Preview

Финансы: теория и практика/Finance: Theory and Practice

Расширенный поиск
Том 23, № 1 (2019)
Скачать выпуск PDF
https://doi.org/10.26794/2587-5671-2019-23-1

ПО ИТОГАМ V МЕЖДУНАРОДНОГО ФОРУМА ФИНАНСОВОГО УНИВЕРСИТЕТА

6-12 737
Аннотация

Эта лекция была прочитана в ноябре 2018 г. в Финансовом университете в Москве, Россия, для преподавателей и студентов. Используя некоторые текущие политические дебаты в качестве иллюстрации, автор описывает миссию социолога и то, как экономика может принести общее благо.

13-26 1982
Аннотация

Жан Тироль, лауреат Нобелевской премии по экономическим наукам 2014 г., посетивший в ноябре 2018 г. Финансовый университет в Москве, является одним из самых ярких примеров эволюции, которую переживают некоторые современные экономисты. Его карьера началась в период бурного развития теорий регулирования и конкурентной политики. Это было также время интенсивного развития теории промышленной организации (индустриальной экономики), особенно ее отрасли, ориентированной на вопросы государственной политики — экономического регулирования, антимонопольного законодательства и, в более общем плане, экономического управления при определении прав собственности, принудительном исполнении договоров, обеспечении организационной инфраструктуры. Прогресс в этих областях отражал два методологических прорыва: теорию игр и теорию проектирования механизмов. Расширение использования теории игр в экономике промышленности привело к миграции ее достижений в другие отрасли микроэкономики, такие как поведенческая экономика и корпоративные финансы. В 1978 г. Жан Тироль отправился в США, чтобы получить степень доктора экономических наук в Массачусетском технологическом институте (MIT), где он начал свое становление как экономист. В статье представлен путь, проделанный Жаном Тиролем от инженера и математика до экономиста мирового класса. Особенное внимание автор уделил традициям французской экономической науки, оказавшим немалое влияние на основные сферы научных интересов Жана Тироля. Менеджерские способности Тироля позволили ему создать научную школу как в Университете Тулузы и фонде имени Жана-Жака Лаффонта, так и в новообразованном Институте перспективных исследований.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ФИНАНСЫ

27-37 865
Аннотация

Финансирование проектов инфраструктуры (например, эксплуатация и транспортировка природных ресурсов, высокоскоростные железные дороги, Интернет) формирует основу для мирного развития и процветания народов разных стран, а также транснационального сообщества. В условиях меняющегося мира, где цифровизация и новые власти требуют совместных действий, необходимы надежные межкультурные связи. В частности, в Евразийском регионе, от Лиссабона до Владивостока, открываются перспективы для России, Германии и Европейского союза. Эти связи можно развивать через инвестиции и сотрудничество, укрепляя доверие с помощью общих правил и стабильного состояния. В статье представлена концепция «Межкультурного финансирования проектов»: регламент бизнеса и права (порядок активов; нем.: Vermoegensordnung), в котором государственные и частные субъекты формируют необходимое доверие и способны сотрудничать и получать прибыль на транснациональном уровне на благо общего процветания всех народов. Ключевым элементом системы, подходящей для инвестирования капитала (закон о защите транснациональных инвесторов), является закон об устойчивой оценке; он должен быть разработан и установлен путем правового сравнения. Показаны соответствующие аспекты теории и практики, которые являются основными для участников финансирования проектов инфраструктуры, а также новая инициатива Европейского союза в отношении межкультурного взаимодействия.

38-48 738
Аннотация

Статья оценивает способность финансовых аналитиков прогнозировать рыночный риск. Сопоставляя консенсус-рекомендации, выпущенные аналитиками для акций публичных компаний США, содержащихся в системе I/B/E/S (Institutional Brokers’ Estimates System) на январь 2015 г., с фактической волатильностью этих бумаг, мы показываем, что эти рекомендации значимо коррелируют с последующими изменениями в уровне рыночного риска. Таким образом, наши результаты указывают на то, что аналитики хотя бы в какой-то степени способны предсказать нарастание или убывание риска, что может принести пользу в управлении активами. Однако взаимоотношение между рекомендациями и риском не является линейным и зависит от конкретной рекомендации. Используя семи-параметрическую статистическую модель на основе теории копул, автор показывает, что «экстремальные» рекомендации (т.е. самые положительные или самые отрицательные) несут гораздо большую информационную нагрузку, чем остальные. В контексте научной литературы на данную тему результаты исследования, по-видимому, представляют собой одну из первых попыток установить эмпирическую зависимость между рекомендациями аналитиков и рыночным риском.

