Влияет ли институциональное устройство на взаимосвязь государственного долга и неравенства доходов в развивающихся странах?
https://doi.org/10.26794/2587-5671-2024-28-2-227-238
Аннотация
В условиях растущей глобализации неравенство доходов является одной из серьезных проблем в ряде стран, поскольку оно увеличивает разрыв в доходах между богатыми и бедными, что приводит к социальной нестабильности. Сокращение этого разрыва стало одной из основных задач во многих развивающихся странах для достижения целей тысячелетия, предложенных Организацией Объединенных Наций. Между тем, государственные расходы являются одним из важнейших фискальных инструментов, поскольку они вносят значительный вклад в управление экономикой и преодоление экономической цикличности. В частности, управление/институты могут положительно корректировать взаимосвязь между государственным долгом и неравенством доходов в развивающихся экономиках. Цель исследования — определить влияние качества институтов, государственного долга и их взаимодействия на неравенство доходов на сбалансированной панели данных 34 развивающихся экономик за период с 2002 по 2020 г. Для контроля эндогенных проблем и серийной автокорреляции в эмпирических уравнениях применяются двухшаговые и одношаговые системные GMM (Generalized Method of Moments) оценки. В работе получены интересные результаты, свидетельствующие о том, что государственный долг и качество институтов увеличивают неравенство доходов, но их взаимодействие сужает его. Эти результаты кажутся контринтуитивными. Кроме того, образование усиливает неравенство доходов в этих странах. Результаты исследования позволяют сформулировать некоторые политические рекомендации по снижению неравенства доходов в обществе с помощью государственного долга и качества институтов в развивающихся экономиках. Так, правительствам развивающихся стран следует использовать расходы, финансируемые за счет государственного долга, для поддержки людей с низким уровнем дохода посредством социальных трансфертов на протяжении всего периода экономического развития. Важно отметить, что они должны больше тратить на образование и здравоохранение, чтобы помочь бедным улучшить свои навыки и знания, сокращая разницу в доходах между богатыми и бедными. В частности, они должны быть благоразумны в контроле и управлении государственным долгом, чтобы избежать кризиса государственного долга и социальной нестабильности.
Ключевые слова
JEL: D31, E24, H63
Об авторе
В. Б. НгуенВьетнам
Нгуен Ван Бон — PhD, доцент кафедры финансов и банковского дела, преподаватель, исследовательская группа UFM, Университет финансов и маркетинга (UFM).
Хошимин
Конфликт интересов:
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Список литературы
1. Nguyen V. B. The effect of government debt on private investment in advanced economies: Does institutional quality matter? Scientific Annals of Economics and Business. 2022;69(1):133–144. DOI: 10.47743/saeb-2022–0006
2. Chatzouz M. Government debt and wealth inequality: Theory and insights from altruism. Munich Personal RePEc Archive. MPRA Paper. 2014;(77007). URL: https://mpra.ub.uni-muenchen.de/77007/1/Chatzouz.pdf
3. Borissov K., Kalk A. Public debt, positional concerns, and wealth inequality. Journal of Economic Behavior & Organization. 2020;170:96–111. DOI: 10.1016/j.jebo.2019.11.029
4. Li S., Filer L. The effects of the governance environment on the choice of investment mode and the strategic implications. Journal of World Business. 2007;42(1):80–98. DOI: 10.1016/j.jwb.2006.11.006
5. Ortiz-Ospina E., Roser M. Government spending. Our World in Data. 2023. URL: https://ourworldindata.org/government-spending
6. Arawatari R., Ono T. Inequality and public debt: A positive analysis. Review of International Economics. 2017;25(5):1155–1173. DOI: 10.1111/roie.12299
