Preview

Финансы: теория и практика/Finance: Theory and Practice

Расширенный поиск
Том 20, № 3 (2016)
Скачать выпуск PDF
https://doi.org/10.26794/2587-5671-2016-20-3

АВТОРИТЕТНОЕ МНЕНИЕ 

6-18 421
Аннотация
В статье рассматриваются пути совершенствования правовых и институциональных основ государственной политики развития и поддержки малого и среднего предпринимательства. Указывается на необходимость в большей мере нацелить основные формы и приоритеты этой поддержки на ключевые задачи инновационной модернизации российской экономики. В статье обращается внимание на важность согласования действующего законодательства по развитию малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации с иными системными законами в области экономического регулирования, а именно законами о стратегическом планировании, промышленной политике, государственно-частном партнерстве, инновационной деятельности. Подчеркнута необходимость отразить в системе институтов и конкретных мер развития малого и среднего предпринимательства возрастающую зрелость этой группы субъектов хозяйствования, их нацеленность на реальный сектор экономики, взаимодействие крупных, малых и средних предприятий. Малый бизнес не может в нынешних условиях выступить ни существенным демпфером социально-экономических издержек кризисных явлений последних двух лет, ни, тем более, достаточно мощным фактором инновационной модернизации и структурной перестройки российской экономики. Государственная (федеральная) поддержка малого и среднего предпринимательства «расслоилась» между государственными и ведомственными программами, реализуемыми различными федеральными органами исполнительной власти. Главным направлением государственной политики в отношении МСП должны быть меры, направленные на повышение общей институциональной зрелости российской экономики: изменения, нацеленные на создание общей благоприятной предпринимательской и инвестиционной среды, в основе которой - борьба с коррупцией и иррациональными административными барьерами и, конечно, максимальная привязка доходных источников региональных и местных бюджетов к динамике развития некрупных форм хозяйственной деятельности на территориях.

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ 

19-27 233
Аннотация
В настоящее время в России поддержке малым гидроэлектростанциям уделяется недостаточно внимания. По мнению экспертов, для решения проблемы необходимо законодательно закрепить стандарты для развития российской малой гидроэнергетики. В статье представлены результаты анализа мер государственной поддержки программ развития малой гидроэнергетики, включая проект государственной программы «Энергоэффективность и развитие энергетики», программы «Основные направления государственной политики в сфере повышения энергетической эффективности электроэнергетики на основе использования возобновляемых источников энергии на период до 2020 года». Авторы систематизируют государственные документы относительно развития малой гидроэнергетики, стратегических планов ее строительства и финансирования. Политика электроэнергетической отрасли в части развития не определяется только рыночными показателями коммерческой успешности. Как и в других базовых отраслях, результаты ее развития имеют влияние на все стороны жизни страны. Статья будет полезна руководителям и менеджерам, занимающимся разработкой программ развития малой гидроэнергетики.
28-33 287
Аннотация
Новое направление экономического анализа - бизнес-анализ следует рассматривать в самом широком смысле как этап закономерного развития комплексного экономического анализа, связанный с изучением бизнес-процессов, бизнес-единиц и бизнес-моделей коммерческих организаций. Он объединяет анализ маркетинговой составляющей деятельности организации, наращивания эффективности использования технических возможностей, эффективности решений в области капитальных вложений и финансирования, социально-экономических и политических факторов устойчивости деятельности организации. Бизнес-анализ базируется на ряде методологических подходов к изучению деятельности организации: анализе динамики ее развития; анализе качества функционирования организации как условия ее устойчивого развития; изучении деятельности организации в контексте организационного окружения; применении стейкхолдерского подхода - анализе качества функционирования организации в соответствии с требованиями заинтересованных сторон в целях обеспечения создания стоимости (ценности) бизнеса для стейкхолдеров. Завершается бизнес-анализ выработкой предложения по решению проблемы (комплекса выявленных проблем).
34-43 203
Аннотация
Межрегиональная дифференциация субъектов Российской Федерации, особенно в условиях геополитической нестабильности, обусловила необходимость реализации инновационных антикризисных программ, направленных не только на преодоление кризисных факторов социально-экономического развития регионов, но и выход их на магистральный путь развития. Модель региональной инновационной антикризисной программы в условиях геополитической нестабильности требует применения не только системного, но и комплексного, процессного и других подходов. Она должна учитывать такие показатели, как интегральный критерий качества и эффективности развития региона; методологические требования системного подхода к модели программы; антикризисные цели; морфология системы; цели функционирования каждой подсистемы; механизм обеспечения цели системы как единого целого с учетом ее эмерджентных свойств; уровень иерархии системы и ее подсистем в иерархической структуре; влияние свойств системы на другие системы; влияние внешней среды на систему; процесс функционирования и развития системы; информационные потоки (внутренние и внешние) и т.д. Таким образом, предложенная в статье модель региональных инновационных антикризисных программ не только будет способствовать преодолению негативных факторов в региональном социально-экономическом развитии и импортозамещению, но и поможет сформировать собственную региональную налогооблагаемую базу, т.е. улучшить ситуацию как с финансовой независимостью бюджета субъекта Российской Федерации, так и с уровнем и качеством жизни населения на соответствующей территории.

ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ 

44-53 290
Аннотация
В статье раскрываются перспективы долевого финансирования в России и обосновывается целесообразность поддержки деятельности специализированных финансовых институтов, которая направлена на развитие национальной экономики. Важную роль в этой связи играет опыт европейских стран, Малайзии, стран Персидского залива. Специализированные финансовые институты - партнеры, работающие на принципах беспроцентного финансирования, способствуют привлечению иностранных инвестиций в целях реализации проектов и программ социально-экономического развития. Международный финансово-экономический кризис и усиление конкурентной борьбы за источники сырья и рынки сбыта товаров и услуг в современных условиях продемонстрировал уязвимость современной мировой экономики, ее несовершенство и усилил потребность в использовании новых инструментов и наименее рискованных источников финансирования. В статье обосновывается необходимость совершенствования регулирования в сфере долевого финансирования, даются рекомендации, направленные на развитие соответствующей инфраструктуры и использование мирового опыта. Внесение в законодательную базу Российской Федерации Федерального закона «О финансовой организации-партнере», соответствующего регулятивным принципам традиционной банковской деятельности, расширит направления работы специализированных финансовых институтов и будет способствовать экономическому развитию России.
54-61 205
Аннотация
В статье рассматриваются методы измерения эффекта финансового заражения на примере моделирования риска банковского дефолта как события триггера. Системный риск и финансовое заражение, механизм реализации системного риска описаны с учетом таких особенностей эффекта финансового заражения, как существование накладывающихся каналов передачи риска, межбанковского и суверенно-банковского уровней, а также действия петель обратного влияния. Методология анализа эффекта финансового заражения, основанная на подходе анализа с учетом латентного фактора, разобрана на примере моделирования риска банковского дефолта. Предложены базовые подходы к измерению финансового заражения с временно́й и структурной перспективой анализа. Важный аспект эффекта финансового заражения - то, что оно происходит в динамике, из чего следуют более значимые последствия, чем могли бы изначально ожидаться. Слабая банковская система может негативно влиять на государство так, как субсидирование одного банка может повысить риск в остальной банковской системе, что снизит эффективность субсидирования выбранного банка и т.д. Такой продолжительный эффект порождает петлю обратного влияния эффекта финансового заражения. В заключительной части статьи приведены аналогии существования каналов финансового заражении в России.
62-71 258
Аннотация
Статья посвящена оценке инвестиционного климата для венчурного капитала в России с использованием набора критериев, описанных в методике, разработанной Европейской ассоциацией венчурного капитала. Результаты, полученные авторами для России, сравниваются со средними значениями для Европейского Союза. На основе результатов оценки предлагается набор рекомендаций по улучшению российского инвестиционного климата для венчурного капитала. Они связаны с устранением возможности двойного налогообложения фондов с иностранным участием, отменой запрета на участие пенсионных фондов и иных институциональных инвесторов в венчурных фондах, возможностью налогового стимулирования для индивидуальных инвесторов, вкладывающих средства в венчурные фонды, и налоговое стимулирование инвестиционной и исследовательской деятельности компаний. Кроме того, предложен ряд модификаций используемой методики, которые, по мнению авторов, помогут увеличить точность получаемых с ее помощью результатов. К примеру, явно недостаточной является балльная система оценки. С учетом того, что основная часть параметров методики является количественной (уровень налогообложения, число процедур и т.д.), оценка этих параметров также может носить количественный характер. Возможно также использование нелинейной функции оценки, например квадратичной.
72-82 444
Аннотация
Объектом исследования статьи являются финансы домашних хозяйств, более конкретно - сбережения, которые направляются на приобретение финансовых активов. Основная экономическая проблема России - привлечение и стимулирование производственных инвестиций. В условиях санкций, введенных западными странами против нашей страны, внутренние источники финансирования экономики становятся основополагающими. В этой связи встает вопрос о привлечении свободных финансовых ресурсов домашних хозяйств. Это определяет актуальность темы исследования. Создание механизма аккумулирования и эффективного инвестирования сбережений домашних хозяйств позволило бы также сохранить и приумножить их в период растущей инфляции. В связи с этим авторами рассмотрены вопросы формирования финансов домашних хозяйств как основы определения потребительского спроса. Показана роль домашних хозяйств как одного из важнейших субъектов экономической деятельности. Представлены финансовые потоки домашних хозяйств во взаимосвязи с другими секторами национальной экономики. Обоснованы возможность и необходимость привлечения свободных финансовых ресурсов домашних хозяйств (сбережения домохозяйств) для наращивания объемов внутреннего инвестирования экономики страны. Проанализированы объем, структура и динамика сбережений населения во вкладах и ценных бумагах.

