Preview

Финансы: теория и практика/Finance: Theory and Practice

Расширенный поиск
Том 25, № 3 (2021)
Скачать выпуск PDF | PDF (English)
https://doi.org/10.26794/2587-5671-2021-25-3

БЮДЖЕТНАЯ СТРАТЕГИЯ 

6-19 137
Аннотация

 Предметом исследования являются процессы бюджетной децентрализации при управлении общественными финансами, а также математические методы и модели реализации концепции жестких бюджетных ограничений с целью создания условий саморазвития административно-территориальных единиц.

Цель исследования — разработка адаптивных экономико-математических моделей для осуществления стратегии жестких бюджетных ограничений, реализуемых в процессе межбюджетного регулирования.

Актуальность исследования обусловлена тем, что в настоящее время в научном сообществе предметом острой дискуссии является саморазвитие административно-территориальных образований и повышение их финансовой самостоятельности. В этой связи фокус внимания экономических исследований сосредоточен на проблематике бюджетной децентрализации как двигателе экономического развития, а также связанной с ней тематике применения математического аппарата для моделирования поддержки принятия решений в этой сфере. К создаваемым моделям предъявляются требования обучаемости, адаптивности к изменяющимся условиям воздействий внешней среды и умения оперирования не только количественными, но и качественно определенными характеристиками. Поставленная проблема математического моделирования решается посредством применения междисциплинарного синтеза теорий стохастических автоматов, функционирующих в случайных средах, и нечеткой логики. Предлагаемый синтез теоретико-методологических аппаратов составляет новизну проведенных исследований.

В результате построена экономико-математическая модель нечеткого автомата для определения и количественного обоснования величин нормативов распределения налоговых поступлений между бюджетами различных уровней бюджетной системы России. Нечеткий автомат в процессе функционирования взаимодействует с имитационной моделью, воспроизводящей бюджетные потоки и количественно оценивающей принимаемые автоматной моделью решения.

Практическая значимость результатов исследования состоит в программной реализации разработанных моделей и их включении в контур управления общественными финансами. В перспективе предполагается создание математической модели коллективного поведения нечетких автоматных моделей, взаимодействие которых решает проблему согласования интересов бюджетов различных уровней иерархии при распределении налоговых доходов. 

20-34 98
Аннотация

 Актуальность исследования обусловлена дефицитом научных исследований, посвященных оценке состояния и поиску новых инструментов активизации инновационных процессов в экономике Таджикистана, а также рядом системных проблем, сложившихся в инновационной сфере.

Цель статьи состоит в исследовании роли государственных предприятий Таджикистана в инновационном развитии национальной экономики в современных условиях.

Задачами исследования  являются: 1) анализ факторов, оказывающих влияние на инновационное развитие экономики Таджикистана; 2) оценка роли государственных предприятий в инновационном развитии экономики; 3) разработка предложений по повышению инновационной активности госпредприятий.

Автор использовал методы анализа данных статистики и стратегических документов Таджикистана и государственного корпоративного сектора, обобщения, группировки, наблюдения, бенчмаркинга, табличного и графического анализа. Показано, что проблемы в инновационном развитии  Таджикистана детерминируются несоответствием выбранной модели государственного управления инновационному развитию, что является ключевым сдерживающим фактором модернизации и  перехода на инновационный путь. Установлено, что большинство замедляющих факторов  инновационного развития сформировалось не во внешней, а во внутренней среде, и они локализуются в области государственного управления. В силу слабости социально-экономического положения страны, недостаточной развитости государственных институтов и институтов рыночной экономики, контроля за расходованием бюджетных ресурсов даже крупные госпредприятия испытывают финансовые трудности.

Сделаны выводы, что правительству Таджикистана целесообразно провести финансовое оздоровление убыточных предприятий, отказаться от неэффективных методов менеджмента,  осуществить комплексную ревизию налоговых льгот, пересмотреть модель управления  инновационным развитием экономики в целом — сместить акценты с крупных, но неэффективных государственных предприятий, на всестороннюю поддержку научного сектора и малых форм  инновационного предпринимательства. 

ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА 

35-52 134
Аннотация

Исследование посвящено изучению влияния внутренних факторов на уровень экспорта продукции агропромышленного комплекса России (АПК РФ).

Предметом исследования является конкурентоспособность экспортно ориентированных компаний АПК РФ.

Актуальность обусловлена ростом объемов экспорта сельхозпродукции, который постепенно становится одним из важнейших источников валютных поступлений в стране.

