Внедрение гендерного бюджетирования в Беларуси: текущее состояние и перспективы
https://doi.org/10.26794/2587-5671-2022-26-4-60-79
Аннотация
Актуальность исследования обусловлена необходимостью развития в Беларуси гендерного бюджетирования как признанного и все более востребованного во многих странах инструмента достижения гендерного равенства, Целей устойчивого развития ООН и осуществления Пекинской платформы действий. Цель исследования — проанализировать проделанную работу и существующие проблемы по внедрению в Беларуси гендерного бюджетирования и определить меры государственной политики, способствующие более полной реализации в стране гендерного бюджетирования. Методика исследования заключалась в анализе нормативных правовых актов и государственных программ Республики Беларусь, научных публикаций, интернет-источников, официальной статистики, данных опросов и рекомендаций международных организаций на предмет соответствия проводимой в Беларуси политики передовой международной практике гендерного бюджетирования. Приведен обзор прогресса и остающихся проблем в достижении гендерного равенства и внедрении отдельных аспектов гендерного бюджетирования в Беларуси. Рассчитан сводный индекс гендерного бюджетирования и его значение сопоставлено со странами ОЭСР. Разработан комплекс мероприятий (план действий) по развитию в Беларуси гендерного бюджетирования. Обоснован вывод о том, что на данный момент в Беларуси гендерное бюджетирование практически не применяется, однако некоторая основа для его внедрения уже существует. Несмотря на относительно неплохие позиции Беларуси в специализированных международных рейтингах, проблемы неравенства в той или иной степени остаются актуальными для многих секторов экономики и аспектов жизни женщин и мужчин. Эффективным инструментом решения таких проблем может стать комплексная реализация гендерного подхода в бюджетном процессе. Перспективными направлениями дальнейших исследований могут быть: комплексный и детальный анализ влияния мероприятий и существующего распределения расходов в рамках государственных программ на гендерное равенство в Беларуси; внедрение гендерного бюджетирования на уро
Ключевые слова
JEL: H50, H60, H61
Об авторе
А. В. БелоусовБеларусь
Андрей Владимирович Белоусов - заведующий отделом методологии разработки и мониторинга реализации государственных программ
Минск
Конфликт интересов:
автор заявляет об отсутствии конфликта интересов
Список литературы
1. Jorge S., Pimentel L. Debate: On the “why” of gender budgeting. Public Money & Management. 2021;41(7):504– 505. DOI: 10.1080/09540962.2021.1936935
2. Cuberes D. Aggregate Effects of Gender Gaps in the Labor Market: A Quantitative Estimate. Journal of Human Capital. 2016;10(1):1–32. DOI: 10.1086/683847
3. Alonso-Albarran V., Curristine T., Preston G., Soler A., Tchelishvili N., Weerathunga S. Gender Budgeting in G20 Countries. IMF Working Paper. 2021;(269). URL: https://www.imf.org/en/Publications/WP/Issues/2021/11/12/Gender-Budgeting-in-G20-Countries-506816
4. Калабихина И. Е., Куинн Ш., Айвазова С. Г., Ржаницына Л. С. Гендерно-ориентированное бюджетирование: Сборник ресурсных материалов. Алматы: Ex-libris; 2014. 150 c.
