Preview

Финансы: теория и практика/Finance: Theory and Practice

Расширенный поиск

Коммерциализация управления публичными финансами: современные реалии и организационно-правовая модернизация

https://doi.org/10.26794/2587-5671-2022-26-5-60-78

Аннотация

Предметом исследования являются современные реалии коммерциализации управления публичными финансами и возможности организационно-правовой модернизации этого управления.

Цель исследования —  установление текущего состояния коммерциализации управления публичными финансами, определение возникающих проблем при управлении ликвидностью и долгом государства в совокупности с возможностями и путями их нивелирования и хеджирования рисков посредством организационно-правовой модернизации управления публичными финансами.

Актуальность научного изыскания и его научная новизна базируются на отсутствии в Российской Федерации фундаментальных исследований текущего состояния управления публичными финансами и факторов его коммерциализации. Отечественная научно-практическая литература затрагивает отдельные аспекты исследуемого вопроса, что не позволяет установить причинно-следственные связи возникновения проблем в ходе управления публичными финансами.

В основе исследования лежат общенаучные и специальные методы, содержащие в себе элементы сравнительного правоведения, системного анализа, структурно-функционального подхода, критического анализа отечественных и зарубежных фундаментальных научных исследований, содержащих в себе ряд изысканий в области правового регулирования, государственного управления, эконометрики, макроэкономического прогнозирования. Сбор и анализ материала для подготовки научного исследования осуществлялся научной группой с учетом количественных и качественных показателей цитируемости авторов, а также значимости их индивидуальных изысканий.

В качестве выводов авторами отмечена необходимость хеджирования рисков при реализации полномочий по управлению ликвидностью и долгом как составными элементами макроэкономической политики с устранением фрагментированной организационной структуры органов власти. На основе международного опыта разработан ряд авторских рекомендаций по созданию в рамках организационно-правовой модернизации единой эффективной коммерциализированной системы управления публичными финансами с установлением перспективных потенциальных вариантов развития для обеспечения достижения целей устойчивого развития государства, обусловленных национальными проектами.

Об авторах

М. А. Лапина
Финансовый университет
Россия

Марина Афанасьевна Лапина —  доктор юридических наук, профессор департамента международного и публичного права, профессор

Москва


Конфликт интересов:

авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов



М. М. Завьялов
Росфинмониторинг
Россия

Михаил Михайлович Завьялов —  ведущий специалист-эксперт отдела информационно-правовой и судебной работы юридического управления

Москва


Конфликт интересов:

авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов



А. Г. Гуринович
МГИМО
Россия

Александр Георгиевич Гуринович — доктор юридических наук, профессор кафедры административного и финансового права, профессор

Москва


Конфликт интересов:

авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов



Список литературы

1. Глазьев С. Ю. За горизонтом конца истории. М.: Проспект; 2021. 416 с.

2. Хазин М. Л. Воспоминания о будущем: идеи современной экономики. М.: Рипол-Классик; 2020. 464 с.

3. Силуанов А. Г. Задачи финансовой политики Российской Федерации на среднесрочную перспективу. Вестник Финансового университета. 2017;21(3):50–56.

4. Nguyen G., Engle R., Fleming M., Ghysels E. Liquidity and volatility in the U. S. Treasury market. Journal of Econometrics. 2020;217(2):207–229. DOI: 10.1016/j.jeconom.2019.12.002

5. Смирнова Е. Е., Попова О. С. Актуальные вопросы осуществления выездных налоговых проверок. Проблемы экономики и юридической практики. 2020;16(5):110–115. DOI: 10.33693/2541–8025–2020–16–5–110–115

6. Hodula M., Melecký A. Debt management when monetary and fiscal policies clash: Some empirical evidence. Journal of Applied Economics. 2020;23(1):1253–280. DOI: 10.1080/15140326.2020.1750120

7. Togo E. Coordinating public debt management with fiscal and monetary policies: An analytical framework. World Bank Policy Research Working Paper. 2007;(4369). URL: https://openknowledge.worldbank.org/bitstream/handle/10986/7389/WPS 4369.pdf?sequence=1&isAllowed=y

8. Barro R. J. Optimal debt management. NBER Working Paper. 1995;(5327). URL: https://www.nber.org/system/files/working_papers/w5327/w5327.pdf

9. Calvo G. A., Guidotti P. Indexation and maturity of government bonds: An exploratory model. In: Dornbusch R., Draghi M., eds. Public debt management: Theory and history. Cambridge, New York: Cambridge University Press; 1990:52–93.

10. Canzoneri M., Cumby E., Diba B. Optimal money and debt management: Liquidity provision vs tax smoothing. Journal of Monetary Economics. 2016;83:39–53. DOI: 10.1016/j.jmoneco.2016.08.004

11. Bernanke S. B., Boivin J., Eliasz P. Measuring the effects of monetary policy: A Factor-Augmented Vector Autoregressive (FAVAR) approach. The Quarterly Journal of Economics. 2005;120(1):387–422. DOI: 10.1162/0033553053327452

12. Moore W., Skeete K. The implications of monetary policy shocks for government debt management in Barbados. CBB Working Paper. 2010. URL: http://www.centralbank.org.bb/Portals/0/Files/The%20Implications%20of%20Monetary%20Policy%20Shocks%20for%20Government%20Debt%20Management%20in%20Barbados.pdf

13. Cavalcanti M. A.F.H., Vereda L., Doctors R. B., Lima F. C., Lucas Maynard L. The macroeconomic effects of monetary policy shocks under fiscal rules constrained by public debt sustainability. Economic Modelling. 2018;71:184–201. DOI: 10.1016/j.econmod.2017.12.010

