Preview

Финансы: теория и практика/Finance: Theory and Practice

Расширенный поиск
Том 21, № 5 (2017)
Скачать выпуск PDF
https://doi.org/10.26794/2587-5671-2017-21-5

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ 

6-21 2143
Аннотация

Предмет. Предметом исследования является реакция денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики России на вызовы, с которыми сталкивается российская экономика под воздействием процессов глобализации. В качестве основных вызовов выделены глобальный экономический и финансовый кризис 2008–2009 гг. и кризис 2014–2016 гг., в распространении которого важную роль сыграла серия внешних шоков.
Цель. Целью исследования выступает оценка эффективности реагирования экономической политики на внешние шоки.
Методология. С  позиций макроэкономической теории в  условиях открытой экономики на основе анализа статистических данных выявлены результаты мер реагирования денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики на внешние шоки 2008–2009 и 2014–2016 гг.
Результаты. Нормативная часть исследования содержит предложения по совершенствованию экономической политики в  условиях внешних шоков. Были выделены общие направления реакции денежно-кредитной политики на оба кризиса: поддержка валютного курса рубля, оказание помощи банковской системе, расширение инструментария денежно-кредитной политики. Вместе с тем, особенностью кризиса 2014–2016 гг. был переход к  свободно плавающему валютному курсу рубля и  усиление нестабильности в валютной сфере. В области бюджетно-налоговой политики отмечено запаздывание ее реакции на кризисы, а также меньший стимулирующий эффект во время потрясений 2014–2016 гг. Несмотря на относительно небольшие размеры государственного долга в России показана тенденция роста издержек его обслуживания.
Выводы. В выводной части предлагается комплекс мероприятий денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики, направленный на повышение эффективности их реагирования на вызовы глобализации. Важная роль отводится выстраиванию системы институтов развития, нацеленных на структурную перестройку экономики, с использованием мер денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики.

22-29 1084
Аннотация

Предмет. Для обеспечения устойчивого экономического развития страны необходимо, чтобы естественные (инфраструктурные) монополии развивались опережающими темпами по отношению к  остальным отраслям экономики. Государство исторически играло главную роль в  финансировании строительства объектов инфраструктуры, однако в  условиях текущей напряженной экономической ситуации имеется тенденция к сокращению государственных ассигнований. Для естественных монополий особое значение приобретает оценка и выбор наиболее эффективных источников финансирования своей инвестиционной деятельности.
Цели. Сравнительный анализ типовых моделей финансирования естественных монополий — бюджетного, корпоративного и проектного. Выявление их достоинств и недостатков, определение областей наиболее целесообразного и эффективного применения.
Методология. Исследование базируется на диалектическом подходе. Также использованы системный, сравнительный и институциональный подходы.
Результаты. Каждая из рассмотренных моделей финансирования имеет свои преимущества и  недостатки, а также характеризуется спецификой использования. Для краткосрочных инвестиционных проектов, а также проектов обновления существующих объектов инфраструктуры целесообразно реализовывать модель корпоративного финансирования. Бюджетное финансирование применимо для проектов с длительным сроком окупаемости, а также условно «неокупаемых» проектов (проектов со сверхдлительным сроком окупаемости). Проектное финансирование наиболее эффективно для реализации масштабных проектов со средней или длительной окупаемостью.
Выводы. Показано, что в существующих экономических условиях выполнение большинства инфраструктурных задач, заложенных в стратегию экономического развития России, может быть обеспечено преимущественно путем использования проектного финансирования. Однако его развитие в России тормозится неразвитостью законодательной базы