49-65 2330
Аннотация

В работе анализируется связь понятий оптимального, порогового и целевого уровня инфляции в рамках политики инфляционного таргетирования на примере отдельных стран. Цель статьи — выявление особенностей достижения цели по инфляции странами с разным уровнем развития экономики. В рамках дескриптивного анализа применен метод странового сопоставления по параметрам оцененных пороговых уровней инфляции, фактических целей и допустимых диапазонов таргетирования, устойчивости целей и диапазонов во времени. В рамках подхода кейс-стади исследованы специфические для отдельных стран факторы изменения цели по инфляции и порогового уровня инфляции. Обоснована связь понятий оптимального, порогового и целевого уровня инфляции. Представлен опыт достижения цели по инфляции в 17 странах в 2009–2018 гг. Проведено сопоставление фактически таргетируемых и оцененных пороговых уровней инфляции. Выявлены особенности достижения цели по инфляции в странах в зависимости от степени открытости и уровня экономического развития. Сделан вывод, что пороговый уровень инфляции выступает верхней границей фактически устанавливаемого странами целевого уровня инфляции или его диапазона. Несмотря на тенденцию к снижению оценок порогового уровня, тенденция к снижению целевого уровня инфляции не выражена. Открытость экономики и чувствительность к изменению внешних условий выступает фактором прецедентности процентной политики, характерной для стран с формирующимся рынком. В результате страны сталкиваются с выбором политики более гибкого, аккомодационного инфляционного таргетирования либо политики «опережающих индикаторов». Она ориентирована в первую очередь на управление инфляционными ожиданиями. Несмотря на неопределенность внешних условий, политика инфляционного таргетирования в России сохраняет потенциал «заякоривания» инфляционных ожиданий на выбранном целевом уровне.

66-78 726
Аннотация

Актуальность темы обусловлена тем, что странам необходимы адаптивные подходы к турбулентности мировой валютной системы (МВС). В экономической литературе достаточно полно изучены подходы стран БРИКС к трансформации МВС, однако отсутствуют исследования о создании перспективного центрального банка как альтернативного наднационального кредитно-денежного института в формирующейся новой международной финансовой архитектуре. Цель статьи заключается в разработке механизма установления ставки рефинансирования для стран БРИКС в случае реализации гипотезы интеграции, валютного союза, кредитора последней инстанции и общей расчетной единицы. При создании модели использован метод либерального ценообразования. Высказана гипотеза, в соответствии с которой ставка рефинансирования должна установиться на уровне, превышающем учетную ставку Народного банка Китая, и уровне ниже ставок Бразилии, России, Индии и ЮАР, поскольку он обладает сравнительными преимуществами в предоставлении кредита. Механизм консенсуальной ставки стран БРИКС исходит из допущения, что количество денег в обращении может изменяться на величину, которая не вызовет негативных последствий для национальных экономик. Принципиальное отличие результатов этого исследования заключается в оптимизации потока кредитных ресурсов, что предполагает их распределение в определенных рамках и на несколько этапов. Основные положения указывают на то, что установление оптимальной ставки может создать условия для согласования кредитно-денежной политики стран БРИКС в рамках единого центрального банка. Практическая значимость полученной модели заключается в том, что она может быть использована для установления ставки рефинансирования в объединения стран БРИКС. Модель предполагает, что величина оптимального кредитования в странах БРИКС должна быть заключена в пределах обеспечения прироста ВВП. Общий вывод заключается в том, что оптимальная ставка рефинансирования — ключевой вопрос в формировании валютного союза и общей валюты БРИКС.

ФИНАНСОВЫЙ МОНИТОРИНГ

79-95 1127
Аннотация

Цель статьи — предложить новый подход к оценке и прогнозированию финансового состояния кредитных организаций и раннему выявлению тех из них, которые имеют высокие риски отзыва лицензии. Методом главных компонент факторного анализа найден интегральный показатель благонадежности кредитных организаций. Проведена кластеризация кредитных организаций методом к-средних. Установлено, что действующие кредитные организации, находящиеся на относительно малом евклидовом расстоянии от математического ожидания кредитных организаций, ликвидированных в заданный момент времени, несут потенциальные риски вовлечения в противоправную деятельность, отмывание денег и финансирование терроризма. Построены регрессионные модели, позволяющие по характеру изменения интегрального показателя благонадежности прогнозировать ухудшение состояния кредитных организаций. Автор делает вывод, что приведенный подход позволяет выявлять потенциально проблемные кредитные организации, требующие принятия соответствующих мер со стороны Центрального банка Российской Федерации при осуществлении им функций пруденциального надзора.

