Почему опыт консолидированных групп налогоплательщиков оказался неудачным?
https://doi.org/10.26794/2587-5671-2022-26-3-252-270
Аннотация
Предметом исследования является введенный в 2012 г. в России механизм консолидированных групп налогоплательщиков (КГН) для крупных холдингов, в рамках которого холдинг выступает как единый налогоплательщик. Цель исследования — поиск причин неудачного опыта консолидированных групп налогоплательщиков, в связи с чем в 2019 г. принято решение об отмене механизма КГН с 2023 г. Методом исследования выступает анализ доступных официальных отчетов, научных публикаций и других документов, а также заявлений должностных лиц, относящихся к рассматриваемой проблеме. Сопоставив изначальные задачи данного механизма с теми критериями, по которым КГН оценивался в дальнейшем, авторы показали, что основные положения критики механизма налоговой консолидации, из которых исходит решение об отмене КГН, не соответствуют тем задачам, которые были поставлены при его введении. В результате авторы пришли к выводу, что причины для критики происходят от того, что в процессе реализации механизма КГН были не в полной мере соблюдены интересы регионов относительно не уменьшения бюджетных доходов и их предсказуемости. В перспективе данный опыт должен быть учтен при рассмотрении вопроса об отмене КГН, чтобы избежать очередного недовольства региональных властей.
Ключевые слова
JEL: H22, H25, H26
Об авторах
А. В. КорытинРоссия
Андрей Владимирович Корытин — научный сотрудник лаборатории исследований налоговой политики Института прикладных экономических исследований.
Москва
Н. С. Кострыкина
Россия
Наталья Сергеевна Кострыкина — научный сотрудник лаборатории исследований налоговой политики Института прикладных экономических исследований.
Москва
Список литературы
1. Мигукина Н.Э. Зарубежный опыт государственного регулирования института консолидированного налогообложения в рамках обеспечения экономической безопасности. Вопросы экономики и права. 2015;(90):81–87.
2. Cooper G.S. Policy forum: A few observations on managing the taxation of corporate groups — The Australian experience. Canadian Tax Journal/Revue Fiscale Canadienne. 2011;59(2):265–294.
3. Mintz J. Europe slowly lurches to a common consolidated corporate tax base: Issues at stake. In: Schön W., Schreiber U., Spengel C., eds. A common consolidated corporate tax base for Europe — Eine einheitliche Kö rperschaftsteuerbemessungsgrundlage für Europa. Berlin, Heidelberg: Springer-Verlag; 2008:128–138. DOI: 10.1007/978–3–540–79484–4_7
4. Khan Niazi S.U. Re-launch of the proposal for a Common Consolidated Corporate Tax Base (CCCTB) in the EU: A shift in paradigm. Legal Issues of Economic Integration. 2017;44(3):293–314.
5. Cavalier G. Harmonization of the corporate tax in the EU — The CCCTB Proposals (First part). Revue Internationale des Services Financiers/International Journal for Financial Services. 2017;(1):114–117. URL: https://hal-univ-lyon3.archives-ouvertes.fr/hal 01561193/document
6. Hentze T. The challenge of moving to a Common Consolidated Corporate Tax Base in the EU. Institut der deutschen Wirtschaft. IW-Report. 2019;(2). URL: https://www.econstor.eu/bitstre am/10419/191535/1/1047134152.pdf
7. Киреева А.В. Перспективы внедрения в Российской Федерации института консолидации налогоплательщиков. Экономико-политическая ситуация в России. 2008;(2):56–58.
8. Витвицкая Т.В. Преимущества и недостатки введения института консолидированных групп налогоплательщиков. Социально-экономический и гуманитарный журнал Красноярского ГАУ. 2015;(2):19–27.
9. Баннова К.А., Долгих И.Н., Кузьмина Н.А. Совершенствование методики распределения налоговых доходов регионов от консолидированной группы налогоплательщиков на основе добавленной стоимости. Финансы и кредит. 2016;(3):29–39.