30-39 666
Аннотация

Предмет. Экономическая оценка потерь от инвалидизации населения страны — важная составляющая взвешенного принятия решений в области здравоохранения и социальной политики (в частности, по программам социального благополучия, адаптации и реабилитации инвалидов).
Цель. Анализ современных подходов и методов экономической оценки потерь от инвалидизации населения (с точки зрения полноты и корректности оценки, применимости с учетом особенностей статистического наблюдения в Российской Федерации).
Методология. На основе теоретического анализа нормативных и литературных источников (официальная Методология расчета экономических потерь от смертности, заболеваемости и инвалидизации населения и материалы научных статей, представленных в базе РИНЦ с 2000 по 2016 г.) обобщены основные подходы к экономической оценке потерь от инвалидизации населения Российской Федерации, выделены и формализованы основные проблемы экономической оценки потерь от инвалидизации населения.
Результаты. Проанализированы различные подходы и методы экономической оценки потерь от инвалидизации населения, используемые в Российской Федерации. Обозначены и выделены достоинства и недостатки рассмотренных методик. Сформулированы концептуальные и методологические проблемы экономической оценки потерь от инвалидизации населения [таких как: полнота и  качество исходных данных, проблемы оценки текущих и отложенных прямых и косвенных потерь (потери в производстве производимого продукта) и др.].
Выводы. Основные проблемы в оценке экономических потерь от инвалидизации населения в РФ на современном этапе связаны с отсутствием детализации статистических данных по лицам, признанным инвалидами, и отсутствием единой и полной методики оценки, применимой для целей сопоставления затрат и результатов органами государственной власти. Отмечено, что вопрос о достаточности и полноте данных может быть решен с помощью Федеральной государственной информационной системы «Федеральный реестр инвалидов», которая внедряется с 2017 г

40-49 989
Аннотация

Предмет. Предметом исследования является стимулирование инновационной активности промышленных предприятий как одного из базовых условий промышленного роста российской экономики, что особенно актуально в условиях санкционных проблем.
Цель. Целью исследования является определение оптимального механизма финансирования инновационных проектов в промышленности, прежде всего, направленного на стимуляцию инновационной активности на фоне системно провальных показателей России во всевозможных международных рейтингах.
Методология. Цель исследования достигается за счет максимально полного понимания важнейших аспектов инновационного процесса: методология исследования включает философский и  политэкономический методы. Сущность философии инноваций представляется как процессная (инновационная) цепочка по превращению идеи в социализированный и конкурентоспособный на рынке продукт. Подобные цепочки обеспечивают обновление всех сфер жизнедеятельности на каждом этапе развития общества, ведут к накоплению культурного наследия и переходу на более высокий уровень бытия. В свою очередь, сущность политэкономии инноваций состоит в том, что инновационная цепочка реализуется в обществе, в  котором возникли вопросы к  производительным силам и  производственным отношениям. Большую роль при этом играет идеологическая консолидация общества. От правильного государственного регулирования условий для инновационной деятельности и ее стимулирования зависит не только успешность предприятий, но и социально-экономическое развитие страны — благосостояние граждан.
Результаты. Для повышения эффективности финансово-экономических и социальных механизмов стимулирования инновационной активности предложено использовать механизм проектного финансирования инновационной цепочки в целом, считая ее единым проектом — «финансирование в коконе».
Выводы. При использовании формата государственно-частного партнерства и конвергентной модели «Тройная спираль» механизм проектного финансирования сможет стимулировать инновационную активность на промышленных предприятиях путем своеобразного «принуждения к инновациям».

