Последствия отмены налога на прибыль в Республике Армения


https://doi.org/10.26794/2587-5671-2019-23-1-96-105

Полный текст:


Аннотация

Проблемы в налоговом администрировании, особенно в части прямого налогообложения, являются одним из важнейших вызовов для системы налогообложения Армении. Наличие высокого уровня неформального сектора еще больше влияет на эффективное функционирование системы и пополнение государственного бюджета. В связи с этим возникает необходимость проведения реформ в прямом налогообложении, что представлено в данной статье. Цель работы — оценка последствий отмены налога на прибыль в Армении с помощью неоклассической динамической модели общего равновесия и обложения распределенных дивидендов подоходным налогом. Представленная модель применяется и в оценках воздействия реформирования системы налогообложения организаций в Эстонии и Грузии. В связи с этим в статье проводится сравнительный анализ полученных результатов трех стран. Модель рассчитывает влияние изменения в ставках налога на прибыль на государственные доходы, капитал на единицу труда, уровень потребления и объем выпуска в стране. В статье также представлена параметризация модели с учетом специфики экономики Армении. В ходе исследования выявилось, что реформирование системы налогообложения организаций в Армении приведет к росту общего благосостояния населения, чистых инвестиций и совокупного выпуска, однако налоговые доходы государственного бюджета Армении снизятся на 3,92%. Результаты исследования позволят правительству Армении применить новый подход к обложению прибыли организаций, что, в свою очередь, приведет к повышению транспарентности ведения бизнеса, снижению уровня коррупции и сокрытию полученных прибылей.


Об авторах

Э. М. Сандоян
Российско-Армянский университет
Армения

Эдвард Мартинович Сандояндоктор экономических наук, профессор, директор Института экономики и бизнеса

Ереван



Е. Г. Петросян
Российско-Армянский университет
Армения

Егине Гагиковна Петросянаспирантка кафедры экономики и финансов

Ереван



Список литературы

1. Sandoyan E. Economic stagnation in the Republic of Armenia from 2009 to 2016: Causes, consequences and prospects. Vestnik of Russian-Armenian University: Humanitarian and Social Sciences. 2017;(1):7–24. URL: http://science.rau.am/uploads/blocks/0/7/701/files/Vestnik-1.2017-last-5.pdf (In Armen.).

2. Arnold J. Do tax structures affect aggregate economic growth?: Empirical evidence from a Panel of OECD countries. OECD Economics Department Working Papers. 2008;(643). URL: https://www.oecdilibrary.org/docserver/236001777843.pdf?expires=1547133612&id=id&accname=guest&checksum=4887D0F94595AB526489588E4094C864.

3. Lee Y., Gordon R. H. Tax structure and economic growth. Journal of Public Economics. 2005;89(5– 6):1027–1043. DOI: 10.1016/j.jpubeco.2004.07.002

4. Petrosyan H. Corporate income tax in Armenia: Problems and perspectives. In: Proc. 10th Anniver. annu. sci. conf. of Russian-Armenian University (Yerevan, 30 Nov.— 4 Dec. 2015). Pt. III. Yerevan: RAU; 2016:136–144. URL: http://science.rau.am/uploads/blocks/3/34/3481/files/Konferenciya_2016_last.pdf (In Russ.).

5. Viietska O. Modern trends in corporate income taxation: Perspectives of the withdrawn capital tax. Economy of Industry. 2018;(2):24–49. (In Russ.). DOI: 10.15407/econindustry2018.02.024

6. Funke M. Determining the taxation and investment impacts of Estonia’s 2000 income tax reform. Finnish Economic Papers. 2002;15(2):102–109. URL: http://taloustieteellinenyhdistys.fi/images/stories/fep/f2002_2d.pdf.

7. Staehr K. Corporate income taxation in Estonia. Is it time to abandon dividend taxation? Department of Finance and Economics, Tallinn University of Technology. TUTECON Research Brief. 2014;(1). URL: https://www.google.com/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=1&cad=rja&uact=8&ved=2ahUKEwjqvoKpoojdAhWB1SwKHUGyCHUQFjAAegQIAhAC&url=http%3A%2F%2Fwww.tutecon.eu%2Findex.php%2Ftutecon%2Farticle%2Fdownload%2F9%2F27%2F&usg=AOvVaw0h86PoNLCvlRpxQFEf1RvI.

