Preview

Финансы: теория и практика/Finance: Theory and Practice

Расширенный поиск

Опорные регионы пространственного развития России: бюджетный аспект

https://doi.org/10.26794/2587-5671-2021-25-2-53-75

Полный текст:

Аннотация

Авторы исследуют перспективы пространственного развития современной России посредством выделения опорных регионов через бюджетный аспект. Актуальность исследования обусловлена недостаточной эффективностью проводимой в настоящее время политики регионального «выравнивания», а также необходимостью осуществления прорывного роста экономики России в рамках достижения национальных целей развития. Цель исследования: выделить один из ключевых слоев опорного каркаса пространственной организации России по уровню бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации. Методология исследования основана на использовании комплексного, статистического и сравнительного анализов официальных данных Федеральной службы государственной статистики о численности населения, налоговых и неналоговых доходах, безвозмездных поступлениях в 2010 и 2019 гг. по субъектам РФ. Авторы выделили ключевые аспекты пространственного развития экономики России в региональном разрезе: развитие человеческого капитала, экономическое развитие, функционирование пространственных структур различного типа, бюджетная обеспеченность, экологическая составляющая, размещение информационно-коммуникационной инфраструктуры, геополитическое положение. Обосновано влияние параметра бюджетной обеспеченности на устойчивое социально-экономическое развитие региона. Проанализирована бюджетная обеспеченность субъектов Российской Федерации по итогам 2010 и 2019 гг., выявлены основные тенденции. Проведена картографическая визуализация распределения субъектов РФ по уровню среднедушевой бюджетной обеспеченности по налоговым и неналоговым доходам консолидированных бюджетов в 2019 г. Проведен сравнительный анализ доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ в разрезе макрорегионов, по итогам которого определены регионы-лидеры и охарактеризованы их бюджетные параметры. Сформирован один из ключевых слоев опорного каркаса пространственной организации России по уровню бюджетной обеспеченности, определены потенциальные опорные регионы пространственного развития России в разрезе макрорегионов. Авторы делают вывод: сформированный по уровню бюджетной обеспеченности опорный каркас пространственной организации России характеризует финансовый потенциал территорий, что может способствовать развитию межрегиональной кооперации, в том числе, за счет использования механизмов предоставления «горизонтальных» межбюджетных трансфертов и бюджетных кредитов. Перспектива дальнейшего исследования данной тематики состоит в оценке и формировании других слоев пространственного развития России и выделении посредством их совмещения опорных регионов, которые могут стать локомотивами развития не только для полупериферии и периферии своих макрорегионов, но и для всего пространства страны.

Об авторах

П. B. Строев
Финансовый университет
Россия

Павел Викторович Строев — кандидат экономических наук, директор Центра региональной экономики и межбюджетных отношений, доцент Департамента общественных финансов

Москва



М. В. Мильчаков
Финансовый университет
Россия

Михаил Викторович Мильчаков кандидат географических наук, специалист в области регионального развития и межбюджетных отношений

Москва


Конфликт интересов:

Moscow



О. В. Пивоварова
Финансовый университет
Россия

Ольга Владимировна Пивоварова научный сотрудник Центра региональной экономики и межбюджетных отношений

Москва



Список литературы

1. Строев П. В., Власюк Л. И., Макар С. В. Управление развитием макрорегиона: южный полюс роста. Экономика. Бизнес. Банки. 2018;(2):109–123.

2. Фаттахов Р.В., Низамутдинов М.М., Орешников В.В. Оценка устойчивости социально-экономического развития регионов России. Мир новой экономики. 2019;13(2):97–110. DOI: 10.26794/2220–6469–2019–13–2–97–110

3. Лаптев С. В., Пивоварова О. В. Проблемы финансовой автономии региональных бюджетов. VII Междунар. науч.-практ. форум «Инновационное развитие российской экономики». Мат. конф. (Москва, 17–21 ноября 2014 г.). М.: Моск. гос. ун-т экономики, статистики и информатики; 2014:29–32.

4. Морковкин Д. Е., Строев П. В., Шапошников А. И. Финансовая поддержка регионов как инструмент выравнивания бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации. Финансы: теория и практика. 2019;23(4):57–68. DOI: 10.26794/2587–5671–2019–23–4–57–68

5. Коломак Е.А., Сумская Т. В. Проблемы бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации. Россия: Тенденции и перспективы развития. Ежегодник. 2019;(14):807–815. URL: http://inion.ru/site/assets/files/3914/2019_e_rossiia_tendentcii_i_perspektivy_razvitiia_14_1.pdf

6. Коваленко О. Г., Кирюшкина А.Н. К вопросу о дотациях на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ. Карельский научный журнал. 2016;5(4):128–131.

