Администрирование таможенных платежей: международные стандарты взаимодействия налоговых и таможенных органов


https://doi.org/10.26794/2587-5671-2019-23-1-106-121

Полный текст:


Аннотация

Авторами сформулирована и последовательно доказана гипотеза о том, что для повышения эффективности администрирования государственных доходов требуется отлаженное взаимодействие налоговых и таможенных органов. Механизм этого взаимодействия должен формироваться в процессе имплементации в российское законодательство стандартов Всемирной таможенной организации и Всемирной торговой организации. Исследование особенно актуально в связи с вступлением в силу Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании», включающего ст. 222 «Взаимодействие и сотрудничество таможенных и налоговых органов». В качестве научно-практических результатов были разработаны перспективные направления совершенствования в исследуемой сфере: совершенствование единого механизма таможенного, налогового администрирования и валютного контроля на основе интегрированных инновационных технологий; имплементация международных стандартов, разработанных под эгидой Всемирной таможенной организации; создание предпосылок для возможности перехода к уплате ввозной таможенной пошлины и налогов после выпуска товаров для законопослушного бизнеса; перераспределение функций таможенных и налоговых органов. Авторы предлагают оставить контроль уплаты ввозной таможенной пошлины в компетенции таможенных органов, а контроль уплаты НДС и акцизов в отношении ввозимых товаров делегировать налоговым органам. Статья включает результаты сравнительно-правового анализа актов Всемирной таможенной организации, Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и Соглашения «О сотрудничестве Федеральной таможенной службы и Федеральной налоговой службы России». Обоснован вывод о том, что исследуемое сотрудничество выступает важнейшим инструментом администрирования таможенных платежей. Это подтверждено данными статистики о доначисленных и довзысканных доходах в государственный бюджет по результатам совместных и скоординированных проверочных мероприятий. Итогом исследования стала формулировка перспективных направлений совершенствования взаимодействия таможенных и налоговых органов в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) и России.


Об авторах

М. А. Рыльская
Финансовый университет
Россия

Марина Александровна Рыльская — доктор юридических наук, доцент, директор Института проблем эффективного государства и гражданского общества

Москва



С. О. Шохин
Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации
Россия

Сергей Олегович Шохин — доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры административного и финансового права

Москва



О. Г. Боброва
Российская таможенная академия
Россия

Ольга Геннадьевна Боброва — кандидат юридических наук, старший научный сотрудник Научно-исследовательского института

Люберцы



А. Ю. Кожанков
Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации; Российская таможенная академия
Россия

Антон Юрьевич Кожанков — кандидат юридических наук, доцент кафедры торгового дела и торгового регулирования, Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации; доцент кафедры таможенных операций и таможенного контроля, Российская таможенная академия

Москва, Люберцы



Н. В. Еремеева
Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации
Россия

Наталия Валерьевна Еремеева — кандидат технических наук, доцент кафедры торгового дела и торгового регулирования

Москва



Список литературы

1. Давыдов Р.В. Международная практика взаимодействия налоговых и таможенных служб: оценка Всемирной таможенной организации. Вестник Российской таможенной академии. 2017;(2):7–15.

2. Липатова Н.Г., Юферева Е.Л. Моделирование процессов контроля таможенной стоимости товаров. Вестник Российской таможенной академии. 2010;(2):69–77.

3. Анисимов В.Г., Анисимов Е.Г., Арсланов Р.Ф., Арсланова А.П., Богоева Е.М., Голоскоков В.И., Липатова Н.Г., Попов В.В., Сауренко Т.Н., Тебекин А.В. Экономический и таможенный риск-менеджмент. М.: Российская таможенная академия; 2015. 180 с.

4. Бондаренко Н.П. О взаимодействии таможенных и налоговых органов при проведении скоординированных контрольных мероприятий. Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2016;(12):7–11.

5. Шашкина А.Н. Таможенный контроль после выпуска товаров: проблемы правоприменительной практики. Вестник Российской таможенной академии. 2015;(2):52–57.

6. Кожанков А.Ю., Ольшанская Я.М. Сотрудничество и обмен информацией между таможенными и налоговыми органами: необходимость и обязательность для обеспечения «trade facilitation and customs compliance issues». Таможенное дело. 2017;(3):11–14.

7. Бочарова Ю. В. Проблемы и перспективы взаимодействия таможенных и налоговых органов Российской Федерации. Таможенное дело и внешнеэкономическая деятельность компаний. 2017;(1):208–224.

8. Кнышов А.В., Пискунова А.В. Особенности организации и реализации процесса межведомственного взаимодействия таможенных и налоговых органов. NovaUm.Ru. 2017;(9):46–49.

9. Семенов К.О. Основные тенденции развития взаимодействия налоговых и таможенных органов в Российской Федерации. Вопросы экономики и права. 2015;(9):21–24.

