Социальная ответственность бизнеса: усиление стоимости бренда и влияние на финансовые показатели компании
https://doi.org/10.26794/2587-5671-2021-25-1-84-102
Аннотация
Цель исследования — выявление влияния корпоративной социальной ответственности на взаимосвязь между стоимостью бренда и финансовыми показателями компании. Методологической основой работы стало эмпирическое исследование выборки открытых данных по 78 американским компаниям за период с 2000 по 2019 г. Всего проанализировано 962 наблюдения, источником выступила база ThomsonReutersEikon. Для определения стоимости бренда использована информация консалтингового агентства Interbrand. На основе панельных данных построены три регрессионных модели, в которых контролируется расширенный набор бухгалтерских и корпоративных переменных. Оценка полученных регрессионных моделей выполнена с использованием модели с фиксированными эффектами. В результате исследования сделан вывод, что инвестиции компаний в деятельность, связанную с социальной ответственностью, оказывают положительное непрямое влияние на такие финансовые показатели компании, как рентабельность активов и рыночную капитализацию: влияние стоимости бренда на эти показатели усиливается, если компания характеризуется высоким уровнем социально ответственного и этического поведения. В то же время исследование показало, что уровень социальной ответственности компании как не усиливает, так и не ослабляет влияние бренда на рентабельность собственного капитала. Полученные результаты имеют практическую направленность и могут быть использованы собственниками, топ-менеджментом компаний и инвесторами при формировании стратегии компании и принятии инвестиционных решений. Кроме того, материалы исследования могут быть использованы органами государственной власти для стимулирования социальной ответственности бизнеса. Перспективы будущих исследований могут быть связаны с устранением тех ограничений, которые имеет наше исследование: например, путем проведения исследований на выборках, включающих более разнородные компании и/или компании разных стран.
Об авторах
Н. Ю. ЖуковаРоссия
Наталья Юрьевна Жукова — кандидат экономических наук, доцент Департамента экономики и финансов.
Пермь
Конфликт интересов: нет
А. Э. Меликова
Россия
Айгун Элбурусовна Меликова — магистр финансов.
Пермь
Конфликт интересов: нет
Список литературы
1. McWilliams A., Siegel D. Corporate social responsibility: A theory of the firm perspective. The Academy of Management Review. 2001;26(1):117-127. DOI: 10.5465/AMR.2001.4011987
2. Stiglitz J. Key challenges facing modern finance: Making the financial sector serve society. Finansy: teoriya i praktika = Finance: Theory and Practice. 2020;24(2):6-21. DOI: 10.26794/2587-5671-2020-24-2-6-21
3. Barney J., Wright M., Ketchen D. J. The resource-based view of the firm: Ten years after 1991. Journal of Management. 2001;27(6):625-641. DOI: 10.1177/014920630102700601
4. Ailawadi K. L., Lehmann D. R., Neslin S. A. Revenue premium as an outcome measure of brand equity. Journal of Marketing. 2003;67(4):1-17. DOI: 10.1509/jmkg.67.4.1.18688
5. Aaker D. A. Managing brand equity. New York: The Free Press; 1991. 299 p.
6. Wang H.-M.D., Sengupta S. Stakeholder relationships, brand equity, firm performance: A resource-based perspective. Journal of Business Research. 2016;69(12):5561-5568. DOI: 10.1016/j.jbusres.2016.05.009
7. Simon C. J., Sullivan M. W. The measurement and determinants of brand equity: A financial approach. Marketing Science. 1993;12(1):28-52. DOI: 10.1287/mksc.12.1.28
8. Aaker D. A., Jacobson R. The financial information content of perceived quality. Journal of Marketing Research. 1994;31(2):191-201. DOI: 10.2307/3152193
9. Kerin R. A., Sethuraman R. Exploring the brand value-shareholder value nexus for consumer goods companies. Journal of the Academy of Marketing Science. 1998;26(4):260-273. DOI: 10.1177/0092070398264001
10. Barth M. E., Clement M. B., Foster G., Kasznik R. Brand values and capital market valuation. Review of Accounting Studies. 1998;3(1/2):41-68. DOI: 10.1023/A:1009620132177
11. Madden T. J., Fehle F., Fournier S. Brands matter: An empirical demonstration of the creation of shareholder value through branding. Journal of the Academy of Marketing Science. 2006;34(2):224-235. DOI: 10.1177/0092070305283356
12. Krasnikov A., Mishra S., Orozco D. Evaluating the financial impact of branding using trademarks: A framework and empirical evidence. Journal of Marketing. 2009;73(6):154-166. DOI: 10.1509%2Fjm-kg.73.6.154
13. Verbeeten F. H.M., Vijn P. Are brand-equity measures associated with business-unit financial performance? Empirical evidence from the Netherlands. Journal of Accounting, Auditing & Finance. 2010;25(4):645-671. DOI: 10.1177/0148558X1002500408
14. Agostini L., Filippini R., Nosella A. Brand-building efforts and their association with SME sales performance. Journal of Small Business Management. 2015;53(S 1):161-173. DOI: 10.1111/jsbm.12185
15. Gromark J., Melin F. The underlying dimensions of brand orientation and its impact on financial performance. Journal of Brand Management. 2011;18(6):394-410. DOI: 10.1057/bm.2010.52
16. Morgan N. A., Slotegraaf R. J., Vorhies D. W. Linking marketing capabilities with profit growth. International Journal of Research in Marketing. 2009;26(4):284-293. DOI: 10.1016/j.ijresmar.2009.06.005
17. Margolis J. D., Elfenbein H. A., Walsh J. P. Does it pay to be good? A meta-analysis and redirection of research on the relationship between corporate, social and financial performance. 2007. URL: https://www.academia.edu/750748/Does_it_pay_to_be_good_A_meta_analysis_and_redirection_of_research_on_the_relationship_between_corporate_social_and_financial_performance
18. Flammer C. Does corporate social responsibility lead to superior financial performance? A regression discontinuity approach. Management Science. 2015;61(11):2549-2568. DOI: 10.1287/mnsc.2014.2038
19. Barney J. Firm resources and sustained competitive advantage. Journal of Management. 1991;17(1):99-120. DOI: 10.1177/014920639101700108
20. Hart S. L. A natural-resource-based view of the firm. The Academy of Management Review. 1995;20(4):986-1014. DOI: 10.5465/amr.1995.9512280033
21. Porter M. E., Kramer M. R. Strategy and society: The link between competitive advantage and corporate social responsibility. Harvard Business Review. 2006;84(12):78-92.
