ПРОТИВОРЕЧИВОСТЬ РЫНОЧНЫХ ЗАКОНОВ В ИЗМЕНЕНИИ ЦЕН И ЦЕНООБРАЗУЮЩИЙ АТТРАКТОР
https://doi.org/10.26794/2587-5671-2018-22-2-124-133
Аннотация
В статье критически исследуются наиболее употребляемые в научной среде основополагающие законы ценообразования в рыночной экономике. Раскрывается также неполнота и отсутствие комплексности в трактовке марксистского направления трудовой теории стоимости субъектами государственной экономики советского периода.
В происходящих кардинальных изменениях геоэкономики возникают новые вопросы о роли цены в глобальных рыночных процессах, парадигмах и дефинициях ценообразования. В статье в комплексной взаимоувязке исследуются роль, значение, степень преобладания и признаки доминирования наиболее значимых основных законов экономического развития и факторов в формировании и изменении цен в диалектической взаимосвязи с изменяющимися условиями.
Основным методом исследования служит диалектический подход, с помощью которого автор демонстрирует на моделях действие, взаимодействие, взаимовлияние фундаментальных законов рынка и условий, лежащих в основе изменения рыночной конъюнктуры и, как следствие, цены. Выделенные автором фундаментальные составляющие цены исследуются как категориальные оппозиции.
Автор выделяет в понятии цены финансовую и маркетинговую составляющие, выявляет и обосновывает признаки и условия, предопределяющие преобладание одной из указанных составляющих.
В статье демонстрируется, как под воздействием законов рынка на различных стадиях жизненного цикла в меняющейся энтропии цен устанавливается некий колебательный режим, ассоциируемый с центром качания маятника.
Установившийся закономерный режим в энтропии цен как равнодействующая интересов частей, сходящихся в нем, определяет траекторию ценовых колебаний и постепенно подчиняет соседние режимы (переходные процессы) наиболее общему ключевому закону ценообразования. К такому выводу автор приходит, исследуя взаимодействие различных законов в рыночных процессах последних десятилетий.
Ключевые слова
Об авторе
В. А. ЧерновРоссия
Владимир Анатольевич Чернов — доктор экономических наук, профессор кафедры финансов и кредита Института экономики и предпринимательства
Нижний Новгород
Список литературы
1. Макарова М. С. Цены и ценообразование. Политика цен в общей стратегии компании. Омск; 2001.
2. Маркс К. Капитал. Критика политической экономии: Т. 1. Кн. 1. Процесс производства капитала. М.: Политиздат; 1988. 891 с.
3. Маркс К., Энгельс Ф. Письма о «Капитале». М.: ОГИЗ Государственное изд-во политической литры; 1948. 336 с.
4. Кропин Ю. А. Структура цены товара. Вестник финансового университета. 2015;(6):131–136.
5. Чернов В. А. Геополитические факторы инновационного развития глобальной экономики. Аудит и финансовый анализ. 2013;(4):416–419.
6. Маршалкина Т. В. Модели прогнозирования спроса на инновационную продукцию. Вестник финансового университета. 2015;(6):171–178.
7. Bass F. A New Product Growth for Model Consumer Durables. Management Science. 1969;15(5):215–227. DOI: 10.1287/mnsc.15.5.215
8. Meade N. The use of growth curves in forecasting market development — a review and appraisal. Journal of Forecasting. 1984;3(4):429–451. DOI: 10.1002/for.3980030406
9. Mahajan V., Peterson R. Models for innovation diffusion. Newbury Park, Calif.: Sage; 2010.
10. Mahajan V., Muller E., Bass F. New Product Diffusion Models in Marketing: A Review and Directions for Research. Journal of Marketing. 1990;54(1):1. DOI: 10.2307/1252170
11. Mahajan V., Muller E., Bass F. New-product diffusion models. In Handbook in operations research and management science: Chapter 8. Marketing, vol. 5. Amsterdam, Netherlands North Holland; 1993.
12. Baptista R. Do innovations diffuse faster within geographical clusters? International Journal of Industrial Organization. 2000;18(3):515–535. DOI: 10.1016/s0167–7187(99)00045–4
13. Mahajan V., Muller E., Wind Y., еds. New product diffusion models. London Kluwer Academic Publishers; 2000.
14. Meade N., Islam T. Forecasting the diffusion of innovations. In J. S. Armstrong (Ed.), Principles of forecasting. Boston Kluwer Academic Publishers, 2001.
15. Чернов В. А. Анализ ценовой динамики в оценке инвестиционного проекта. Развитие инвестиционного потенциала отечественных предприятий. Сборник трудов. Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет. Нижний Новгород: ННГАСУ; 2005.
16. Bass F., Krishnan T., Jain D. Why the Bass Model Fits without Decision Variables. Marketing Science. 1994;13(3):203–223. DOI: 10.1287/mksc.13.3.203
17. Van den Bulte C., Stremersch S. Social Contagion and Income Heterogeneity in New Product Diffusion: A Meta-Analytic Test. Marketing Science. 2004;23(4):530–544. DOI: 10.1287/mksc.1040.0054
18. Баканов М., Капелюш С. Лоция в стихии свободных цен. Советская торговля. 1991;(5):16–19.
19. Баканов М. И., Чернов В. А. Управленческий учет: Торговая калькуляция. М.: ЮНИТИ-ДАНА; 2008. 255 с.
20. Чернов В. А. Анализ издержек обращения. Аудит и финансовый анализ. 2000;(3):187–196.
21. Чернов В. А., Морозова Н. А. Управление затратами. Чернов В. А., ред. М.: КНОРУС; 2017. 178 с.
Рецензия
Для цитирования:
Чернов В.А. ПРОТИВОРЕЧИВОСТЬ РЫНОЧНЫХ ЗАКОНОВ В ИЗМЕНЕНИИ ЦЕН И ЦЕНООБРАЗУЮЩИЙ АТТРАКТОР. Финансы: теория и практика/Finance: Theory and Practice. 2018;22(2):124-133. https://doi.org/10.26794/2587-5671-2018-22-2-124-133
For citation:
Chernov V.A. INCONSISTENCY OF MARKET LAWS IN PRICE CHANGES AND PRICE-FORMING ATTRACTOR. Finance: Theory and Practice. 2018;22(2):124-133. (In Russ.) https://doi.org/10.26794/2587-5671-2018-22-2-124-133