Институционализация финансовой грамотности взрослого населения России


https://doi.org/10.26794/2587-5671-2020-24-1-34-45

Полный текст:


Аннотация

Актуальность статьи обусловлена необходимостью исследования проблемы институционализации финансовой грамотности взрослого населения, а также повышения ее уровня в условиях появления на рынке новых финансовых услуг и продуктов (банковских, инвестиционных, страховых, пенсионных) и инструментов по их использованию. Новизна рассматриваемой темы связана с системным анализом процессов институционализации финансовой грамотности такой целевой группы, как взрослое население, которое вносит существенный вклад в реализацию национальных целей и стратегических задач развития Российской Федерации, а также является важнейшим потребителем финансовых услуг. Цель статьи заключается в комплексном научном исследовании процессов институционализации финансовой грамотности взрослого населения. В процессе исследования применялись следующие методы: контент-анализ источников, методы верификации, анализа, статистические и социологические методы (анкетирование), кросс-табуляция и др. Проведен анализ теоретико-методологических положений институционализации финансовой грамотности взрослого населения. Разработана концептуальная модель ее институционализации. Проанализировано состояние и динамика институционализации финансовой грамотности взрослого населения. Сформулированы выводы и рекомендации по устойчивому развитию институциональных образований, способствующих повышению финансовой грамотности взрослого населения. В частности, предлагается включить в Стратегию повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017–2023 годы перечень целевых групп населения граждан пенсионного и предпенсионного возраста, а также лиц с ограниченными возможностями здоровья; проводить мероприятия по финансовому просвещению населения в рамках национальных проектов «Цифровая экономика», «Образование», «Культура», «Демография»; поддержать создание электронных платформ и online панелей на базе образовательных организаций для систематического проведения финансового просвещения различных целевых групп населения Российской Федерации и др.

Об авторах

О. В. Кузнецов
Финансовый университет
Россия
Олег Васильевич Кузнецов —  доктор экономических наук, профессор, первый проректор по работе с органами власти и региональному развитию


А. В. Иванов
Финансовый университет
Россия
Анатолий Викторович Иванов —  доктор социологических наук, профессор, главный специалист центра инновационных программ Высшей школы государственного управления


Н. В. Воровский
Финансовый университет
Россия
Николай Викторович Воровский —  кандидат экономических наук, доцент, заместитель директора Высшей школы государственного управления


И. С. Шевалкин
Финансовый университет
Россия
Игорь Сергеевич Шевалкин —  кандидат экономических наук, профессор, директор Высшей школы государственного управления


Список литературы

1. Богомолова Т. Ю., Черкашина Т. Ю. Регионально-поведенческие аспекты структуры нефинансового богатства российских домохозяйств. Регион: экономика и социология. 2015;(1):79–107.

2. Каравай А. В., Тихонов А. А. Особенности финансовых установок и поведения российских рабочих. Terra Economicus. 2015;13(1):89–106.

3. Козырева П. М. Финансовое поведение в контексте социально-экономической адаптации населения (социологический анализ). Социологические исследования. 2012;(7):54–66.

4. Ибрагимова Д. Х. Динамика доверия финансовым институтам и парадоксы сберегательного поведения населения. Банковское дело. 2015;(12):27–34.

5. Щербаль М. С. Сберегательное поведение населения в условиях нестабильности. Социологический журнал. 2013;(2):65–71.

6. Кузина О. Е. Финансовая грамотность и финансовая компетентность: определение, методики измерения и результаты применения в России. Вопросы экономики. 2015;(8):129–148. DOI: 10.32609/0042–8736–2015– 8–129–148

7. Кузина О. Е. Финансовая компетентность россиян: результаты международного сравнительного исследования. Деньги и кредит. 2015;(5):64–68.

8. Моисеева Д. В. Финансовая грамотность населения российского региона: экономико-социологический анализ. Дис. … канд. социол. наук. Волгоград: ВолгГТУ; 2017. 199 с.

9. Шевченко Д. А., Давыденко А. В. О содержании и взаимосвязи понятий «финансовая грамотность» и «финансовая культура». Финансовые аспекты модернизации экономики России. Ростов-на-Дону: Содействие-XXI век; 2014:100–105.

10. Силина С. Н., Ступин В. Ю. От финансовой грамотности к финансовой культуре. Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология. 2017;(4):71–79.

