Бюджетно-страховая модель финансирования здравоохранения в России
https://doi.org/10.26794/2587-5671-2021-25-3-127-149
Аннотация
Цель работы — исследовать сущность и способ построения финансовой модели общественного здравоохранения в Российской Федерации.
Использованы методы анализа и синтеза, статистической обработки данных, системноструктурный подход. Проанализированы основы построения бюджетно-страховой модели: распределение затрат (различных видов медицинской помощи, отдельных расходов) по источникам финансирования; система межбюджетных отношений; структура расходов на здравоохранение бюджетной системы Российской Федерации в 2019 г. Представлена финансовая модель системы обязательного медицинского страхования (ОМС). Охарактеризованы роли страховых и частных медицинских организаций в системе ОМС. Показан механизм финансирования государственных (муниципальных) учреждений здравоохранения. Рассмотрен порядок финансирования медицинских организаций по территориальной программе (на примере Иркутской области). Проанализирован метод расчета стоимости территориальной программы, указаны связанные с этим проблемы. Особое внимание уделено сегменту учреждений, не осуществляющих деятельность в сфере ОМС: обозначены особенности финансирования и правового регулирования, аргументированы причины исключения из программы ОМС ряда заболеваний. Раскрыто содержание нового закона о реформе ОМС, который предусматривает прямое финансирование из бюджета Федерального фонда ОМС федеральных учреждений, оказывающих специализированную медицинскую помощь. Сформулированы проблемы в построении бюджетно-страховой модели финансирования здравоохранения: перегруженность, противоречивость, затратоемкость.
Сделан вывод, что следует пересмотреть организацию системы здравоохранения и механизм ее финансового обеспечения. Опережающие темпы роста расходов на здравоохранение, с одной стороны, и недофинансирование деятельности учреждений здравоохранения, с другой стороны, приводят к постоянному поиску компромисса между справедливостью и экономической эффективностью. На основании этого обоснованы цели и определены направления дальнейших исследований: сокращение трансакционных издержек, изменение мотивации участников, выявление факторов роста расходов и возможностей их устранения.
Об авторе
Е. А. СоболеваРоссия
магистр (финансы и кредит)
Иркутск
Список литературы
1. Артеменко Д.А., Соколов А.А. Трансформация общественного здравоохранения России: анализ сбалансированности. Финансы и кредит. 2017;23(42):2498–2510. DOI: 10.24891/fc.23.42.2498
2. Курцев А.В. Опыт участия различных типов медицинских организаций в условиях государственночастного партнерства в системе ОМС Курской области. Обязательное медицинское страхование в Российской Федерации. 2019;(4):52–57.
3. Тимаков И.В. Институциональные особенности финансирования российского здравоохранения. Дискуссия. 2020;(3):6–14. DOI: 10.24411/2077–7639–2019–10061
4. Шавалеева Ч.М. Преимущественно одноканальное финансирование учреждений здравоохранения: опыт Республики Татарстан. Казанский медицинский журнал. 2013;94(6):877–884.
5. Мурзаева О.В. Развитие системы финансового обеспечения здравоохранения. Дисс. … канд. экон. наук. Саранск: Мордов. гос. ун-т им. Н.П. Огарева; 2012. 230 с.
6. Линденбратен А.Л. Актуальные проблемы российского здравоохранения. Бюллетень Национального научно-исследовательского института общественного здоровья имени Н.А. Семашко. 2020;(3):60–71. DOI: 10.25742/NRIPH.2020.03.008
7. Новиков Г.А., Введенская Е.С., Вайсман М.А., Рудой С.В. История развития паллиативной медицинской помощи в Российской Федерации. Паллиативная медицина и реабилитация. 2020;(1):51–54.
8. Тимкин Т.Р. Концепция программно-целевого финансирования расходов бюджета на здравоохранение. Автореф. дисс. … канд. экон. наук. М.: Финанс. ун-т при Правительстве РФ; 2013. 25 с.
9. Мингазов С. Страховая медицина высказалась против ее вытеснения из системы ОМС. Forbes. 13.10.2020. URL: https://www.forbes.ru/newsroom/biznes/411097-strahovshchiki-vyskazalis-protivfederalnogo-segmenta-dlya-foms (дата обращения: 25.01.2021).
