Финансово-экономические результаты работы российских железных дорог в условиях реформирования


https://doi.org/10.26794/2587-5671-2019-23-3-49-63

Полный текст:


Аннотация

Эффективность деятельности компаний реального сектора экономики имеет высокую значимость для экономического развития страны. Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД») занимает особое место в экономике России, поскольку выполняет 45% общего грузооборота и более 25% пассажирооборота в стране. Цель статьи — выявление тенденций изменения ключевых финансово-экономических показателей работы российских железных дорог в условиях структурной реформы отрасли. Поставлена задача выработать методологию долгосрочного управления финансово-экономической эффективностью железных дорог, а также рекомендации по обеспечению ее устойчивого роста. Авторы проанализировали финансово-экономические результаты деятельности ОАО «РЖД» на протяжении 15 лет. В исследовании использованы методы: анализа динамических рядов, логико-аналитический, а также бенчмаркинг — сопоставительный анализ на основе эталонных показателей. Показано, что при невысокой, но положительной рентабельности финансово-экономическое положение компании может быть улучшено. Авторами рассмотрена динамика коэффициента эксплуатационных издержек, величина которого в ОАО «РЖД» имеет чрезмерно высокий уровень. Для выявления направлений достижения оптимального уровня коэффициента эксплуатационных издержек проведен анализ финансово-экономических показателей железнодорожных компаний США. Вскрыты факторы, способствующие планомерному улучшению значений коэффициента эксплуатационных издержек. Среди них: расширение рыночных возможностей ОАО «РЖД» и их умелое использование на основе гибкой адаптации к рыночной конъюнктуре и изменяющимся запросам клиентов; привлечение частных и частно-государственных инвестиций. На основании проведенного анализа разработаны предложения, способствующие улучшению финансово-экономических показателей ОАО «РЖД». А именно: организовать мониторинг коэффициента эксплуатационных издержек; приступить к разработке сценарной программы повышения долгосрочной конкурентоспособности и эффективности холдинга «РЖД» на период 2025–2035 гг. Материалы статьи имеют практическую значимость и могут быть использованы органами государственной власти, транспортными компаниями, а также в учебном процессе.


Об авторах

Д. А. Мачерет
Российский университет транспорта (МИИТ), Москва
Россия

Дмитрий Александрович Мачерет —  доктор экономических наук, профессор



Н. А. Валеев
Российский университет транспорта (МИИТ), Москва
Россия
Надир Абдулхамитович Валеев — кандидат экономических наук, доцент


Список литературы

1. Рышков А. В. Экономическая конъюнктура транспорта. М.: МИИТ; 2008. 130 с.

2. Мачерет Д. А. Динамика железнодорожных перевозок грузов как макроэкономический индикатор. Экономическая политика. 2015;10(2):133–150.

3. Идрисов Г. И., Синельников-Мурылев С. Г. Формирование предпосылок долгосрочного роста: как их понимать? Вопросы экономики.2014;(3):4–20.

4. Гринберг Р. С., Сорокин Д. Е. Как переломить складывающиеся негативные макротренды? Российский экономический журнал.2014;(1):12–18.

5. Орешкин М. С. Перспективы экономической политики. Экономическая политика.2018;13(3):8–27. DOI: 10.18288/1994–5124–2018–3–01

6. Ивантер В. В., Порфирьев Б. Н., Сорокин Д. Е. и др. Как придать импульс развитию российской экономики: приоритеты действий (предложения к Основным направлениями деятельности Правительства РФ до 2024 года). Финансы: теория и практика. 2018;22(S 1):4–15.

7. Мишарин А. С., Шаронов А. В., Лапидус Б. М. и др. Программа структурной реформы на железнодорожном транспорте (с комментариями). М.: МЦФЭР; 2001. 240 с.

8. Макеева Е. З., Кузьминова Т. Н., Устич Д. П. Переоценка основных средств и ее влияние на финансовые результаты деятельности организаций. Экономика железных дорог. 2017;(5):26–32.

9. Аристова Д. А. Оценка финансового состояния холдинга «Российские железные дороги» и материнской компании. Финансовый учет и экономический анализ на железнодорожном транспорте: состояние, проблемы и резервы повышения эффективности производства: Сб. науч. тр. М.: МИИТ; 2016:4–7.

10. Макеева Е. З., Кузьминова Т. Н. Подходы к формированию новой системы показателей финансовой отчетности. Экономика железных дорог. 2018;(5):23–27.

11. Лапидус Б. М. Экономические проблемы железнодорожного транспорта. Экономика железных дорог.1999;(1):7–16.

12. Мекк Н. К. Экономика железных дорог и ее эволюция за столетие. Столетие железных дорог. 1925;(20):236–253. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01009162293.

13. Хачатуров Т. С. Экономика транспорта. М.: Изд-во АН СССР; 1959. 588 с.

14. Батаева Б. С., Кожевина О. В. Оценка эффективности и качества корпоративного управления непубличными компаниями. Вестник финансового университета. 2015;(6):62–72.

15. Рябова Е. В., Самоделкина М. А. Факторы устойчивого роста российских компаний. Финансы: теория и практика. 2018;22(1):104–117. DOI 10.26794/2587–5671–2018–22–1–104–117

16. Валеев Н. А. Управление эксплуатационными затратами железнодорожных компаний. Экономика железных дорог.2017;(12):26–36.

17. Лапидус Б. М. На пороге решающего этапа реформирования железнодорожного транспорта. Экономика железных дорог.2002;(12):8–16.

18. Лапидус Б. М. О вкладе ОАО “РЖД” в формирование ВВП страны и экономических задачах компании в условиях тарифных ограничений. Вестник научно-исследовательского института железнодорожного транспорта.2014;(1):3–7.

19. Хусаинов Ф. И. Анализ доходности грузовых перевозок ОАО «РЖД». Экономика железных дорог. 2018;(7):36–48.

20. Хусаинов Ф. И. О долгосрочной динамике железнодорожных грузовых тарифов на 2019–2023 гг. Экономика железных дорог.2018;(10):12–19.

21. Саакян Ю. З. и др. Мировой опыт реформирования железных дорог. М.: ИПЕМ; 2008. 276 с.

22. Cairns M. Expansion of regulated access to railway infrastructure in North America: Implications from practices and recent experiences with regulated access overseas. Research in Transportation Business & Management.2013;6:31–44. DOI: 10.1016/j.rtbm.2012.11.007

23. Мачерет Д. А., Валеев Н. А. Долгосрочная оптимизация эксплуатационных затрат: анализ опыта железных дорог США. Вестник научно-исследовательского института железнодорожного транспорта.2017;76(2):74–84. DOI: 10.21780/2223–9731–2017–76–2–74–84

24. Лапидус Б. М., Мачерет Д. А. Современные проблемы развития и реформирования железнодорожного транспорта. Вестник научно-исследовательского института железнодорожного транспорта. 2015;(6):3–8.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Мачерет Д.А., Валеев Н.А. Финансово-экономические результаты работы российских железных дорог в условиях реформирования. Финансы: теория и практика/Finance: Theory and Practice. 2019;23(3):49-63. https://doi.org/10.26794/2587-5671-2019-23-3-49-63

For citation: Macheret D.A., Valeev N.A. Financial and Economic Performance of the Russian Railways in the Context of Reform. Finance: Theory and Practice. 2019;23(3):49-63. (In Russ.) https://doi.org/10.26794/2587-5671-2019-23-3-49-63

Просмотров: 45

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2587-5671 (Print)
ISSN 2587-7089 (Online)