5. Фофанова К. В. Гендерный бюджетный анализ: подходы и практика. Журнал исследований социальной плитики. 2006;4(3):381–396. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gendernyy-byudzhetnyy-analiz-podhody-ipraktika
6. Welham B., Barnes-Robinson K., Mansour-Ille D., Okhandiar R. Gender Responsive Public Expenditure Management: A Public Finance Management Introductory Guide. London: Overseas Development Institute; 2018. URL: https://cdn.odi.org/media/documents/12188.pdf
7. Downes R., Nicol S. Designing and implementing gender budgeting — a path to action. OECD Journal on Budgeting. 2020;20(2):67–96. DOI: 10.1787/689198fa-en
8. Stotsky J. G. Gender Budgeting: Fiscal Context and Current Outcomes. IMF Working Paper. 2016;(149). URL: https://www.imf.org/external/pubs/ft/wp/2016/wp16149.pdf
9. Holmes R., Slater R. Gender-responsive budgeting in fragile and conflict-affected states: a review. Secure Livelihoods Research Consortium Working Paper. 2014;(17). URL: https://securelivelihoods.org/wp-content/uploads/Gender-responsive-budgeting-in-fragile-and-conflict-affected-states-a-review.pdf
10. Khan Z., Gifford K. COVID‑19 and fiscal policy: Applying gender-responsive budgeting in support and recovery. UN Women policy brief. 2021;(21). URL: https://www.unwomen.org/sites/default/files/Headquarters/Attachments/Sections/Library/Publications/2021/Policy-brief-COVID-19-and-fiscal-policy-en.pdf
11. Barnes K., Bouchama N., Loiseau E. Shifting wealth, shifting gender relations? Gender inequality and social cohesion in a converging world. OECD paper draft. 2011. URL: https://www.oecd.org/dev/pgd/48619715.pdf
12. Stotsky J. G., Zaman A. The Influence of Gender Budgeting in Indian States on Gender Inequality and Fiscal Spending. IMF Working Paper. 2016;(227). URL: https://www.imf.org/external/pubs/ft/wp/2016/wp16227.pdf
13. Downes R., von Trapp L., Nicol S. Gender budgeting in OECD countries. OECD Journal on Budgeting. 2017;16(3):71–107. DOI: 10.1787/budget‑16–5jfq80dq1zbn
14. Quinn S. Gender budgeting in Europe: What can we learn from best practice? Administration. 2017;65(3):101–121. DOI: 10.1515/admin‑2017–0026
15. Nicol S., Guven P., Pennisi A. Thailand: Gender Budgeting Action Plan. OECD Journal on Budgeting. 2021;20(3):82– 125. DOI: 10.1787/6c398fc7-en
16. Nicol S., Guven P. OECD scan of equality budgeting in Ireland: Equality mainstreaming and inclusive policy making in action. OECD Journal on Budgeting. 2021;21(1):129–154. DOI: 10.1787/80b7b9a5-en
17. Khalifa R., Scarparo S. Gender Responsive Budgeting: A tool for gender equality. Critical Perspectives on Accounting. 2021;79(6):102183. DOI: 10.1016/j.cpa.2020.102183
18. Stanimirović T., Klun M. Gender budgeting in Slovenia — approaches, achievements, and complexities. Public Money & Management. 2021;41(7):548–553. DOI: 10.1080/09540962.2021.1936937
19. Ерофеева О., Кобаса М. Гендерный анализ в системе местного управления и самоуправления. Минск: Медисонт; 2019. 44 с. URL: http://library.fes.de/pdf-files/bueros/ukraine/15685.pdf
20. Храмцова Ф. И. Гендерная политика в Республике Беларусь: региональное измерение. Социологический альманах. 2018;(9):331–340.
21. Саскевич В. В. Отчет о результатах анализа законодательства Республики Беларусь, регулирующего отношения в сфере высшего образования на предмет гендерного равенства. Минск: Юнипак; 2015. 24 с. URL: https://rwi.lu.se/app/uploads/2020/08/ru_saskevich_gender-analysis-legislation.pdf
22. Иванов Н. П., Митрофанова И. А. Гендерное бюджетирование и построение гендерно-сбалансированной системы налогообложения: постановка проблемы. Экономика развития региона: проблемы, поиски, перспективы. 2008;(9):506–512. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22628356&
Рецензия
Для цитирования:
Белоусов А.В. Внедрение гендерного бюджетирования в Беларуси: текущее состояние и перспективы. Финансы: теория и практика/Finance: Theory and Practice. 2022;26(4):60-79. https://doi.org/10.26794/2587-5671-2022-26-4-60-79
For citation:
Belavusau A.U. Implementation of Gender Budgeting in Belarus: Current State and Prospects. Finance: Theory and Practice. 2022;26(4):60-79. https://doi.org/10.26794/2587-5671-2022-26-4-60-79