10. Шишкин С. В., Шейман И. М., Абдин А.А., Боярский С. Г., Сажина С. В. Российское здравоохранение в новых экономических условиях: вызовы и перспективы. М.: Изд. дом Высшей школы экономики; 2017. 84 с.
11. Мануйлова А. ОМС плюс госзаказ: как Минздрав модернизирует страховую модель здравоохранения. Коммерсантъ. Страхование. 2020;(211). URL: https://www.kommersant.ru/doc/4574253 (дата обращения: 25.01.2021).
12. Гринкевич Л.С., Банин С.А. Одноканальное финансирование: из прошлого в будущее здравоохранения России. Финансы и кредит. 2016;(33):2–20.
13. Соболева Е.А. Эволюция модели финансирования здравоохранения в РФ. Экономика и бизнес: теория и практика. 2019;(12–3):67–75. DOI: 10.24411/2411–0450–2019–11519
14. Чебыкин А.В., Константинов Д.Ю., Засыпкин М.Ю. Насколько «полный» тариф в системе ОМС действительно полный? Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2015;17(5-3):1050–1054.
15. Shimpi P. The insurative model. Risk Management. 2001;48(8):20–30.
16. Соболева Е. А. О перераспределении полномочий по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения. Beneficium. 2020;(4):40–54. DOI: 10.34680/BENEFICIUM.2020.4(37).40–54
17. Сафонов А.Л., Долженкова Ю.В. Факторы финансовой несбалансированности обязательной системы пенсионного страхования: анализ российской практики. Финансы: теория и практика. 2020;24(6):108–122. DOI: 10.26794/2587–5671–2020–24–6–108–122
18. Rosenwasser T. A. Un-constitutional medicare: Poisonous fruit of the poison tree. Journal of American Physicians and Surgeons. 2020;25(3):73–78.
19. Голощапова Л. В., Савина Н. П., Винидиктова К.А. Опыт внедрения информационных технологий в сфере здравоохранения: проблемы и перспективы. Вестник Южно-Российского государственного технического университета (НПИ). Серия: Социально-экономические науки. 2020;13(6):154–162. DOI: 10.17213/2075–2067–2020–6–154–162
20. Orient J.M. White paper: After the affordable care act: Freedom for all vs. medicare for all. Journal of American Physicians and Surgeons. 2019;24(1):24–30.
21. Pankova E.D., Panić A. Comparison of healthcare system in Russia and Slovenia. Вестник Совета молодых ученых и специалистов Челябинской области. 2018;3(3):51–55.
22. Локосов В.В. Социальное государство и партисипаторное общество: ложная дилемма. Вестник Финансового университета. 2015;(1):16–22.
23. Buyanova M.O. Problems of tapping the international experience of social services in present-day Russia. Journal of Advanced Research in Law and Economics. 2016;7(7):1653–1661. DOI: 10.14505/jarle.v7.7(21).10
24. Sukhodolov A.P., Beryozkin Yu.M. From the institutional to the platform economy. Управленец. 2018;9(3):8–13. DOI: 10.29141/2218–5003–2018–9–3–2
25. Де Сото Э. Загадка капитала. Почему капитализм торжествует на Западе и терпит поражение в остальном мире. Пер. с англ. М.: Олимп-Бизнес; 2004. 272 с.
26. Zhang Y. Unveil the mysterious reality of management healthcare in China: A case study on institutional arrangement. Scripps senior theses. 2018. URL: https://scholarship.claremont.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=2227&context=scripps_theses (дата обращения: 25.01.2021).
27. Сорокин Д.Е. Лаборатория научной мысли. Научные труды Вольного экономического общества России. 2015;191(2):452–455.
Рецензия
Для цитирования:
Соболева Е.А. Бюджетно-страховая модель финансирования здравоохранения в России. Финансы: теория и практика/Finance: Theory and Practice. 2021;25(3):127-149. https://doi.org/10.26794/2587-5671-2021-25-3-127-149
For citation:
Soboleva E.A. The budgetary and Insurance Model of Healthcare Funding in Russia. Finance: Theory and Practice. 2021;25(3):127-149. https://doi.org/10.26794/2587-5671-2021-25-3-127-149