case of Kosovo. Journal of Developmental Entrepreneurship, 2007, vol. 12, no. 1, pp. 71–94. Doi 10.1142/S 1084946707000563.

31. Байбурина Э. Р., Шустрова Е. Влияние вознаграждения топ-менеджмента и совета директоров на стоимость крупных российских компаний // Корпоративные финансы. 2008. № 4. С. 60–80. Bajburina E., Shustrova E. The influence of top management and board of directors on the value of large Russian companies. Korporativnye finansy = Corporate finance, 2008, no. 4, pp. 60–80. (In Russ.).


Рецензия

Для цитирования:


Рябова Е.В., Cамоделкина М.А. ФАКТОРЫ УСТОЙЧИВОГО РОСТА РОССИЙСКИХ КОМПАНИЙ. Финансы: теория и практика/Finance: Theory and Practice. 2018;22(1):104-117. https://doi.org/10.26794/2587-5671-2018-22-1-104-117

For citation:


Ryabova E.V., Samodelkina M.A. FACTORS OF SUSTAINABLE GROWTH OF RUSSIAN COMPANIES. Finance: Theory and Practice. 2018;22(1):104-117. (In Russ.) https://doi.org/10.26794/2587-5671-2018-22-1-104-117

Просмотров: 1572


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2587-5671 (Print)
ISSN 2587-7089 (Online)