7. Бахтизин А. Р., Бухвальд Е. М. Экономико-правовые предпосылки и институты сокращения уровня межрегиональной дифференциации в социально-экономическом развитии субъектов Российской Федерации. Журнал российского права. 2018;(9):102–112. DOI: 10.12737/art_2018_9_10

8. Morkovkin D. E., Mamychev A. Y., Yakovenko N. V., Komov I. V., Derevyagina M. V., Didenko O. V. Factors and material conditions for space-intensive economic development of region. International Review of Management and Marketing. 2016;6(15):67–72.

9. Климанов В. В., Михайлова А. А. Межбюджетные отношения: последние тенденции и перспективы развития. Государственный аудит. Право. Экономика. 2016;(4):31–34.

10. Мильчаков М. В. Высокодотационные регионы России: условия формирования бюджетов и механизмы государственной поддержки. Финансовый журнал. 2017;(1):22–38.

11. Строев П. В., Власюк Л. И. Долговая нагрузка регионов и региональная политика. Финансы: теория и практика. 2017;21(5):90–99.

12. Божечкова А. В., Мамедов А. А., Синельников-Мурылев С.Г., Турунцева М. Ю. Стабилизационные свойства трансфертов, выделяемых регионами России из федерального бюджета. Журнал Новой экономической ассоциации. 2018;(4):61–83. DOI: 10.31737/2221–2264–2018–40–4–3

13. Васюнина М. Л. Межбюджетные трансферты субъектам Российской Федерации: современные проблемы и приоритеты. Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2016;(45):17–27.

14. Фаттахов Р. В., Низамутдинов М. М. Модельный инструментарий бюджетного планирования и регулирования межбюджетных отношений. Экономика. Налоги. Право. 2013;(1):36–44.

15. Bednar J. Subsidiarity and robustness: Building the adaptive efficiency of federal systems. In: Fleming J. E., Levy J. T., eds. Federalism and subsidiarity. New York, London: New York University Press; 2014:231–258. (NOMOS LV: Yearbook of the American Society for Political and Legal Philosophy).

16. Бухвальд Е. Российский федерализм на критическом рубеже развития. Вопросы экономики. 2008;(9):70–83. DOI: 10.32609/0042–8736–2008–9–70–83

17. Desai R. M., Freinkman L., Goldberg I. Fiscal federalism in rentier regions: Evidence from Russia. Journal of Comparative Economics. 2005;33(4):814–834. DOI: 10.1016/j.jce.2005.08.004

18. Albouy D. Evaluating the efficiency and equity of federal fiscal equalization. Journal of Public Economics. 2012;96(9–10):824–839. DOI: 10.1016/j.jpubeco.2012.05.015

19. Wallack J. S., Srinivasan T. N., eds. Federalism and economic reform: International perspectives. Cambridge, New York: Cambridge University Press; 2006. 528 p.

20. Da Silva M. O. et al. Intergovernmental reforms in the Russian Federation: One step forward, two steps back? Washington, DC: The World Bank; 2009. 156 p. URL: https://openknowledge.worldbank.org/bitstream/handle/10986/2668/501730PUB0Inte1IC0disclosed0Aug0261.pdf?sequence=1&isAllowed=y

21. Назаров В., Мамедов А., Силуанов А. и др. Проблемы межбюджетных отношений в России. M.: Изд-во Ин-та Гайдара; 2012. 188 с.

22. Thiessen U. Fiscal federalism in Russia: Theory, comparisons, evaluations. Post-Soviet Affairs. 2006;22(3):189–224. DOI: 10.2747/1060–586X.22.3.189

23. Юшков А. О., Одинг Н. Ю., Савулькин Л. И. Роль субвенций в российской системе бюджетного федерализма. Вопросы экономики. 2016;(10):49–64. DOI: 10.32609/0042–8736–2016–10–49–64

24. Bird R. M., Smart M. Intergovernmental fiscal transfers: International lessons for developing countries. World Development. 2002;30(6):899–912. DOI: 10.1016/S0305–750X(02)00016–5


Для цитирования:


Строев П.B., Мильчаков М.В., Пивоварова О.В. Опорные регионы пространственного развития России: бюджетный аспект. Финансы: теория и практика/Finance: Theory and Practice. 2021;25(2):53-75. https://doi.org/10.26794/2587-5671-2021-25-2-53-75

For citation:


Stroev P.V., Milchakov M.V., Pivovarova O.V. Regions supporting the spatial Development of Russia: budgetary Aspect. Finance: Theory and Practice. 2021;25(2):53-75. https://doi.org/10.26794/2587-5671-2021-25-2-53-75

Просмотров: 57


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2587-5671 (Print)
ISSN 2587-7089 (Online)