Цель исследования — сформировать модель рейтинговой оценки компаний России,  ориентированных на экспорт сельскохозяйственной продукции, на основе которой предложить наиболее эффективные меры поддержки предприятий АПК.

В ходе работы использованы такие методы, как: систематизация и классификация информации, статистический, коэффициентный и регрессионный анализы. Рассмотрены такие инструменты, как модели линейной регрессии, логистической регрессии (логит, пробит), упорядоченная пробит модель. Как критерий качества модели использован коэффициент Джини (площадь под Roc-кривой) для биномиальных моделей и скорректированный R2 для линейной модели.

В результате исследования выявлены ключевые внутренние и внешние факторы, оказывающие влияние на конкурентоспособность компаний — экспортеров продукции АПК. К внутренним факторам относятся: запасы, чистые активы, краткосрочные заимствования, собственный капитал, оборачиваемость основных средств, долгосрочные обязательства, кредиторская задолженность.  Среди внешних факторов, как для порядковых, так и для биномиальных моделей, наиболее  значимыми оказались прирост импорта логарифм ВВП, логарифм ВВП на душу населения.  Разработана модель рейтинговой оценки компаний. Сформулированы предложения для  использования разработанной системы как имитационной модели при принятии решений о  развитии и поддержке экспорта продовольствия в России. Предложен комбинированный механизм поддержки предприятий в зависимости от определенного моделью рейтинга.

Сделан вывод, что  реализация данного подхода позволит существенно повысить уровень экономической эффективности средств бюджетной поддержки, направленных на стимулирование экспорта.  Перспектива дальнейших исследований данной тематики состоит в изучении влияния качественных  факторов, не вошедших в модель: индекса засухи, санкций, других  макроэкономических событий и параметров. 

53-65 105
Аннотация

 Автор рассматривает место и роль корпоративных венчурных фондов, состояние венчурного рынка в России и влияние венчурного финансирования на инновационную активность корпораций, в частности на инновационное развитие экономики в целом.

Цель исследования — дать экономическую оценку важности использования корпоративного венчурного капитала для инновационной экономики Российской Федерации. Использованы такие методы, как статистический анализ, финансовый анализ, логический анализ. Исследование охватывает
период 2013–2020 гг. и основано на анализе данных международных организаций, аналитических центров, средств массовой информации, официальных источников данных Правительства России и ЦБ РФ. Сделан обзор литературы и проведен анализ практики корпоративных венчурных фондов для  понимания инвестирования инноваций в мире и России. Проанализирована история возникновения и  развития корпоративных венчурных фондов в Российской Федерации и в других странах. Дана оценка инновационной активности корпораций и российского государства. Рассмотрены теоретические аспекты корпоративных венчурных фондов, динамика развития инновационной активности и венчурного рынка в России.

Сделан вывод о необходимости государственного регулирования процессов финансирования научно-технического развития и эффективного использования рыночных инструментов, таких как корпоративные венчурные фонды. 

ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА 

66-89 92
Аннотация

 Авторы исследуют роль денег в воспроизводственном процессе с позиции функционального подхода, в том числе с учетом влияния внешних факторов. Цель исследования — развитие современной теории денег на формальнофункциональном уровне на основе анализа их роли в  воспроизводственном процессе в концепции координации денежно-кредитной, макропруденциальной и финансовой политики России в интересах экономического роста. Новизна  исследования состоит в развитии современной теории денег вне зависимости от их форм и видов  на основе уточнения их роли в воспроизводственном процессе под влиянием решений по координации денежно-кредитной, макропруденциальной и финансовой политики. Использованы методы системно-структурного, формально-функционального, сравнительного экономического  анализа, эконометрического моделирования с применением корреляционно-регрессионного  анализа, экономико-математические методы. Разработана методологическая основа для проведения анализа, выявлены и структурированы возможности и риски применения мер  макропруденциальной политики для денежного оборота, показаны угрозы для экономики и основных ее макроэкономических субъектов из-за распространения коронавирусной инфекции, обобщены меры в области денежно-кредитного и финансового регулирования для преодоления угроз и усиления роли денег в воспроизводственном процессе.  Авторы делают выводы о необходимости формирования доверенного цифрового пространства, формирующего возможность нивелирования негативного влияния внешних факторов на  воспроизводственный процесс и восстановление воспроизводственного потенциала денег в интересах  экономического роста, в том числе на основе координации (сопряженности) денежно-кредитной, макропруденциальной и финансовой политики. Реализация предложений авторов об усилении роли денег в воспроизводственном процессе позволит «оживить» экономику за счет  активизации спроса на деньги и обеспечения адекватного денежного предложения. Также это повысит способность инструментов как монетарной, макропруденциальной, так и финансовой политики оказывать влияние на воспроизводственные процессы и экономический рост. 

ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 

90-101 150
Аннотация

 Предмет исследования — комплекс финансовых технологий, активно используемых в  финансово-кредитной сфере России и за рубежом.

Цель исследования — показать место технологического прогресса, основанного на  использовании FinTech и развитии человеческого капитала, в российской экономике;  трансформацию бизнес-процессов на основе современных финансовых технологий, создающих новые перспективные возможности и отвечающих на вызовы Индустрии 4.0. Рассмотрены вопросы, связанные с исследованием перспектив развития финансовых технологий в мировой  практике и возможностями их адаптации в деятельности российских финансовых организаций. Исследование базируется на анализе данных, предоставленных международными консалтинговыми  компаниями, аналитическими центрами и официальными источниками данных Центрального банка (Банка России).

Использованы методы: сравнительных исследований, эмпирический, логический, графический,  анализа, интерпретации и сопоставления. Авторы оценили рост роли финансовых технологий в  экономике России, выявили основные проблемы и обозначили перспективы развития на основе  интеграции традиционных институтов и финтех-компаний для воспроизводства финансовых инноваций в будущем.

В итоге сделан вывод, что повышение технологичности банковских процессов возможно на основе цифровизации с применением разнообразных финансовых технологий, что приведет к упрощению и оптимизации традиционных операций, предотвращению мошенничества, позволит создать новые и более персонализированные предложения в соответствии с потребностями  клиентов, изменяя при этом способ взаимодействия с ними. 

ЭКОНОМИКА СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ 

102-126 82
Аннотация

 Авторы анализируют сущность пенсионных отношений в современной России. Цель исследования — проверка гипотезы о том, что важным фактором обеспечения эффективности российской пенсионной системы является четкое определение сущности экономических отношений внутри нее, а также их адекватное правовое и организационное оформление.

Научная новизна исследования заключается в анализе обоснованности и адекватности использования (от терминологического до организационно-практического уровней) классических страховых принципов в организации пенсионной системы, а также возможностей повышения  эффективности этой системы на основе страхового дела.

В основе методологии исследования лежит анализ генезиса и современного состояния российской пенсионной системы. Показано, что структура российской пенсионной системы требует серьезной реорганизации, в частности четкого разграничения страхового (пенсионное страхование) и нестрахового (пенсионное обеспечение) сегментов. Обосновано, что пенсионное страхование должно основываться на классических принципах страхования жизни, а реализацией данного страхования должны заниматься страховщики, имеющие соответствующую лицензию, полученную в рамках Закона  «Об организации страхового дела в РФ». При этом негосударственные пенсионные фонды должны либо быть преобразованы в страховщиков жизни, либо приобрести новый функционал в  рамках пенсионного обеспечения (нестраховой части пенсионной системы). Практическая реализация  результатов исследования и связанных с ними рекомендаций позволит, по мнению авторов, органично структурировать страховой и нестраховой блоки российской пенсионной системы и  повысит ее эффективность.

Авторы делают вывод, что построение пенсионного страхования на базе классических принципов страхования жизни позволит в полной мере использовать накопленный мировой и отечественный опыт использования страхования жизни как надежного инструмента финансирования пенсий. При этом на пенсионные отношения необходимо распространить подтвердившие свою эффективность нормы регулирования страхового рынка и государственного страхового надзора. 

127-149 123
Аннотация

 Цель работы — исследовать сущность и способ построения финансовой модели общественного здравоохранения в Российской Федерации.

Использованы методы анализа и синтеза, статистической обработки данных,  системноструктурный подход. Проанализированы основы построения бюджетно-страховой модели: распределение затрат (различных видов медицинской помощи, отдельных расходов) по источникам финансирования; система межбюджетных отношений; структура расходов на  здравоохранение бюджетной системы Российской Федерации в 2019 г. Представлена финансовая модель системы обязательного медицинского страхования (ОМС). Охарактеризованы роли страховых и частных медицинских организаций в системе ОМС. Показан механизм финансирования  государственных (муниципальных) учреждений здравоохранения. Рассмотрен  порядок финансирования медицинских организаций по территориальной программе (на примере Иркутской области). Проанализирован метод расчета стоимости территориальной программы,  указаны связанные с этим проблемы. Особое внимание уделено сегменту учреждений, не  осуществляющих деятельность в сфере ОМС: обозначены особенности финансирования и  правового регулирования, аргументированы причины исключения из программы ОМС ряда заболеваний. Раскрыто содержание нового закона о реформе ОМС, который предусматривает  прямое финансирование из бюджета Федерального фонда ОМС федеральных учреждений, оказывающих специализированную медицинскую помощь. Сформулированы проблемы в  построении бюджетно-страховой модели финансирования здравоохранения: перегруженность,  противоречивость, затратоемкость.