50-61 1667
Аннотация

Предмет. Проблема функционирования финансовой системы в условиях неопределенности осложняется введенными рядом западных стран антироссийскими экономическими санкциями. Рассматриваются особенности функционирования финансовой системы в условиях «новой нормальности» с позиции системного и институционального подходов. Анализируются источники финансовых ресурсов и  возможные финансовые инструменты, практическое применение которых позволяет преодолеть негативные последствия от введения антироссийских экономических санкций.
Цели. Авторское исследование национальной финансовой системы в условиях новой экономической реальности, а также существующих научных подходов к ее построению. Обоснование преимуществ формирования структуры финансовой системы с позиции секторального подхода на основе методологии системы национальных счетов.
Методология. Исследование базируется на диалектическом методе. При проведении исследования были использованы системный и институциональный подходы, аналитический, экспертный и статистические методы.
Результаты. Пассивность финансовых институтов, нефинансовых организаций, населения осложняет развитие финансовых отношений экономических субъектов. Финансовая система России в целом и ее структурные элементы испытывают дефицит финансовых ресурсов, что затрудняет функционирование национальной экономики и выполнение общегосударственных обязательств. Актуализация задач финансовой политики и принятие нестандартных управленческих решений должны быть направлены на мобилизацию финансовых ресурсов и повышение устойчивости финансовой системы.
Выводы. Несмотря на сложное экономическое положение, необходимо перестраивать финансовую систему России, исходя из потребностей инновационно ориентированной рыночной экономики в направлении преодоления последствий, связанных с  введением антироссийских экономических санкций. Стратегическими векторами для наращивания финансовых ресурсов должны стать инвестиции в новации и создание нового технологического уклада. Сбалансированная финансовая политика, эффективный менеджмент и согласование действий всех заинтересованных сторон будут способствовать улучшению деятельности институтов национальной финансовой системы и удовлетворению потребностей всех экономических субъектов в финансовых ресурсах.

62-71 557
Аннотация

Предмет. Исследуются подходы к определению размера заработной платы работника банка на основе учета двух показателей: стратегии развития организации и  данных консалтинговых отчетов о  заработной плате банковских работников на рынке труда.
Цель. Представить алгоритм расчета размера зарплат и позиционирования должностей работников банка на рынке оплаты труда на основе интегрированного подхода с использованием обзоров консалтинговых компаний.
Методология. Разделение рыночных обзоров заработных плат консалтинговых компаний на 2 типа: общеиндустриальные и бутиковые. Характеристика свойств обзоров. Общеиндустриальные — более доступные по цене — закупает и использует подавляющее большинство организаций — крупных участников рынка труда, так как данные о зарплатах по типовым должностям / функционалу собираются в разрезе отраслей экономики и рабочих мест в регионах присутствия. Бутиковые — более дорогие — как правило, заказывают большие организации в  качестве дополнения к  общеиндустриальным, под свои, более конкретизированные требования (изучение методов исчисления премий, КПЭ, структуры дохода, рыночных ставок заработных плат по редким, нетиповым, должностям на национальном и зарубежных рынках труда). Выделяются требования, без которых нельзя использовать обзоры обоих типов при управлении оплатой труда работников: релевантность анализируемого рынка труда, высокая степень совпадения оцениваемого рыночного функционала должности с имеющимся в организации, точность, репрезентативность данных. Определен порядок сравнения должностей организации с рынком: сначала используются общеиндустриальные, затем, после выявления недостатка в данных — организациями заказываются бутиковые.
Результат. Проанализированы механизмы сопоставления оцениваемой должности в  банковском секторе с  рыночными данными, влияние макроэкономических показателей на позиционирование работодателя на рынке оплаты труда, а также виды исследований, которые могут предоставить общеиндустриальные и бутиковые обзоры зарплат.
Вывод: интегрированный подход, используемый для расчета размера заработной платы работников банка при соблюдении предлагаемого алгоритма сравнения с рыночными данными о зарплатах, представляемыми консалтинговыми компаниями, может потенциально способствовать повышению конкурентоспособности HR-бренда организации и оптимизации размера фонда оплаты труда.