11. Ключников И. К., Молчанова О. А. Кредитная культура: сущность, закономерности, формы. СПб.: Издво СПбГУЭФ; 2011. 221 с.

12. Борануков А. В. Экономическая культура и финансовая грамотность населения (на примере южнороссийских регионов). Автореф. дис. … канд. социол. наук. Майкоп: Адыгейский гос. университет; 2014.

13. Кузнецов О. В., Иванов А. В. Состояние и динамика финансовой грамотности взрослого населения России. Финансист. 2017;(170):14–15. URL: https://issuu.com/financialuniversity/docs/170

14. Кузнецов О. В., Иванов А. В., Шевалкин И. С., Воровский Н. В. Развитие институциональной базы по реализации программ финансовой грамотности взрослого населения России. Управленческие науки. 2017;7(2):70–77.

15. Кузнецов О. В., Иванов А. В. Проблемы и перспективы реализации программ по финансовой грамотности для взрослого населения на федеральном и региональном уровнях. Развитие и реализация программы повышения финансовой грамотности взрослого населения в Ростовской области. Мат. межрегион. науч.-практ. конф. (Ростов-на-Дону, окт. 2018 г.). Волгоград: ООО «Сфера»; 2018:10–16. URL: http://portal-kmfg.ru/media/files/Materials/%D 0%A1%D 0%91%D 0%9E%D 0%A0%D 0%9D%D 0%98%D 0 %9A_%D 0%BA%D 0%BE%D 0%BD%D 1%84%D 0%B 5%D 1%80%D 0%B 5%D 0%BD%D 1%86%D 0%B 8%D 1%8F_%D 0%A0%D 0%BE%D 1%81%D 1%82%D 0%BE%D 0%B 2.pdf

16. Kuznetsov O. V., Rodionova M. E., Razov P. V., Kruglova E. L. Financial literacy and education as one of main priority state programms. GCPMED 2018: International scientific conference “Global challenges and prospects of the modern economic development”. The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences. 2018:730–737. DOI: 10.15405/epsbs.2019.03.72

17. Anthes W. L., Most B. W. Frozen in the headlights: The dynamics of women and money. Journal of Financial Planning. 2000;13(9):130–142.

18. Mandell L. Financial literacy of high school students. In: Xiao J. J., ed. Handbook of consumer finance research. New York: Springer-Verlag; 2008:163–183.

19. Atkinson A., Messy F.-A. Measuring financial literacy: Results of the OECD INFE Pilot Study. OECD Working Papers on Finance, Insurance and Private Pensions. 2012;(15). URL: https://www.oecd-ilibrary. org/docserver/5k9csfs90fr4-en.pdf?expires=1579526921&id=id&accname=guest&checksum=455 AB 747D 0746822A330622BE 83497A1 (дата обращения: 13.12.2019).

20. Kempson E., Perotti V., Scott K. Measuring financial capability: A new instrument and results from low- and middle-income countries. The World Bank Working Paper. 2013;(79806). URL: http://documents.worldbank. org/curated/en/391291468152086725/pdf/798060WP020Mea0Box0379791B 00PUBLIC 0.pdf

21. Hastings J., Madrian B., Skimmyhorn W. Financial literacy, financial education and economic outcomes. NBER Working Paper. 2012;(18412). URL: https://www.nber.org/papers/w18412.pdf

22. Kiliyanni A. L., Sivaraman S. The perception-reality gap in financial literacy: Evidence from the most literate state in India. International Review of Economics Education. 2016;23(47–64). DOI: 10.1016/j. iree.2016.07.001


Дополнительные файлы

Для цитирования: Кузнецов О.В., Иванов А.В., Воровский Н.В., Шевалкин И.С. Институционализация финансовой грамотности взрослого населения России. Финансы: теория и практика/Finance: Theory and Practice. 2020;24(1):34-45. https://doi.org/10.26794/2587-5671-2020-24-1-34-45

For citation: Kuznetsov O.V., Ivanov A.V., Vorovskii N.V., Shevalkin I.S. Institutionalization оf Financial literacy оf the Adult Population оf Russia. Finance: Theory and Practice. 2020;24(1):34-45. (In Russ.) https://doi.org/10.26794/2587-5671-2020-24-1-34-45

Просмотров: 94

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2587-5671 (Print)
ISSN 2587-7089 (Online)