14. Dottori D., Manna M. Strategy and tactics in public debt management. Journal of Policy Modeling. 2016;38(1):1–25. DOI: 10.1016/j.jpolmod.2015.12.003

15. Franta M., Libich J., Stehlik P. Tracking monetary-fiscal interactions across time and space. International Journal of Central Banking. 2018;14(3):167–227. URL: https://www.ijcb.org/journal/ijcb18q2a4.pdf

16. Hodula M., Pfeifer L. Fiscal-monetary-financial stability interactions in a data-rich environment. Review of Economic Perspectives. 2018;18(3):195–224. DOI: 10.2478/revecp-2018–0012

17. Фадейкина Н. В., Глушакова О. В. О повышении роли федерального казначейства в управлении общественными финансами и применении казначейством России новых инструментов обеспечения ликвидности, сбалансированности бюджетов, эффективности внутреннего финансового контроля и бюджетного процесса. Сибирская финансовая школа. 2020;(4):41–54.

18. Lienert I. Modernizing cash management. International Monetary Fund. Technical Notes and Manuals. 2009;(3). URL: https://www.imf.org/external/pubs/ft/tnm/2009/tnm0903.pdf

19. Williams M. Government cash management: Its interaction with other financial policies. International Monetary Fund. Technical Notes and Manuals. 2010;(13). URL: http://mj-w.net/pdfs/tnm-Aug10.pdf

20. Cangoz M. C., Boitreaud S., Dychala C. How do countries use an asset and liability management approach? A survey on sovereign balance sheet management. World Bank Policy Research Working Paper. 2018;(8624). URL: https://openknowledge.worldbank.org/bitstream/handle/10986/30644/WPS8624.pdf?sequence=1&isAllowed=y

21. Cruz P., Koc F. The liquidity buffer practices of public debt managers in OECD countries. OECD Working Papers on Sovereign Borrowing and Public Debt Management. 2018;(9). URL: https://www.oecdilibrary.org/docserver/3b468966-en.pdf?expires=1662367602&id=id&accname=guest&checksum=FC9EAF168B3B57EB9E8E29AB4DE4C5B0

22. Miller M., Hadley S. Cash management in cash-constrained environments. London: Overseas Development Institute; 2016. 24 p. URL: https://cdn.odi.org/media/documents/11062.pdf

23. Fay M., Martimort D., Straub S. Funding and financing infrastructure: The joint-use of public and private finance. Journal of Development Economics. 2021;150:102629. DOI: 10.1016/j.jdeveco.2021.102629

24. Cashin C., Sparkes S., Bloom D. Earmarking for health: From theory to practice. Health Financing Working Paper. 2017;(5). URL: https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/255004/9789241512206-eng.pdf?sequence=1&isAllowed=y

25. Noury B., Hammami H., Ousama A. A., Zeitun R. The prediction of future cash flows based on operating cash flows, earnings and accruals in the French context. Journal of Behavioral and Experimental Finance. 2020;28:100414. DOI: 10.1016/j.jbef.2020.100414

26. Шмиголь Н. С. Повышение операционной эффективности при управлении ликвидностью на едином казначейском счете. Самоуправление. 2021;(3):124–127.

27. Taleb N. N. The black swan: The impact of the highly improbable. New York: Random House; 2007. 366 p.

28. Wucker M. The gray rhino: How to recognize and act on the obvious dangers we ignore. New York: St. Martin’ Press; 2016. 304 p.

29. Лапина М. А., Завьялов М. М., Литвин А. Г. Нивелирование правовых рисков института государственного финансового контроля на примере валютной политики государства. Финансовое право. 2021;(10):9–12. DOI: 10.18572/1813–1220–2021–10–9–12

30. Барков А. В., Завьялов М. М. Правовое стимулирование декарбонизации как фактора обеспечения высоких стандартов экологического благополучия. Экологическое право. 2021;(5):23–26. DOI: 10.18572/1812–3775–2021–5–23–26

31. Pessoa M., Williams M. Government cash management: Relationship between the treasury and the central bank. International Monetary Fund. Technical Notes and Manuals. 2012;(2). URL: https://www.imf.org/external/pubs/ft/tnm/2012/tnm1202.pdf

32. Прокофьев С. Е. Стратегические направления развития Казначейства России в сфере расходно-операционной деятельности. Финансы. 2021;(2):3–8.

33. Прокофьев С. Е., Сергиенко Н. С. Технологии управления средствами единых счетов бюджетов. Финансы. 2019;(3):37–40.

34. Лапина М. А., Гуринович А. Г., Лапин А. В. Концептуальные и финансово-правовые аспекты публичного управления национальными проектами. Право и политика. 2020;(9):206–221. DOI: 10.7256/2454–0706.2020.9.33949

35. Geromichalos A., Herrenbrueck L. The liquidity-augmented model of macroeconomic aggregates: A New Monetarist DSGE approach. Review of Economic Dynamics. 2022;45:134–167. DOI: 10.1016/j.red.2021.05.002


Рецензия

Для цитирования:


Лапина М.А., Завьялов М.М., Гуринович А.Г. Коммерциализация управления публичными финансами: современные реалии и организационно-правовая модернизация. Финансы: теория и практика/Finance: Theory and Practice. 2022;26(5):60-78. https://doi.org/10.26794/2587-5671-2022-26-5-60-78

For citation:


Lapina M.A., Zav’yalov M.M., Gurinovich A.G. Commercialization of Public Finance Management: Modern realities and Organizational and legal Modernization. Finance: Theory and Practice. 2022;26(5):60-78. https://doi.org/10.26794/2587-5671-2022-26-5-60-78

Просмотров: 542


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2587-5671 (Print)
ISSN 2587-7089 (Online)