Сделан вывод, что следует пересмотреть организацию системы  здравоохранения и механизм ее финансового обеспечения. Опережающие темпы роста расходов на здравоохранение, с одной стороны, и недофинансирование деятельности учреждений  здравоохранения, с другой стороны, приводят к постоянному поиску компромисса между справедливостью и экономической эффективностью. На основании этого обоснованы цели и определены направления дальнейших исследований: сокращение трансакционных издержек,  изменение мотивации участников, выявление факторов роста расходов и возможностей их устранения. 

ФИНАНСОВЫЙ МОНИТОРИНГ 

150-158 70
Аннотация

 Представлен авторский подход к организации мониторинга волатильности денежных потоков. Актуальность исследования обусловлена тем, что значительный рост волатильности способен оказать негативное воздействие на устойчивость деятельности отдельных экономических субъектов в различных отраслях экономики, в связи с чем перед центральными банками возникает задача организации системы мониторинга волатильности денежных потоков, а также разработка подходов к ее регулированию.

Цель исследования — разработка методологического подхода к организации мониторинга волатильности денежных потоков.

Для проведения расчетов в исследовании применяются статистические методы, в том числе фрактальный анализ. Исследование позволило определить подход к классификации различных уровней волатильности денежных потоков. Выделены три основных типа движения  денежных потоков: умеренный, переходный и турбулентный.  Подтверждены две гипотезы. Во-первых, доказано, что волатильность денежных потоков в большей степени является результатом поведенческих факторов, чем институциональных. Во- вторых, установлено, что турбулентный тип движения денежных потоков возникает в более редких  случаях, чем умеренный или переходный. Показано, что волатильность денежного потока является  результатом поведенческих реакций экономических субъектов на колебания экономической активности. Институциональные факторы определяют границы волатильности денежных потоков, но колебания внутри этих границ являются результатом реакции экономических субъектов на  существующую неопределенность в экономике. Турбулентный тип денежных потоков возникает в период одновременных действий всех экономических субъектов. На основе применения правила  «трех сигм» предложен методологический подход к расчету доверительных интервалов,  позволяющих классифицировать денежные потоки по типу движения.

Сделан вывод, что поскольку  наибольшее негативное воздействие на устойчивость экономики оказывает турбулентный тип денежных потоков, то именно он представляет существенный интерес для мониторинга и последующего регулирования со стороны Банка России.

Перспективным направлением для дальнейших исследований выступает разработка Банком России специализированного инструмента рефинансирования, позволяющего компенсировать недостаток в денежных средствах из-за возросшего уровня волатильности денежных потоков. 

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ФИНАНСЫ 

159-174 84
Аннотация

 Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) в общем считается организацией по безопасности. Но многие страны, входящие в ее состав, выступают за укрепление сотрудничества в  экономической области, и по их предложению была принята целая серия решений по  экономическому сотрудничеству.

Цель статьи — подытожить результаты, положительный опыт и отрицательные уроки экономического сотрудничества за последние 20 лет в области торговли,  инвестиций и финансов в рамках ШОС и заглянуть в будущее. В этом направлении исследования на  основе диалектики материализма авторы используют позитивный и нормативный экономический анализы, парадигму ин  ституционализма, статистические и другие методы. Утверждая, что экономическое сотрудничество во  имя общего процветания и построения «Сообщества экономических интересов» представляет собой важнейшее составляющее «Сообщества единой судьбы человечества», и что ШОС является значимой платформой для совместного согласования и продвижения концепции «Один пояс и один путь»,  общего распределения их плодов и содействия взаимовыгодному экономическому сотрудничеству,  авторы делают вывод, что на этой платформе китайские и российские инициативы тесно сотрудничают по развитию инфраструктурных взаимосвязей, упрощению процедур торговли и региональной экономической интеграции, в результате чего будет сформировано Евразийское экономическое партнерство во имя общего процветания в регионе ШОС. В статье также показаны вызовы и трудности,  с которыми сталкивается ШОС в своем развитии. 



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2587-5671 (Print)
ISSN 2587-7089 (Online)