МОДЕЛИ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ СПРОСА НА ИННОВАЦИОННУЮ ПРОДУКЦИЮ
Аннотация
Значимость инноваций в современном мире трудно переоценить. Внедрение их в жизнь обычно проходит через инновационные проекты, включающие стадии исследований, разработок, производства и вывода на рынок. Как и любой другой коммерческий проект, инновационный проект должен быть экономически эффективным, в конечном счете окупиться и принести прибыль. Однако расчет потенциальной прибыли от инновационного продукта или услуги остается наиболее не изученной сферой в оценке инновационных проектов. Данный фактор делает особенно актуальной тему статьи, в которой рассматриваются различные подходы к оценке спроса на инновации в рамках оценки инновационных проектов. В статье изучается модель Басса для моделирования и прогнозирования распространения инновационных продуктов, а также процесс развития модели; приводятся аргументы в пользу S-вида кривой накопленного «принятия», т.е. покупки инновационного продукта; автором предлагаются модификации модели с добавлением в нее факторов цены, рекламы, рыночного потенциала; исследуются преимущества и недостатки различных методов определения параметров модели Басса. Делается вывод о практической применимости модели оценки спроса на инновации в оценке инновационных проектов.
Ключевые слова
Об авторе
Т. В. МаршалкинаРоссия
аспирант кафедры «Оценка и управление собственностью»,
руководитель отдела разработки мультимедийного контента
Список литературы
1. Fourt L.A., & Woodlock, J. W. (1960, October). Early prediction of early success of new grocery products. Journal of Marketing, 25, 31–38.
2. Mansfi eld E. (1961). Technical change and the rate of imitation. Econometrica, 29, 741–766.
3. Floyd A. (1962). Trend forecasting: A methodology for fi gure of merit. In J. Bright (Ed.), Technological forecasting for industry and government (pp. 95–105). New Jersey Prentice Hall.
4. Rogers E.M. (1962). Diffusion of innovations. New York The Free Press.
5. Chow G.C. (1967). Technological change and demand for consumers. AmericanEconomicReview, 57, 1117–1130.
6. Bass F.M. (1969). A new product growth model for consumer durables. ManagementScience, 15, 215–227.
7. Meade N. (1984). The use of growth curves in forecasting market development — A review and appraisal. Journal of Forecasting, 3, 429–451.
8. Mahajan V. & Peterson R.A. (1985). Models for innovation diffusion. California, USA Sage.
9. Mahajan V., Muller E. & Bass F.M. (1990). New-product diffusion models: A review and directions for research. Journal of Marketing, 54, 1–26.
10. Mahajan V., Muller E. & Bass F.M. (1993). New-product diffusion models. In Handbook in operations research and management science: Chapter 8. Marketing, vol. 5. Amsterdam, Netherlands North Holland.
11. Baptista R. (1999). Do innovations diffuse faster within geographical clusters? International Journal of the Economics of Business, 6, 107–129.
12. Mahajan V., Muller E. & Wind Y. (2000b). New product diffusion models: From theory to practice. In V. Mahajan, E. Muller, &Y. Wind (Eds.), New product diffusion models (pp. 3–24). London Kluwer Academic Publishers.
13. Mahajan V., Muller E., Wind Y. (Eds.) (2000a). New product diffusion models. LondonKluwerAcademicPublishers.
14. Meade N., & Islam T. (2001). Forecasting the diffusion of innovations. In J.S. Armstrong (Ed.), Principles of forecasting. Boston Kluwer Academic Publishers.
15. Bass F.M., Krishnan T. & Jain D. (1994). Why the Bass model fi ts without decision variables. Marketing Science, 13 (3), 203–223.
16. Van den Bulte C., & Stremersch S. (2004). Social contagion and income heterogeneity in new product diffusion: A meta-analytic test. Marketing Science, 23, 530–544.
17. Минаков В. Ф., Макарчук Т. А., Артемьев А. В. Модель Басса в управлении инновационным развитием отрасли связи России // Качество, инновации, образование. 2013. № 8 (99). С. 23–27 / Minakov V.F., Makarchuk T.A., Artemyev A.V. Model Bassa in management of innovative development of branch of communication of Russia [Model’ Bassa v upravlenii innovacionnym razvitiem otrasli svjazi Rossii]. Quality, innovations, education — Kachestvo, innovacii, obrazovanie. 2013. No. 8 (99). P. 23–27.
18. Fruchter G.E., Van den Bulte C. Why the Generalized Bass Model leads to odd optimal advertising policies. International Journal of Research in Marketing. 2011. Т. 28. No. 3. P. 218–230.
19. Iyengar R., Van den Bulte C., Valente T.W. Opinion leadership and social contagion in new product diffusion. Marketing Science. 2011. Т. 30. No. 2. P. 195–212.
20. Минаков В. Ф., Минакова Т. Е., Галстян А. Ш., Шиянова А. А. Обобщенная экономико-математическая модель распространения и замещения инноваций // Экономический анализ: теория и практика. 2012. № 47 (302). С. 49–54 / Minakov V.F., Minakova T.E., Galstyan A. Sh., Shiyanova A.A. The generalized economic-mathematical model of distribution and replacement of innovations [Obobshhennaja jekonomiko-matematicheskaja model’ rasprostranenija i zameshhenija innovacij]. Jekonomicheskij analiz: teorija i praktika — Economic analysis: theory and practice. 2012. No. 47 (302). P. 49–54.
21. Bonus H. (1973). Quasi-Engel curves, diffusion and the ownership of major consumer durables. Journal of Political Economy, 81, 655–677.
22. Fourt L.A. & Woodlock, J. W. (1960, October). Early prediction of early success of new grocery products. Journal of Marketing, 25, 31–38.
23. Horsky D. & Simo L.S. (1983). Advertising and the diffusion of new products. Marketing Science, 2 (1), 1–17.
24. Liang X., Xie L., Yan H. Self Restraining Bass Models. Journal of Forecasting. 2015.
25. Robinson B. & Lakhani C. (1975). Dynamic pricing models for new product planning. Management Science, 10, 1113–1122.
26. Sultan F., Farley J.U. & Lehman D.R. (1990). A meta-analysis of applications of diffusion models. Journal of Marketing Research, 27, 70–77.
Рецензия
Для цитирования:
Маршалкина Т.В. МОДЕЛИ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ СПРОСА НА ИННОВАЦИОННУЮ ПРОДУКЦИЮ. Финансы: теория и практика/Finance: Theory and Practice. 2015;(6):171-178.
For citation:
Marshalkina T.V. MODELS FOR INNOVATIVE PRODUCTS DEMAND. Finance: Theory and Practice. 2015;(6):171-178. (In Russ.)