10. Липатова Н.Г., Бормотова Е.Г. Взаимодействие таможенной и налоговой служб при осуществлении таможенного контроля. Транспортное дело России. 2014;(6):155–156.

11. Гриненко С.В., Титова Е.А. Модернизация системы взаимодействия федеральных служб России: налоговой и таможенной. Научное обозрение. Экономические науки. 2017;(4):29–33.

12. Бойко Н.Н., Габидуллина А.И., Утяганова Л.И. Налоговое администрирование на практике зарубежных стран. Экономика и социум. 2016;(12–1):467–469.

13. Kahn C.M., Silva E.C.D., Ziliak J.P. Performance-based wages in tax collection: The Brazilian tax collection reform and its effects. The Economic Journal. 2001;111(468):188–205. DOI: 10.1111/1468–0297.00594

14. Mann А. Are semi-autonomous revenue authorities the answer to tax administration problems in developing countries — A practical guide. URL: http://citeseerx.ist.psu.edu/viewdoc/download?doi=10.1.1.456.7495&rep=rep1&type=pdf (дата обращения: 10.05.2018).

15. Yasui Т. Cooperation between customs and tax administrations: Lessons learned from revenue authorities. WCO Research Pаper. 2009;(5). URL: http://www.wcoomd.org/en/topics/research/~/media/03BFA3E4F09E4EB99E4F846938CFF6E3.ashx (дата обращения: 20.03.2018).

16. Han Ch.-R., McGauran R. Tracing trails: implications of tax information exchange programs for customs administrations. World Customs Journal. 2014;8(2):3–13. URL: http://worldcustomsjournal.org/Archives/Volume%208%2C%20Number%202%20(Sep%202014)/00%20Complete%20Issue%20WCJ_Volume_8_Number_2.pdf (дата обращения: 10.03.2018).

17. Meinzer M. Towards multilateral automatic information exchange: Current practice of AIE in selected countries. Chesham: Tax Justice Network; 2013. URL: http://www.taxjustice.net/cms/upload/pdf/AIE2012-TJN-Briefng.pdf (дата обращения: 10.05.2018).

18. Kalizinje F. Combating overvaluation: Malawi’s experience. WCO News. 2018;(85). URL: https://mag.wcoomd.org/magazine/wco-news-85/combating-overvaluation-malawi/ (дата обращения: 30.06.2018).

19. Morini С., de Sá Porto C.P., Inácio E. Jr. Trade facilitation and customs revenue collection: Is that a paradox? World Customs Journal. 2017;11(2):23–36. URL: http://worldcustomsjournal.org/Archives/Volume%2011,%20Number%202%20(Sep%202017)/1838%2001%20WCJ%20v11n2%20Morini-de%20Sa%20Porto-Inacio.pdf (дата обращения: 20.06.2018).

20. Martini M. Approaches to curbing corruption in tax administration in Africa. U 4 AntiCorruption Resource Centre. 2014. URL: https://www.transparency.org/files/content/corruptionqas/Approaches_to_curbing_corruption_in_tax_administration_in_Africa_2014.pdf (дата обращения: 01.07.2018).

21. Okazaki Y. Unveiling the potential of blockchain for customs. WCO Research Pаper. 2018;(45). URL: http://www.wcoomd.org/-/media/wco/public/global/pdf/topics/research/research-paper-series/45_yotaro_okazaki_unveiling_the_potential_of_blockchain_for_customs.pdf?la=en (дата обращения: 01.07.2018).

22. Ryl’skaya M.A., Kozhankov A. Yu., Bobrova O.G. Customs payments: trends in the development of customs administration in Russia in the framework of the Eurasian Customs Union (EACU). Финансы: теория и практика. 2018;22(4):88–103. DOI: 10.26794/2587–5671–2018–22–4–88–103


Дополнительные файлы

Для цитирования: Рыльская М.А., Шохин С.О., Боброва О.Г., Кожанков А.Ю., Еремеева Н.В. Администрирование таможенных платежей: международные стандарты взаимодействия налоговых и таможенных органов. Финансы: теория и практика/Finance: Theory and Practice. 2019;23(1):106-121. https://doi.org/10.26794/2587-5671-2019-23-1-106-121

For citation: Ryl’skaya M.A., Shokhin S.O., Bobrova O.G., Kozhankov A.Y., Eremeeva N.V. Administration of Customs Payments: International Standards for the Interaction of Tax and Customs Authorities. Finance: Theory and Practice. 2019;23(1):106-121. (In Russ.) https://doi.org/10.26794/2587-5671-2019-23-1-106-121

Просмотров: 41

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2587-5671 (Print)
ISSN 2587-7089 (Online)