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА 

72-81 549
Аннотация

Предмет. В статье исследуются правовые возможности полного или частичного выхода из Экономического и валютного союза (ЭВС) стран ЕС. С этой целью авторы провели правоведческие исследования опыта европейских страх и сравнили положения основных документов ЕС и Евразийского экономического союза (ЕАЭС) (Трактат, Протокол № 15), а также зрелость интеграционных процессов в ЕАЭС.
Цель. Рассмотрение возможных механизмов и последствий выхода государств-членов Европейского союза (ЕС) из экономического и валютного союза (ЭВС), оценка применимости европейского опыта для развития валютно-экономической интеграции стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС).
Методология. Авторы статьи используют метод сценарного анализа для оценки правовых оснований, процедур, механизмов и последствий выхода государств-членов ЕС из экономического и валютного союза для уже реализуемого (Brexit) и наиболее вероятных вариантов.
Результаты: Для этого авторы систематизируют и последовательно анализируют предпосылки, хронологию формирования различных интеграционных объединений Европы, основополагающие юридические документы и ключевые вехи становления валютной интеграции в ЕС, этапы формирования в Европе ЭВС в его современном виде. В статье рассматривается вероятность полного или частичного распада ЭВС (EURO-crack). В их числе выход из Еврозоны: с последующим немедленным направлением заявки на повторное вступление, без участия в валютном союзе; с сохранением членства в ЕС по основаниям, предусмотренным Венской конвенции о праве международных договоров или вытекающим из Договора о функционировании ЕС.
Выводы. Авторы делают выводы о том, что современная система международного права содержит эффективный механизм денонсации Договора о ЕС и отдельных его положений. Аргументируют они и возможность изменения правового статуса государств-членов с разной степенью участия в ЭВС и, на примере Италии, приводят критику инициативы по одностороннему выходу государства-члена из ЭВС.
Правовое исследование европейского опыта, проведенное авторами, позволило им сопоставить и положения документов ЕС и Евразийского экономического союза (ЕАЭС) (Договора, Протокола 15), и степень зрелости интеграционных процессов последнего. Сделанные авторами выводы о перспективах валютно-экономической интеграции государств-членов ЕАЭС положены ими в основу рекомендаций по углублению экономической интеграции, созданию общего финансового рынка ЕАЭС. Приведенные в статье выводы и рекомендации по принятию мер для дальнейшего углубления экономической интеграции с государствами Евразийского экономического союза (ЕАЭС) актуальны для органов государственной власти Российской Федерации, в том числе экономических властей и органов дипломатии.

82-89 481
Аннотация

Цель. Целью статьи является обоснование направлений трансформации механизмов управления топливно-энергетическим комплексом (ТЭК) России для устранения рисков и угроз национальным экономическим интересам нашей страны, проявившимся в период падения цен на нефть и введения антироссийских экономических и политических санкций.
Методология. Использованы общенаучные и специальные методы, включая методы системного и экономического анализа. С помощью аналитической методологии исследованы основные составляющие защиты экономических интересов России при реализации перспективных энерго-инфраструктурных проектов в Восточной Азии в условиях критической финансово-экономической нестабильности.
Результаты. Обосновывается целесообразность и основные шаги по созданию Азиатского энергокольца как перспективного энерго-инфраструктурного проекта, нацеленного на перераспределение мировой добавленной стоимости на базе энергоснабжения Россией кластера ключевых стран Восточной Азии. Доказано, что концепция формирования Азиатского энергокольца должна базироваться на стратегической роли России как гаранта энергетической безопасности кластера ключевых стран Восточной Азии путем поставок пакета ключевых российских топливно-энергетических ресурсов (электроэнергия, а также газ, нефть, уголь и пр.), дающей возможность существенного наращивания взаимного товарообмена при объединении энергосистем России, Китая, Южной Кореи и Японии.
Выводы. Предлагаются подходы к обоснованию путей защиты экономических интересов нашей страны в отношении ТЭК России, включая: государственную концентрацию управления экспортными потоками топливно-энергетических ресурсов (направлениями поставок, объемами добычи, транспортировки, условий расчетов и т.п.); межкорпоративную координацию мер по развитию, реконструкции и модернизации топливно-энергетической инфраструктуры; формирование качественно новой инфраструктуры оптовых и розничных рынков топливно-энергетических ресурсов (ТЭР); переход к компоновке за рубежом механизма энерго-узлового управления в отношении поставок и транспортировки российских ТЭР; уточнение мер координации и работы центров прибыли, корпоративных финансовых центров, центров концентрации владения имущественными и финансовыми активами и управления ими в отношении крупных энергетических корпораций России, в том числе их дочерних и зависимых обществ (ДЗО) за рубежом и пр.
Область применения. Рассматриваемая технология предлагается как составная часть технологий управления отраслями российской экономики применительно к возможным экономическим флуктуациям мировой экономики в условиях существенных перемен, связанных с новыми политическими реалиями в США, ЕС и пр.