10. Кондратьева Е.А., Шальнева М.С. Проблемы развития института консолидированной группы налогоплательщиков в России: риски злоупотребления в целях уклонения от уплаты налогов. Расследование преступлений: проблемы и пути их решения. 2016;(1):44–52.
11. Кондрашова Н.А. Предпосылки создания консолидированных групп налогоплательщиков. Международный бухгалтерский учет. 2013;(2):28–34.
12. Горбатенко Е.О. Консолидированные группы налогоплательщиков и доходы региональных бюджетов (на примере Иркутской области). ЭКО: всероссийский экономический журнал. 2015;(4):177–183.
13. Евневич М.А. Консолидированная группа налогоплательщиков как институт холдингового типа. Вестник Санкт-Петербургского университета. Экономика. 2013;(3):118–128.
14. Бабенко Д.А. О развитии зарубежной практики применения концепции консолидированного налогообложения. Транспортное дело России. 2014;(1):235–237.
15. Бабенко Д.А. Введение института консолидированных групп налогоплательщиков в России: предварительные итоги. Финансовый журнал. 2014;(2):135–142.
16. Гринкевич Л.С. Консолидированная группа налогоплательщиков как инструмент справедливого распределения налоговых доходов. Сибирская финансовая школа. 2015;(2):40–44.
17. Никитин К.М., Авдиенкова М.А., Захарова О.О., Гильманова Э.А. Консолидированные группы налогоплательщиков: как нужно использовать мораторий. Финансовый журнал. 2016;(5):37–51.
18. Ильин В.А., Поварова А. И. Консолидированное налогообложение и его последствия для региональных бюджетов. Экономика региона. 2019;15(1):70–83. DOI: 10.17059/2019–1–6
19. Кизимов А.С., Шегурова Т.А. Институт консолидированного налогоплательщика: история развития и принципы функционирования. Финансы и кредит. 2009;(30):10–16.
20. Кострыкина Н.С., КорытинА.В. Почему применение механизма налоговой консолидации в России привело к существенным потерям для бюджета? Journal of Tax Reform. 2020;6(1):6–21. DOI: 10.15826/jtr.2020.6.1.072
21. Малис Н.И., Грундел Л.П. Анализ использования института консолидированного налогоплательщика в России. Финансы и кредит. 2015;(3):38–46.
22. Коновалова Т. В. Итоги функционирования консолидированных групп налогоплательщиков в 2012–2015 годах на примере Республики Марий Эл. Инновационное развитие экономики. 2016;(2):113–115.
23. Леонтьева Ж. Г., Заугарова Е.В. Совершенствование российской системы налогообложения консолидированных групп налогоплательщиков. Журнал правовых и экономических исследований. 2014;(2):109–115.
24. Шаталов С.Д. Об основных направлениях налоговой политики на современном этапе. Финансы. 2015;(5):3–7.
25. Shu-Chien J.C. Neutrality as tax justice: The case of Common Consolidated Corporate Tax Base under the EU law. European Studies: The Review of European Law, Economics and Politics. 2018;5:33–66.
26. Mintz J. Corporate tax harmonization in Europe: It’s all about compliance. International Tax and Public Finance. 2004;11(2):221–234. DOI: 10.1023/B: ITAX.0000011401.67566.14
Рецензия
Для цитирования:
Корытин А.В., Кострыкина Н.С. Почему опыт консолидированных групп налогоплательщиков оказался неудачным? Финансы: теория и практика/Finance: Theory and Practice. 2022;26(3):252-270. https://doi.org/10.26794/2587-5671-2022-26-3-252-270
For citation:
Korytin A.V., Kostrykina N.S. Why did the Consolidated Taxpayer Group Regime Fail? Finance: Theory and Practice. 2022;26(3):252-270. https://doi.org/10.26794/2587-5671-2022-26-3-252-270