22. Wang D. H.-M., Chen P.-H., Yu T.H-K., Hsiao C.-Y. The effects of corporate social responsibility on brand equity and firm performance. Journal of Business Research. 2015;68(11):2232-2236. DOI: 10.1016/j.jbusres.2015.06.003
23. Rahman M., Rodriguez-Serrano M.A., Lambkin M. Brand equity and firm performance: the complementary role of corporate social responsibility. Journal of Brand Management. 2019;26(6):691-704. DOI: 10.1057/s41262-019-00155-9
24. Waddock S. A., Graves S. B. The corporate social performance-financial performance link. Strategic Management Journal. 1997;18(4):303-319. DOI: 10.1002/(SICI)1097-0266(199704)18:4%3C303::AID-SMJ869%3E3.0.CO;2-G
25. Simpson W. G., Kohers T. The link between corporate social and financial performance: Evidence from the banking industry. Journal of Business Ethics. 2002;35(2):97-109. DOI: 10.1023/A:1013082525900
26. Palmer H. J. Corporate social responsibility and financial performance: Does it pay to be good? CMC Senior Theses. Paper. 2012;(529). URL: https://scholarship.claremont.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1502&context=cmc_theses#:~:text=Results%20also%20indicate%20that%20increased,a%20company%20with%20CSR%20initiatives
27. Jamali D. A stakeholder approach to corporate social responsibility: A fresh perspective into theory and practice. Journal of Business Ethics. 2008;82(1):213-231. DOI: 10.1007/s10551-007-9572-4
28. Lamberti L., Lettieri E. CSR practices and corporate strategy: Evidence from a longitudinal case study. Journal of Business Ethics. 2009;87(2):153-168. DOI: 10.1007/s10551-008-9876-z
29. Giannarakis G. The determinants influencing the extent of CSR disclosure. International Journal of Law and Management. 2014;56(5):393-416. DOI: 10.1108/IJLMA-05-2013-0021
30. Dardour A., Husser J. Does it pay to disclose CSR information? Evidence from French companies. Management International. 2016;20(Spec. No.):94-108. URL: https://www.erudit.org/fr/revues/mi/2016-v20-mi04839/1063708ar.pdf
31. Roberts P. W., Dowling G. R. Corporate reputation and sustained superior financial performance. Strategic Management Journal. 2002;23(12):1077-1093. DOI: 10.1002/smj.274
32. Gherghina S. C., Simionescu L. N. Does entrepreneurship and corporate social responsibility act as catalyst towards firm performance and brand value? International Journal of Economics and Finance. 2015;7(4):23-34. DOI: 10.5539/ijef.v7n4p23
33. Erickson G., Jacobson R. Gaining comparative advantage through discretionary expenditures: The returns to R&D and advertising. Management Science. 1992;38(9):1264-1279. DOI: 10.1287/mnsc.38.9.1264
34. Griliches Z. Issues in assessing the contribution of research and development to productivity growth. The Bell Journal of Economics. 1979;10(1):92-116. DOI: 10.2307/3003321
35. Gooding R. Z., Wagner J. A. A meta-analytic review of the relationship between size and performance: The productivity and efficiency of organizations and their subunits. Administrative Science Quarterly. 1985;30(4):462-481. DOI: 10.2307/2392692
36. Miles G., Snow C. C., Sharfman M. P. Industry variety and performance. Strategic Management Journal. 1993;14(3):163-177. DOI: 10.1002/smj.4250140302
37. Ruf B. M., Muralidhar K., Brown R. M., Janney J. J., Paul K. An empirical investigation of the relationship between change in corporate social performance and financial performance: A stakeholder theory perspective. Journal of Business Ethics. 2001;32(2):143-156. DOI: 10.1023/A:1010786912118
38. Shahzad A. M., Sharfman M. P. Corporate social performance and financial performance: Sample-selection issues. Business & Society. 2017;56(6):889-918. DOI: 10.1177/0007650315590399
39. Berman S. L., Wicks A. C., Kotha S., Jones T. M. Does stakeholder orientation matter? The relationship between stakeholder management models and firm financial performance. The Academy of Management Journal. 1999;42(5):488-506. DOI: 10.5465/256972
Рецензия
Для цитирования:
Жукова Н.Ю., Меликова А.Э. Социальная ответственность бизнеса: усиление стоимости бренда и влияние на финансовые показатели компании. Финансы: теория и практика/Finance: Theory and Practice. 2021;25(1):84-102. https://doi.org/10.26794/2587-5671-2021-25-1-84-102
For citation:
Zhukova N.Yu., Melikova A.E. Corporate social Responsibility: strengthening brand Value and Affecting Company’s Financial Performance. Finance: Theory and Practice. 2021;25(1):84-102. https://doi.org/10.26794/2587-5671-2021-25-1-84-102