НАЛОГИ И СБОРЫ

96-105 1146
Аннотация

Проблемы в налоговом администрировании, особенно в части прямого налогообложения, являются одним из важнейших вызовов для системы налогообложения Армении. Наличие высокого уровня неформального сектора еще больше влияет на эффективное функционирование системы и пополнение государственного бюджета. В связи с этим возникает необходимость проведения реформ в прямом налогообложении, что представлено в данной статье. Цель работы — оценка последствий отмены налога на прибыль в Армении с помощью неоклассической динамической модели общего равновесия и обложения распределенных дивидендов подоходным налогом. Представленная модель применяется и в оценках воздействия реформирования системы налогообложения организаций в Эстонии и Грузии. В связи с этим в статье проводится сравнительный анализ полученных результатов трех стран. Модель рассчитывает влияние изменения в ставках налога на прибыль на государственные доходы, капитал на единицу труда, уровень потребления и объем выпуска в стране. В статье также представлена параметризация модели с учетом специфики экономики Армении. В ходе исследования выявилось, что реформирование системы налогообложения организаций в Армении приведет к росту общего благосостояния населения, чистых инвестиций и совокупного выпуска, однако налоговые доходы государственного бюджета Армении снизятся на 3,92%. Результаты исследования позволят правительству Армении применить новый подход к обложению прибыли организаций, что, в свою очередь, приведет к повышению транспарентности ведения бизнеса, снижению уровня коррупции и сокрытию полученных прибылей.

106-121 2977
Аннотация

Авторами сформулирована и последовательно доказана гипотеза о том, что для повышения эффективности администрирования государственных доходов требуется отлаженное взаимодействие налоговых и таможенных органов. Механизм этого взаимодействия должен формироваться в процессе имплементации в российское законодательство стандартов Всемирной таможенной организации и Всемирной торговой организации. Исследование особенно актуально в связи с вступлением в силу Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании», включающего ст. 222 «Взаимодействие и сотрудничество таможенных и налоговых органов». В качестве научно-практических результатов были разработаны перспективные направления совершенствования в исследуемой сфере: совершенствование единого механизма таможенного, налогового администрирования и валютного контроля на основе интегрированных инновационных технологий; имплементация международных стандартов, разработанных под эгидой Всемирной таможенной организации; создание предпосылок для возможности перехода к уплате ввозной таможенной пошлины и налогов после выпуска товаров для законопослушного бизнеса; перераспределение функций таможенных и налоговых органов. Авторы предлагают оставить контроль уплаты ввозной таможенной пошлины в компетенции таможенных органов, а контроль уплаты НДС и акцизов в отношении ввозимых товаров делегировать налоговым органам. Статья включает результаты сравнительно-правового анализа актов Всемирной таможенной организации, Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и Соглашения «О сотрудничестве Федеральной таможенной службы и Федеральной налоговой службы России». Обоснован вывод о том, что исследуемое сотрудничество выступает важнейшим инструментом администрирования таможенных платежей. Это подтверждено данными статистики о доначисленных и довзысканных доходах в государственный бюджет по результатам совместных и скоординированных проверочных мероприятий. Итогом исследования стала формулировка перспективных направлений совершенствования взаимодействия таможенных и налоговых органов в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) и России.

БЮДЖЕТНАЯ СТРАТЕГИЯ

122-132 1350
Аннотация

Исследование посвящено современному направлению повышения эффективности распределения бюджетных средств на муниципальном уровне. В мировой практике оно обозначается как бюджетирование на основе общественного участия. Предмет исследования — мировой и российский опыт форм бюджетирования на основе общественного участия, а также эффективность реализации подобных инициатив. Цель статьи — определить соотношение накопленного мирового опыта в области общественного участия в распределении бюджетных средств и формируемой в Российской Федерации программы инициативного бюджетирования и на этой основе выработать рекомендации по повышению эффективности расходования бюджетных средств. Рассматривается теоретическая база и соотношение понятий «партисипаторное бюджетирование», используемое для обозначения общественного участия за рубежом, и «инициативное бюджетирование», принятое в российской практике. Проведен анализ более 30 международных исследований бюджетирования с общественным участием за последние 15 лет. Выделены особенности и эффективность применяемых подходов. Определены лучшие зарубежные и российские практики партисипаторного (инициативного) бюджетирования, их характеристики и направленность на результат. В итоге авторами представлена базовая схема организации процесса бюджетирования с общественным участием с выделением этапов, мероприятий и критериев эффективности реализуемых программ в рамках данного подхода. На примере г. Екатеринбурга рассмотрены перспективы внедрения инициативного бюджетирования в России. Сформированы рекомендации по повышению эффективности его реализации, среди них: учет дифференциации по инфраструктурной обеспеченности между территориями, расширение финансовой самостоятельности муниципалитетов в рамках инициативного бюджетирования, формирование системы представительства местных общин. Сделан вывод, что инициативное бюджетирование, внедряемое в РФ, заметно отличается по форме от реализуемых инициатив в мировой практике. Главное отличие — требование софинансирования проектов со стороны населения и бизнеса. Предложены мероприятия постепенного перехода от российской модели бюджетирования на основе общественного участия к международным стандартам, в том числе: разработка методики оценки эффективности проектов, предоставление налоговых льгот, широкое применение информационных технологий, введение годового расписания встреч и голосований.

