Социальный заказ в Российской Федерации: новый инструмент бюджетной политики в социальной сфере
https://doi.org/10.26794/2587-5671-2024-28-6-6-16
Аннотация
В статье авторами анализируются социальные результаты реализации Федерального закона от 13.07.2020 № 189-ФЗ «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере» в пилотных регионах Российской Федерации. Одним из главных социальных результатов является удовлетворенность граждан получаемыми социальными услугами в рамках пилотного проекта. В связи с этим целью исследования стала оценка уровня удовлетворенности получателей по каждой апробируемой услуге в социальной сфере в каждом пилотном регионе. Индексные значения уровня удовлетворенности рассчитаны на основе оценок получателей этих социальных услуг и подкреплены мнениями, высказанными гражданами в фокусгрупповых интервью. В статье описаны особенности реализации социального заказа в зависимости от региона и реализуемой услуги, взаимосвязь между уровнем удовлетворенности получателей услуг и качеством их предоставления, а также зависимость удовлетворенности от оправданности ожиданий потребителей. Социальный заказ, действующий в пилотных регионах, по результатам проведенного социологического исследования показал высокий социальный результат — удовлетворенность получателей услуг находится на высоком уровне. В ходе исследования выявлены достоинства и узкие места использования социальных сертификатов в пилотных регионах. На основании обсуждения результатов исследований с представителями Министерства финансов Российской Федерации и представителями региональных органов власти были выявлены региональные особенности и проблемы, предложены пути их решения.
Об авторах
А. М. ЛавровРоссия
Алексей Михайлович Лавров - кандидат географических наук, профессор, заведующий кафедрой финансового менеджмента в государственном секторе факультета социальных наук
Москва
Конфликт интересов:
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов
С. П. Солянникова
Россия
Светлана Петровна Солянникова - кандидат экономических наук, доцент, проректор по научной работе, профессор кафедры общественных финансов
Москва
Конфликт интересов:
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов
А. Г. Тюриков
Россия
Александр Георгиевич Тюриков - доктор социологических наук, профессор, заведующий кафедрой социологии факультета социальных наук и массовых коммуникаций
Москва
Конфликт интересов:
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов
Список литературы
1. Верзакова Д. А., Колмакова И. Д. Реализация государственного и муниципального социального заказа. Общество, экономика, управление. 2022;7(1):5–11. DOI: 10.47475/2618–9852–2022–17101
2. Сергеева В. А. Опыт реализации закона о соцзаказе. Бюджет. 2021;(12):24–29.
3. Солянникова С. П. Надлежащая бюджетная политика для меняющейся экономики. Мир новой экономики. 2021;15(2):6–15. DOI: 10.26794/2220–6469–2021–15–2–6–15
4. Хабаев С. Г., Крадинов П. Г. Социальный заказ: оценка политики регионов по внедрению конкурентных процедур определения исполнителя государственных услуг в социальной сфере. Креативная экономика. 2023;17(11):4337–4352. DOI: 10.18334/ce.17.11.119416
5. Заболотная Г. М. Институционализация конкурентных способов организации предоставления услуг в социальной сфере. Теория и практика общественного развития. 2023;(3):81–87. DOI: 10.24158/tipor.2023.3.11
6. Лавров А. М. Соцзаказ в действии. Бюджет. 2021;(1):42–47.
7. Лавров А. М. Как объединить интересы государства, бизнеса и граждан. Бюджет. 2021;(10):18–20.
8. Соловьева Л. В. Влияние качества услуг на качество жизни. Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2008;6(4–2):120–123.
9. Хабаев С. Г., Крадинов П. Г. Социологические исследования как источник информации для принятия управленческих решений в рамках государственного (муниципального) социального заказа. Russian Economic Bulletin. 2020;3(6):161–165.
10. Сапрыкина В. В. Социальный заказ: нюансы реализации. Бюджет. 2023;(1):20–21.
11. Лавров А. М. Об итогах реализации Федерального закона о социальном заказе субъектами Российской Федерации в 2023 году. Минфин России. 26.01.2024. URL: https://minfin.gov.ru/ru/perfomance/budget/social_tools/social_order/media?id_65=306035-prezentatsiya_a.m._lavrova_ob_itogakh_realizatsii_federalnogo_zakona_o_sotsialnom_zakaze_subektami_rossiiskoi_federatsii_v_2023_godu (дата обращения: 11.11.2024).
12. Некрасова М. Социальный заказ: как работает Федеральный закон № 189 и каких изменений ждут. Агентство социальной информации. 19.06.2024. URL: https://asi.org.ru/2024/06/19/soczialnyj-zakazkak-rabotaet-federalnyj-zakon/ (дата обращения: 11.11.2024).
13. Лукашов А. И. Формирование системы оценки эффективности государственного финансового контроля и бюджетного мониторинга в Российской Федерации. Финансы: теория и практика. 2024;28(1):52–63. DOI: 10.26794/2587–5671–2024–28–1–52–63
Рецензия
Для цитирования:
Лавров А.М., Солянникова С.П., Тюриков А.Г. Социальный заказ в Российской Федерации: новый инструмент бюджетной политики в социальной сфере. Финансы: теория и практика/Finance: Theory and Practice. 2024;28(6):6-16. https://doi.org/10.26794/2587-5671-2024-28-6-6-16
For citation:
Lavrov A.M., Solyannikova S.P., Turikov A.G. Social Order in the Russian Federation: A New Tool of Budgetary Policy in the Social Sphere. Finance: Theory and Practice. 2024;28(6):6-16. https://doi.org/10.26794/2587-5671-2024-28-6-6-16