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА 

90-99 594
Аннотация

Предмет. Статья посвящена проблеме региональных долгов, анализу причин и последствий растущего государственного долга регионов. Авторы определяют проблему разбалансированности бюджетов регионов и высокий уровень долговой нагрузки бюджетов субъектов Российской Федерации как одну из ключевых проблем современного системного экономического кризиса в России.
Цель. Цель работы заключается в комплексном анализе долговой нагрузки регионов России, а также оценке качества управления региональными финансами. Поиск новых подходов к решению проблемы непрерывного роста долгов субъектов Российской Федерации позволит усовершенствовать систему межбюджетных отношений и политику регионального развития России в целом.
Методология. Проведено исследование объемов и динамики изменения долговой нагрузки регионов России за период 2009–2016 гг., а также анализ направлений государственной политики управления долгами регионов и  обзор соответствующего законодательства. Отдельно проведена оценка качества  управления региональными финансами на основе отчета Министерства финансов Российской Федерации.
Результаты. В  статье выделены ключевые причины растущей долговой нагрузки регионов, среди которых низкая собственная доходная база бюджетов, передача на уровень регионов полномочий, необеспеченных финансовыми ресурсами, рост социальной нагрузки, системный кризис в экономике и др. Выявлены тенденции развития проблемы, изменения в структуре долговых обязательств субъектов Российской Федерации, наиболее закредитованные регионы.
Выводы. Авторами предложены возможные пути и направления региональной и бюджетной политики в сфере межбюджетных отношений и управления долгом субъектов Российской Федерации. Сделаны выводы о необходимости комплексных изменений в системе межбюджетных отношений и межбюджетной политики в целом.

ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ 

100-105 689
Аннотация

Предмет: социальный банкинг на рынке банковских услуг в мире и в России.
Цель: провести комплексный институциональный анализ социального банкинга от периода становления до наших дней.
Методология: институциональный анализ.
Результаты: после финансового кризиса 2008 г. социальный банкинг превратился в конкурентоспособный банковский продукт. Научных работ по раскрытию содержания феномена «социальный банкинг» представлено достаточно, но полного и в то же время неабстрактного определения не было обнаружено. В исследовании сформулировано емкое определение социального банкинга как вида банковской деятельности, основанной на трех ключевых принципах: ответственности, прозрачности и устойчивом развитии, которая стремится не просто максимизировать прибыль, но добиться максимального положительного общественного эффекта от предоставленных клиентам услуг, где получение общественно важного результата является субстанцией.
Выводы: в ходе исследования было определено, что социальный банкинг часто отождествляют с банковской деятельностью, осуществляемой посредством социальных сетей, что в корне неправильно, так как выстраивание отношений с клиентом через социальные сети это лишь небольшая доля социального банкинга. Кроме этого, выявлено, что российский рынок социального банкинга, который представлен услугами микрокредитования и микрофинансирования с высокими процентными ставками, полностью противоречит концепции социального банкинга.