ИНВЕСТИЦИИ В ИННОВАЦИИ

133-146 1718
Аннотация

Компании, реализующие проекты с НИОКР (R&D), сталкиваются с их уникальными особенностями. Среди них: необходимость больших капитальных вложений, длительный срок реализации, высокий потенциал роста, низкая вероятность успеха, трудности с финансированием. Реализация подобных проектов связана с большими рисками. Это приводит к их недофинансированию, так как неопределенность результатов отпугивает инвесторов. Проблема оценки рисков, возникающих при реализации таких проектов, на уровне математических моделей анализа пока недостаточно исследована. Цель статьи — разработка модели, позволяющей исследовать риски, возникающие при реализации компаниями проектов с НИОКР (R&D). Автором разработана модель для оценки подобных рисков при помощи модифицированной для данного применения меры VaR. Получены формулы для расчета данной меры. Они доведены до простых аналитических выражений в предположениях равномерного распределения денежного потока от проекта, или треугольного распределения. Построенная модель учитывает важнейшие причины возникновения рисков в проектах с R&D. Ее можно использовать на практике при предварительной оценке риска проекта еще до его реализации и принятия решения о реализации с учетом риска. Кроме того, данную методику можно использовать и для стандартизации процесса принятия решения о реализации проектов с R&D c учетом «аппетита к риску» с применением меры риска VaR.

ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

147-164 1196
Аннотация

В статье рассматриваются вопросы, связанные с манипулированием прибылью (earnings management) российскими компаниями при осуществлении ими первичного размещения акций (initial public offering, далее IPO). Возможность манипулирования прибылью изначально заложена в учетные стандарты, которые допускают наличие различных учетных альтернатив. На практике манипулирование прибылью может иметь не только легальный, но и нелегальный (мошеннический) характер. Нелегальное манипулирование может приводить, в том числе, и к банкротству компаний. Учитывая возможные негативные последствия, которые может иметь манипулирование прибылью, как для самой компании, так и для ее контрагентов, представляется необходимым проводить анализ того, в каких ситуациях и с помощью каких инструментов компании склонны манипулировать прибылью. Увеличение привлеченного в компанию капитала по результатам IPO традиционно рассматривается как один из наиболее распространенных мотивов организации для манипулирования прибылью. Несмотря на то что данная проблема активно изучалась зарубежными исследователями (прежде всего, на развитых рынках), по российским компаниям подобные исследования практически отсутствуют, что обусловливает актуальность настоящей работы. Целью статьи является определение учетных инструментов манипулирования прибылью российскими компаниями при первичном размещении акций. В работе исследовалась выборка, состоящая из 66 российских компаний, осуществивших IPO на российских торговых площадках в период с 2004 по 2016 г. В целях анализа для каждой из этих компаний была подобрана компания-аналог, которая не осуществляла IPO в соответствующий год. Для сбора необходимой информации использовались базы данных СКРИН, Thomson Reuters, Prequeca, Zephyr. Использовались корреляционно-регрессионный анализ и статистические тесты сравнения средних. Результаты исследования показывают, что российские компании осуществляют манипулирование прибылью в год выхода на IPO. Компании, выходящие на IPO, демонстрируют более высокие значения абнормальной дебиторской задолженности и запасов по сравнению с компаниями-аналогами, не осуществлявшими IPO в том же году. Данный результат свидетельствует о намерении компаний, размещающих акции, завысить свою прибыль. В работе также показано, что уровень манипулирования прибылью при IPO обратно взаимосвязан с последующей доходностью акций компании как на трехлетнем, так и на пятилетнем промежутках. Результаты исследования имеют значение для широкого круга внешних пользователей учетной информации компании. В частности, потенциальные инвесторы могут учитывать результаты работы при анализе компаний, акции которых они собираются приобретать, а государственные органы могут использовать соответствующие результаты для анализа целесообразности внесения изменений в учетные стандарты, а также в законодательство, регулирующее размещение ценных бумаг компаниями.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2587-5671 (Print)
ISSN 2587-7089 (Online)