7. Röhrs S., Winter C. Reducing government debt in the presence of inequality. Journal of Economic Dynamics and Control. 2017;82:1–20. DOI: 10.1016/j.jedc.2017.05.007
8. March C., von Weizsäcker R. K. Coordinating intergenerational redistribution and the repayment of public debt: An experimental test of Tabellini (1991). Social Choice and Welfare. 2020;55(2):301–323. DOI: 10.1007/s00355–020–01242–6
9. Maebayashi N., Konishi K. Sustainability of public debt and inequality in a general equilibrium model. Macroeconomic Dynamics. 2021;25(4):874–895. DOI: 10.1017/S1365100519000336
10. Aksman E. Do poverty and income inequality affect public debt? Gospodarka Narodowa = The Polish Journal of Economics. 2017;292(6):79–93. DOI: 10.33119/GN/100744
11. Luo W. Inequality and government debt: Evidence from OECD panel data. Economics Letters. 2020;186:108869. DOI: 10.1016/j.econlet.2019.108869
12. Carrera J., de la Vega P. The impact of income inequality on public debt. The Journal of Economic Asymmetries. 2021;24: e00216. DOI: 10.1016/j.jeca.2021.e00216
13. Lee C.-S. Income inequality, democracy, and public sector size. American Sociological Review. 2005;70(1):158–181. DOI: 10.1177/000312240507000108
14. Azzimonti M., De Francisco E., Quadrini V. Financial globalization, inequality, and the rising public debt. The American Economic Review. 2014;104(8):2267–2302. DOI: 10.1257/aer.104.8.2267
15. Tung L. T. Can public debt harm social development? Evidence from the Asian-Pacific region. Journal of International Studies. 2020;13(2)-48–61. DOI: 10.14254/2071–8330.2020/13–2/4
16. Biglaiser G., McGauvran R. J. The effects of debt restructurings on income inequality in the developing world. European Journal of International Relations. 2021;27(3):808–829. DOI: 10.1177/13540661211001425
17. Obiero W. L., Topuz S. G. Do public and internal debt cause income inequality? Evidence from Kenya. Journal of Economics, Finance and Administrative Science. 2022;27(53):124–138. DOI: 10.1108/JEFAS-05–2021–0049
18. Judson R. A., Owen A. L. Estimating dynamic panel data models: A guide for macroeconomists. Economics Letters. 1999;65(1):9–15. DOI: 10.1016/S0165–1765(99)00130–5
19. Holtz-Eakin D., Newey W., Rosen H. S. Estimating vector autoregressions with panel data. Econometrica. 1988;56(6):1371–1395. DOI: 10.2307/1913103
20. Arellano M., Bond S. Some tests of specification for panel data: Monte Carlo evidence and an application to employment equations. The Review of Economic Studies. 1991;58(2):277–297. DOI: 10.2307/2297968
21. Arellano M., Bover O. Another look at the instrumental variable estimation of error-components models. Journal of Econometrics. 1995;68(1):29–51. DOI: 10.1016/0304–4076(94)01642-D 22. Roodman D. How to do xtabond2: An introduction to difference and system GMM in Stata. The Stata Journal. 2009;9(1):86– 136. DOI: 10.1177/1536867X0900900106
22. Kaulihowa T., Adjasi C. FDI and income inequality in Africa. Oxford Development Studies. 2018;46(2):250– 265. DOI: 10.1080/13600818.2017.1381233
23. Demir A., Pesqué-Cela V., Altunbas Y., Murinde V. Fintech, financial inclusion and income inequality: a quantile regression approach. The European Journal of Finance. 2022;28(1):86–107. https://doi.org/10.1080/1351847X.2020.1772335
Рецензия
Для цитирования:
Нгуен В.Б. Влияет ли институциональное устройство на взаимосвязь государственного долга и неравенства доходов в развивающихся странах? Финансы: теория и практика/Finance: Theory and Practice. 2024;28(2):227-238. https://doi.org/10.26794/2587-5671-2024-28-2-227-238
For citation:
Nguyen V.B. Does Institutional Setting Contribute to the Public Debt — Income Inequality Relationship in Developing Economies? Finance: Theory and Practice. 2024;28(2):227-238. https://doi.org/10.26794/2587-5671-2024-28-2-227-238