Бюджетирование на основе общественного участия: зарубежный опыт и практика применения в России


https://doi.org/10.26794/2587-5671-2019-23-1-122-132

Полный текст:


Аннотация

Исследование посвящено современному направлению повышения эффективности распределения бюджетных средств на муниципальном уровне. В мировой практике оно обозначается как бюджетирование на основе общественного участия. Предмет исследования — мировой и российский опыт форм бюджетирования на основе общественного участия, а также эффективность реализации подобных инициатив. Цель статьи — определить соотношение накопленного мирового опыта в области общественного участия в распределении бюджетных средств и формируемой в Российской Федерации программы инициативного бюджетирования и на этой основе выработать рекомендации по повышению эффективности расходования бюджетных средств. Рассматривается теоретическая база и соотношение понятий «партисипаторное бюджетирование», используемое для обозначения общественного участия за рубежом, и «инициативное бюджетирование», принятое в российской практике. Проведен анализ более 30 международных исследований бюджетирования с общественным участием за последние 15 лет. Выделены особенности и эффективность применяемых подходов. Определены лучшие зарубежные и российские практики партисипаторного (инициативного) бюджетирования, их характеристики и направленность на результат. В итоге авторами представлена базовая схема организации процесса бюджетирования с общественным участием с выделением этапов, мероприятий и критериев эффективности реализуемых программ в рамках данного подхода. На примере г. Екатеринбурга рассмотрены перспективы внедрения инициативного бюджетирования в России. Сформированы рекомендации по повышению эффективности его реализации, среди них: учет дифференциации по инфраструктурной обеспеченности между территориями, расширение финансовой самостоятельности муниципалитетов в рамках инициативного бюджетирования, формирование системы представительства местных общин. Сделан вывод, что инициативное бюджетирование, внедряемое в РФ, заметно отличается по форме от реализуемых инициатив в мировой практике. Главное отличие — требование софинансирования проектов со стороны населения и бизнеса. Предложены мероприятия постепенного перехода от российской модели бюджетирования на основе общественного участия к международным стандартам, в том числе: разработка методики оценки эффективности проектов, предоставление налоговых льгот, широкое применение информационных технологий, введение годового расписания встреч и голосований.


Об авторах

Е. А. Захарчук
Институт экономики Уральского отделения Российской академии наук
Россия

Екатерина Александровна Захарчук кандидат экономических наук, доцент, руководитель Центра стратегического развития территорий

Екатеринбург



А. А. Некрасов
Институт экономики Уральского отделения Российской академии наук
Россия

Александр Алексеевич Некрасов кандидат экономических наук, научный сотрудник Центра стратегического развития территорий

Екатеринбург



А. Ф. Пасынков
Институт экономики Уральского отделения Российской академии наук
Россия

Алексей Федорович Пасынков кандидат экономических наук, доцент, заведующий сектором финасового и стратегического развития территорий

Екатеринбург



Список литературы

1. Зубаревич Н. В. Социальная дифференциация регионов и городов. Pro et Contra. 2012;16(4–5):135– 152.

2. Горшков М. К., Тихонова Н. Е. Средний класс как социальная база обеспечения конкурентоспособности России. Россия реформирующаяся. 2005;(5):10–43.

3. Marquetti A. Participação e Redistribuição: o Orçamento Participativo em Porto Alegre. In: Avritzer L., Navarro Z., eds. A inovação democrática no Brasil. São Paulo: Cortez; 2003:129–156.

4. Marquetti A., Bêrni D. Democracia Participativa, Performance Fiscal e Distribuição: a evidência dos municípios gaúchos. 2006. URL: https://www.fee.rs.gov.br/3eeg/Artigos/m14t02.pdf (дата обращения: 04.12.2018).

5. Reiter B. Participatory budgeting in Brazil: Contestation, cooperation, and accountability. Governance: An International Journal of Policy, Administration and Institutions. 2009;22(1):165–168. DOI: 10.1111/j.1468–0491.2008.01426_6.x

6. Spada P. The effects of participatory democracy on political competition: The case of Brazilian participatory budgeting. APSA 2010 Annual Meeting Paper. 2010.

7. Gonçalves S. The effects of participatory budgeting on municipal expenditures and infant mortality in Brazil. World Development. 2014;(53):94–110. DOI: 10.1016/j.worlddev.2013.01.009

8. Цуркан М. В. Подходы к определению «Партисипаторного бюджетирования». Вестник Тверского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2016;(1):67–71.

9. Вагин В. В., Шаповалова Н. А. Состояние инициативного бюджетирования в Российской Федерации: новые тренды и возможности развития. Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. 2018;(1):110–122.

10. Вагин В. В., Гаврилова Н. В., Шаповалова Н. А. Инициативное бюджетирование в России: лучшие практики и направления развития. Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. 2015;(4):94–103.

11. Цуркан М. В. Влияние партисипаторного бюджетирования на возможности развития территорий. Среднерусский вестник общественных наук. 2016;11(3):150–158. DOI: 10.12737/20396

12. Гузь Н.А. Партисипаторное бюджетирование: зарубежный опыт и российская практика. Экономический рост: факторы и механизмы устойчивого развития. Гуляев Г. Ю., ред. Пенза: Наука и Просвещение; 2017:66–81.

13. Беленчук А.А., Вагин В. В., Шульга И. Е. Инициативное бюджетирование как инструмент повышения эффективности бюджетных расходов. Финансы. 2017;(8):10–21.

14. Кадникова Т. Г., Бокова Т.А. Опыт внедрения программы поддержки местных инициатив. Финансы. 2017;(12):5–11.

15. Вагин В. В., Шаповалова Н. А., Гаврилова Н. В. Анализ и систематизация лучшей российской и зарубежной практики вовлечения граждан в бюджетные инициативы. Инициативное бюджетирование в Российской Федерации. Мат. Всеросс. конф. по инициативному бюджетированию. М.; 2015:38–153. URL: http://www.nifi.ru/images/FILES/NEWS/21–221015_PB_conf/info_1.pdf (дата обращения: 15.06.2018).

16. Хачатрян Г., Шульга И., Гридин С., Сухова А. Аналитическая записка «Особенности Программы поддержки местных инициатив Всемирного банка как практики инициативного бюджетирования». URL: https://adm.gov86.org/files/2017/finkom/05-informatsionnyy-byulleten-2016.pdf (дата обращения: 15.06.2018).


Дополнительные файлы

Для цитирования: Захарчук Е.А., Некрасов А.А., Пасынков А.Ф. Бюджетирование на основе общественного участия: зарубежный опыт и практика применения в России. Финансы: теория и практика/Finance: Theory and Practice. 2019;23(1):122-132. https://doi.org/10.26794/2587-5671-2019-23-1-122-132

For citation: Zakharchuk E.A., Nekrasov A.A., Pasynkov A.F. Participatory Budgeting: International and Russian Experience. Finance: Theory and Practice. 2019;23(1):122-132. (In Russ.) https://doi.org/10.26794/2587-5671-2019-23-1-122-132

Просмотров: 132

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2587-5671 (Print)
ISSN 2587-7089 (Online)