ТЕОРИЯ БЮДЖЕТНОГО ФЕДЕРАЛИЗМА И РОССИЙСКАЯ ПРАКТИКА

Полный текст:


Аннотация

Эффективность функционирования системы межбюджетных отношений в любой стране во многом зависит от степени ее соответствия основополагающим принципам бюджетного федерализма, которые глубоко теоретически разработаны зарубежными и отечественными экономистами. В России построение модели бюджетного федерализма приняло затяжной характер, что объективно обусловлено трудностями подобного строительства в огромной и неравномерно развитой стране. Вместе с тем в практике межбюджетных отношений на современном этапе накопились проблемы и  противоречия, которые приводят к  серьезным социально-экономическим последствиям. В статье сделаны выводы о  необходимости совершенствования действующего механизма межбюджетных трансфертов, в частности увеличения удельного веса необусловленных трансфертов, реформирования порядка предоставления федеральных субсидий и  др. Авторами предложены некоторые направления по преодолению современного кризиса субнациональных бюджетов, а также пути укрепления налогового потенциала субъектов Российской Федерации. 


Об авторах

Н. Г. Иванова
Санкт-Петербургский государственный экономический университет, Санкт-Петербург
Россия
доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой государственных и  муниципальных финансов


М. В. Цепа
Санкт-Петербургский государственный экономический университет, Санкт-Петербург
Россия
аспирант кафедры государственных и муниципальных финансов


Список литературы

1. Oates W. Fiscal Federalism. New York: Harcourt, Brace, Jovanovich. 1972.

2. Tiebout Ch. A Pure Theory of Local Exp enditures//Journal of Political Economy. 1956. Vol. 64. Pp.416–424.

3. Назаров В.С. Государственное регулирование межбюджетных отношений российской модели федерализма: дис. … канд. экон. наук. М.: Финансовая академия, 2007. 193 с.

4. Breton А., Fraschini А. Competitive Governments, Globalization and Equalization Grants // Public Finance Review. 2007. Vol. 35. № 4. Рр. 463–479.

5. McKinnon R. Market-Preserving Fiscal Federalism in the American Monetary Union//Macroeconomic Dimensions of Public Finance / Mario Blejer and Teresa Ter-Minassian (eds.). London: Routledge, 1997. Рр. 73–93.

6. Weingast B. The Economic Role of Political Institutions: Market-Preserving Federalism and Economic Growth // Journal of Law, Economics, and Organization. 1995. Vol. 11. Pp.1–31.

7. Лавров А. М., Сазерлэнд Д., Литвак Дж. Реформа межбюджетных отношений в России: «федерализм, создающий рынок» // Вопросы экономики. 2001. № 4. C. 26–42.

8. Силуанов А. Г. Межбюджетные отношения в условиях развития федерализма в России. М.: Дело. РАНХиГС, 2011. 295 с.

9. Проблема мягких бюджетных ограничений российских региональных властей / Консорциум по вопросам прикладных экономических исследований. М.: ИЭПП, 2006. 300 с.

10. Современное состояние и пути развития налоговой системы России / Колл. авторов: М.В. Романовский и др. СПб.: СПбГУЭФ, 2012. 168 с.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Иванова Н.Г., Цепа М.В. ТЕОРИЯ БЮДЖЕТНОГО ФЕДЕРАЛИЗМА И РОССИЙСКАЯ ПРАКТИКА. Финансы: теория и практика/Finance: Theory and Practice. 2014;(4):54-63.

For citation: Ivanova N.G., Tsepa M.V. THE THEORY OF FISCAL FEDERALISM AND THE RUSSIAN PRACTICE. Finance: Theory and Practice. 2014;(4):54-63. (In Russ.)

Просмотров: 64

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2587-5671 (Print)
ISSN 2587-7089 (Online)