ФИНАНСЫ И ПРАВО 

106-117 1468
Аннотация

Предмет. В статье рассматриваются социально-экономические и политико-правовые характеристики гражданского общества, сформулированные ведущими западными теоретиками и апробированные в ходе гражданской самоорганизации в странах Восточной Европы. Анализируются новейшие западные теории гражданского общества, релевантные для описания процессов, происходящих в современном российском обществе, развивающемся в условиях динамических отношений между толерантностью и патернализмом, преодолевающим дефицит демократии и гражданского участия.
Цель. Целью исследования является анализ актуальных нормативных теорий гражданского общества, задающих социально-экономический и политический контекст процессам самоорганизации в современном
мире.
Методология и результаты. Авторы формулируют понятие гражданского общества с учетом выяснения его содержания, ключевых акторов, а также их взаимных связей и отношений; выявляют роль государства всеобщего благосостояния и социального капитала в системе факторов развития гражданского общества; выясняют специфику функционирования гражданского общества в Российской Федерации.
Существенное внимание уделяется обоснованию таких институтов гражданского общества, как рыночная экономика, права и свободы гражданина. Они определяются как задающие внешние рамки развития гражданского общества, так как именно функционирующие институты и их гармоничное взаимодействие обеспечивают развитие гражданской самоорганизации. Рынок трактуется как формирующий институциональные условия для развития гражданского общества на постсоветском пространстве. В статье предложены возможные направления дальнейшего совершенствования институтов гражданского общества в их взаимосвязи и  взаимовлияниях. Заметное место уделено финансовому положению некоммерческих организаций (НКО) как ключевого института гражданского общества, специфике формирования их доходов, грантовой поддержке НКО со стороны РФ, а также законодательству о социально ориентированных НКО (СО НКО).
Вывод. Делается вывод о позитивных тенденциях в сфере финансирования НКО со стороны государства; избирательная экспертная грантовая поддержка результативных СО НКО в 2017 г. интерпретируется как фактор стабилизации социально-политической жизни в РФ.

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ И ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ 

118-127 711
Аннотация

Предмет. В условиях необходимости предсказания будущего экономического развития государства необходимо построение показателей, которые смогли бы стать индикаторами развития экономики. Такими индикаторами являются интегральные индексы, которые могут описывать общее состояние экономики государства и  могут предупредить о  поворотных моментах в  развитии в  будущем. В  работе рассматриваются методы построения интегральных индексов и их сравнение с темпами промышленного производства, проводится анализ повышения точности прогнозирования интегральных показателей посредством использования методов объединения прогнозов. Объединение прогнозов зарекомендовало себя на практике как адекватный метод повышения точности прогнозирования в условиях неопределенности выбора между индивидуальными прогнозами.
Цель. Целью работы являлось построение трех интегральных индексов, описывающих общее состояние экономики России: лидирующего, совпадающего, запаздывающего, их статистический анализ, а также расчет прогнозных значений рассматриваемых индексов и оценка влияния на точность прогнозирования объединения прогнозов.
Методология. В  исследовании используются статистические методы построения интегральных индексов, а также статистические методы прогнозирования, методика построения объединенных прогнозов.
Результаты. Результатами работы стали интегральные индексы для экономики России во временной промежуток с 1999 по 2016 г. и их статистическое сравнение с темпами промышленного производства. Это позволило сделать прогноз развития экономики России на ближайший год и сравнить результаты прогнозирования с фактическими данными за первые четыре месяца 2017 г. Были построены несколько моделей прогнозирования и произведено их объединение в общий прогноз. Объединение прогнозов позволило улучшить точность прогнозирования.
Выводы. По результатам работы можно сделать вывод, что объединение прогнозов существенно повышает точность прогнозирования интегральных показателей и позволяет использовать методику объединения прогнозов для предсказания «поворотных точек» в экономическом развитии.

128-139 925
Аннотация

Введение. В условиях глобализации экономик сделки слияния и поглощения (mergers and acquisitions, M&A) приобретают все большую актуальность в бизнесе в качестве стратегического развития компаний. Сделки M&A, как правило, оцениваются на предмет их эффективности для компаний-покупателей и/или компанийцелей. Существует достаточно много работ и эмпирических исследований, посвященных данному направлению. Однако большая их часть осуществлена для публичных компаний, имеющих акции, котирующиеся на бирже. При этом в последние десятилетие сделки M&A более актуальны для частных компаний, функционирующих на развивающемся рынке капитала. В силу несовершенства развивающегося рынка капитала, отсутствия доступной и достоверной информации о частной компании-цели инвесторам требуется методика, способная учесть данные особенности рынка, чтобы более обоснованно рассчитать цену сделки и премию в ее структуре.
Предмет. В качестве объекта исследования выступили сделки слияний и поглощений в странах группы БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР) за 2005–2015 гг.
Цель. В этой связи цель работы заключается в разработке методологического аппарата по оценке премий в сделках M&A для частных компаний развивающихся рынков капитала.
Методы. В качестве методов исследования использовались как общенаучные методы исследования (анализ, синтез, сравнение, графический), так и специальные (статистические методы анализа, коэффициентный метод).
Результаты. В данной статье предложен авторский подход к оценке справедливой рыночной стоимости и премии в сделках M&A с частными компаниями на развивающихся рынках капитала, проведена апробация методики.
Область применения результатов. Предложенная методика может быть использована как внешними, так и внутренними аналитиками для расчета и обоснования премии в сделках с частными компаниями на развивающихся рынках капитала.