8. Masso J., Meriküll J., Vahter P. Gross profit taxation versus distributed profit taxation and firm performance: Effects of Estonia’s corporate income tax reform. Eesti Pank. Working Paper Series. 2011;(2):16–17,40–43. URL: https://www.google.com/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=1&cad=rja&uact=8&ved=2ahUKEwjGsvStoYjdAhXCiSwKHfJ0By0QFjAAegQIBBAC&url=https%3A%2F%2Fwww.eestipank.ee%2Fsites%2Fdefault%2Ffiles%2Fpublication%2Fen%2FWorkingPapers%2F2011%2F_wp_211.pdf&usg=AOvVaw0kslwzMhOh0361zG0uFikM.

9. Lehis L., Klauson I., Pahapill H., Uustalu E. The compatibility of the Estonian corporate income tax system with community law. Juridica International. 2008;(XV):14–24. URL: https://www.juridicainternational.eu/public/pdf/ji_2008_2_14.pdf.

10. Mickiewicz T., Bishop K., Varblane U. Financial constraints in investment — Foreign versus domestic firms: Panel data results from Estonia, 1995–1999. William Davidson Institute Working Paper. 2004;(649). URL: https://deepblue.lib.umich.edu/bitstream/handle/2027.42/40034/wp648.pdf?sequence=3&isAllowed=y.

11. Purfield C., Rosenberg C. Adjustment under a currency peg: Estonia, Latvia and Lithuania during the global financial crisis 2008–09. IMF Working Paper. 2010;(213). URL: https://www.imf.org/external/pubs/ft/wp/2010/wp10213.pdf.

12. Jensen M. Agency costs of free cash flow, corporate finance, and takeovers. The American Economic Review. 1986;76(2):323–329. URL: https://sfinm.files.wordpress.com/2013/10/agency-costs-of-fcfjensen.pdf.

13. International Tax. Georgia Highlights 2018. London: Deloitte Touche Tohmatsu Ltd.; 2018. 5 p. URL: https://www2.deloitte.com/content/dam/Deloitte/global/Documents/Tax/dttl-taxgeorgiahighlights-2018.pdf.

14. Bolkvadze B. Peculiarities of the “Estonian” tax model in taxation system of Georgia. European Journal of Interdisciplinary Studies. 2018;4(2):156–161. URL: http://journals.euser.org/files/articles/ejis_v4_i2_18/Besik.pdf.

15. Funke M., Strulik H. Taxation, growth and welfare: Dynamic effects of Estonia’s 2000 income tax act. Bank of Finland. Institute for Economies in Transition. BOFIT Discussion Papers. 2003;(10):11–21. URL: https://pdfs.semanticscholar.org/58d8/97667b7fb3034ebdf1e2d54b999f7d5cd3bd.pdf.

16. Masso J., Meriküll J. Macroeconomics effects of zero corporate income tax on retained earnings. Baltic Journal of Economics. 2011;11(2):81–99. DOI: 10.1080/1406099X.2011.10840502

17. Sinelnikov-Murylev S., Shkrebela E. Improvement of corporate profit tax in the Russian Federation in the medium term. Gaidar Institute for Economic Policy. Scientific Works. 2011;(149R). URL: https://iep.ru/files/text/working_papers/149.pdf (In Russ.).


Дополнительные файлы

Для цитирования: Сандоян Э.М., Петросян Е.Г. Последствия отмены налога на прибыль в Республике Армения. Финансы: теория и практика/Finance: Theory and Practice. 2019;23(1):96-105. https://doi.org/10.26794/2587-5671-2019-23-1-96-105

For citation: Sandoyan E.M., Petrosyan H.G. Abolishment of Proft tax Effects in the Republic of Armenia. Finance: Theory and Practice. 2019;23(1):96-105. https://doi.org/10.26794/2587-5671-2019-23-1-96-105

Просмотров: 114

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2587-5671 (Print)
ISSN 2587-7089 (Online)