ПРОТИВОРЕЧИВОСТЬ РЫНОЧНЫХ ЗАКОНОВ В ИЗМЕНЕНИИ ЦЕН И ЦЕНООБРАЗУЮЩИЙ АТТРАКТОР


https://doi.org/10.26794/2587-5671-2018-22-2-124-133

Полный текст:


Аннотация

В статье критически исследуются наиболее употребляемые в научной среде основополагающие законы ценообразования в рыночной экономике. Раскрывается также неполнота и отсутствие комплексности в трактовке марксистского направления трудовой теории стоимости субъектами государственной экономики советского периода.

В происходящих кардинальных изменениях геоэкономики возникают новые вопросы о роли цены в глобальных рыночных процессах, парадигмах и дефинициях ценообразования. В статье в комплексной взаимоувязке исследуются роль, значение, степень преобладания и признаки доминирования наиболее значимых основных законов экономического развития и факторов в формировании и изменении цен в диалектической взаимосвязи с изменяющимися условиями.

Основным методом исследования служит диалектический подход, с помощью которого автор демонстрирует на моделях действие, взаимодействие, взаимовлияние фундаментальных законов рынка и условий, лежащих в основе изменения рыночной конъюнктуры и, как следствие, цены. Выделенные автором фундаментальные составляющие цены исследуются как категориальные оппозиции.

Автор выделяет в понятии цены финансовую и маркетинговую составляющие, выявляет и обосновывает признаки и условия, предопределяющие преобладание одной из указанных составляющих.

В статье демонстрируется, как под воздействием законов рынка на различных стадиях жизненного цикла в меняющейся энтропии цен устанавливается некий колебательный режим, ассоциируемый с центром качания маятника.

Установившийся закономерный режим в энтропии цен как равнодействующая интересов частей, сходящихся в нем, определяет траекторию ценовых колебаний и постепенно подчиняет соседние режимы (переходные процессы) наиболее общему ключевому закону ценообразования. К такому выводу автор приходит, исследуя взаимодействие различных законов в рыночных процессах последних десятилетий.


Об авторе

В. А. Чернов
Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского
Россия

Владимир Анатольевич Чернов доктор экономических наук, профессор кафедры финансов и кредита  Института экономики и предпринимательства 

Нижний Новгород



Список литературы

1. Макарова М. С. Цены и ценообразование. Политика цен в общей стратегии компании. Омск; 2001.

2. Маркс К. Капитал. Критика политической экономии: Т. 1. Кн. 1. Процесс производства капитала. М.: Политиздат; 1988. 891 с.

3. Маркс К., Энгельс Ф. Письма о «Капитале». М.: ОГИЗ Государственное изд-во политической литры; 1948. 336 с.

4. Кропин Ю. А. Структура цены товара. Вестник финансового университета. 2015;(6):131–136.

5. Чернов В. А. Геополитические факторы инновационного развития глобальной экономики. Аудит и финансовый анализ. 2013;(4):416–419.

6. Маршалкина Т. В. Модели прогнозирования спроса на инновационную продукцию. Вестник финансового университета. 2015;(6):171–178.

7. Bass F. A New Product Growth for Model Consumer Durables. Management Science. 1969;15(5):215–227. DOI: 10.1287/mnsc.15.5.215

8. Meade N. The use of growth curves in forecasting market development — a review and appraisal. Journal of Forecasting. 1984;3(4):429–451. DOI: 10.1002/for.3980030406

9. Mahajan V., Peterson R. Models for innovation diffusion. Newbury Park, Calif.: Sage; 2010.

10. Mahajan V., Muller E., Bass F. New Product Diffusion Models in Marketing: A Review and Directions for Research. Journal of Marketing. 1990;54(1):1. DOI: 10.2307/1252170

11. Mahajan V., Muller E., Bass F. New-product diffusion models. In Handbook in operations research and management science: Chapter 8. Marketing, vol. 5. Amsterdam, Netherlands North Holland; 1993.

12. Baptista R. Do innovations diffuse faster within geographical clusters? International Journal of Industrial Organization. 2000;18(3):515–535. DOI: 10.1016/s0167–7187(99)00045–4

13. Mahajan V., Muller E., Wind Y., еds. New product diffusion models. London Kluwer Academic Publishers; 2000.

14. Meade N., Islam T. Forecasting the diffusion of innovations. In J. S. Armstrong (Ed.), Principles of forecasting. Boston Kluwer Academic Publishers, 2001.

15. Чернов В. А. Анализ ценовой динамики в оценке инвестиционного проекта. Развитие инвестиционного потенциала отечественных предприятий. Сборник трудов. Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет. Нижний Новгород: ННГАСУ; 2005.

16. Bass F., Krishnan T., Jain D. Why the Bass Model Fits without Decision Variables. Marketing Science. 1994;13(3):203–223. DOI: 10.1287/mksc.13.3.203

17. Van den Bulte C., Stremersch S. Social Contagion and Income Heterogeneity in New Product Diffusion: A Meta-Analytic Test. Marketing Science. 2004;23(4):530–544. DOI: 10.1287/mksc.1040.0054

18. Баканов М., Капелюш С. Лоция в стихии свободных цен. Советская торговля. 1991;(5):16–19.

19. Баканов М. И., Чернов В. А. Управленческий учет: Торговая калькуляция. М.: ЮНИТИ-ДАНА; 2008. 255 с.

20. Чернов В. А. Анализ издержек обращения. Аудит и финансовый анализ. 2000;(3):187–196.

21. Чернов В. А., Морозова Н. А. Управление затратами. Чернов В. А., ред. М.: КНОРУС; 2017. 178 с.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Чернов В.А. ПРОТИВОРЕЧИВОСТЬ РЫНОЧНЫХ ЗАКОНОВ В ИЗМЕНЕНИИ ЦЕН И ЦЕНООБРАЗУЮЩИЙ АТТРАКТОР. Финансы: теория и практика/Finance: Theory and Practice. 2018;22(2):124-133. https://doi.org/10.26794/2587-5671-2018-22-2-124-133

For citation: Chernov V.A. INCONSISTENCY OF MARKET LAWS IN PRICE CHANGES AND PRICE-FORMING ATTRACTOR. Finance: Theory and Practice. 2018;22(2):124-133. (In Russ.) https://doi.org/10.26794/2587-5671-2018-22-2-124-133

Просмотров: 100

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2587-5671 (Print)
ISSN 2587-7089 (Online)