ПУБЛИКАЦИИ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ 

140-149 872
Аннотация

Предмет. Предмет исследования — финансовые инструменты с защитой доходности от инфляции.
Цель. Целью исследования является выявление перспектив и препятствий для развития рынка финансовых инструментов с защитой доходности от инфляции в России на современном этапе на основе анализа привлекательности таких финансовых инструментов для инвесторов и эмитентов.
Методология. При проведении исследования использовались такие методы, как анализ, синтез, лонгитюдный метод, группировка и сравнение.
Результаты. В статье показано, что в мире широко распространена практика выпуска государственных облигаций с защитой от инфляции, которая обеспечивается за счет регулярной индексации номинала облигаций на величину инфляции. В частности, в настоящее время в Великобритании на долю облигаций с защитой от инфляции приходится около 25%, а в США около 10% государственного долга. В России облигации федерального займа с  индексированным номиналом впервые были эмитированы в  2015 г.
В  статье показано, что обеспечение защиты капитала инвестора от непредвиденного изменения цен, а  также диверсификационные возможности облигаций с  защитой от инфляции формируют спрос на них. В то же время высокое неравенство доходов населения и зависимость курса рубля от цен на энергоносители ограничивают потенциальный спрос на финансовые инструменты с защитой доходности от инфляции.
Вывод. Для развития финансовых инструментов с защитой доходности от инфляции в России, в том числе для формирования рынка корпоративных облигаций с  защитой доходности от инфляции, необходимо совершенствовать налоговое законодательство и  обеспечить высокую ликвидность рынка таких инструментов.

150-158 610
Аннотация

Предмет. В данной статье представлен анализ целесообразности введения в России института государственного перестрахования. Рассмотрены предпосылки создания такой структуры в  современных реалиях, обусловленных как внешнеэкономической ситуацией экономических санкций, так и внутренними факторами.
Цель. Целью исследования являются предложения по функционированию и развитию Национальной перестраховочной компании в условиях недостаточно высокой емкости и отсутствия прозрачности российского страхового рынка.
Методология. В ходе исследования автором был применен функциональный и системный анализ, статистическая группировка, метод критического мышления, синтез, методы индукции и дедукции, проблемно-ориентированный подход.
Результаты. Автором проанализированы этапы и направления развития государственных перестраховочных организаций в Китае, Бразилии и Индии. В перечисленных странах такие компании занимают уверенные позиции и успешно выходят на мировой перестраховочный рынок, часть из них к настоящему моменту уже приватизирована. В результате проведенного исследования предложены возможные условия работы Национальной перестраховочной компании в России с учетом международного опыта и российской специфики.
Выводы. Для смягчения последствий серьезных рисков, сопутствующих функционированию Национальной перестраховочной компании в России, необходимо принятие ряда мер, таких как недвусмысленное законодательное закрепление нормативов, касающихся деятельности компании; разработка механизмов, способствующих снижению отрицательного эффекта от конфликта интересов государственного перестраховщика и  коммерческих страховых организаций; внедрение эффективной системы внутреннего контроля деятельности данной компании; а также определение развития российского страхового рынка как приоритетного направления в деятельности данной организации.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2587-5671 (Print)
ISSN 2587-7089 (Online)