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ И ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ 

83-89 277
Аннотация
Статья отозвана.

При реализации региональных инвестиционных проектов в нашей стране очень часто возникают проблемы с проведением качественного мониторинга их эффективности, не позволяющие максимально рационально использовать имеющийся инновационный потенциал социально-экономических систем. В статье разработаны подходы к оценке влияния различных типов инвестиционных ресурсов на инновационное развитие территорий. В этих целях проведено ранжирование регионов по инновационной восприимчивости к вложениям в основной капитал. Выявлены субъекты федерального округа, в которых нерезультативно инициируются процессы организации высокотехнологичных производств. Обоснованы условия привлечения отечественных и иностранных инвестиций в региональные инновационные проекты. Предложенные оценочные механизмы могут служить эффективным инструментом управления для федеральных и региональных органов власти при разработке, реализации и контроле инновационно-инвестиционных программ в условиях осуществления курса модернизации страны.

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА 

90-99 246
Аннотация
В статье рассматриваются проблемы инвестиционного сотрудничества между странами Евразийского экономического союза (ЕвраАзЭС), обусловленные действием неформальных ограничений движения капитала. Анализ инвестиционной деятельности зарубежных компаний на рынках указанных стран позволяет выделить не менее семи типов неформальных ограничений, характеризующихся различными факторами возникновения и влиянием на взаимодействие реципиентов и доноров капитала. В этой связи оцениваются перспективы создания условий для свободного перемещения капитала в ЕвраАзЭС и предлагаются меры по устранению барьеров на пути зарубежных инвестиций. При этом отмечается, что барьером для иностранных капиталовложений является иррациональное бюрократическое управление, часто упоминаемое предпринимателями в качестве одного из основных инвестиционных рисков. Влияние бюрократии на работу компании может приобретать различные формы - от некомпетентности в принятии решений до прямого вмешательства в бизнес-процессы. Кроме того, весьма распространенная практика - смена «правил игры» в отношении бизнеса остается весьма распространенным явлением. Перед подписанием инвестиционных соглашений иностранным компаниям гарантируют разнообразные льготы и преференции, однако по мере реализации проектов они могут быть упразднены. В данном случае неформальным барьером для инвестиций выступает низкая степень предсказуемости решений и действий власти.
100-106 253
Аннотация
Масштабы и способы привлечения финансовых ресурсов в разных странах имеют свою специфику, тем не менее на современном этапе развития мирового финансового рынка значительная часть финансовых ресурсов привлекается посредством эмиссии ценных бумаг. Зарождение рынка ценных бумаг в Кыргызстане было обусловлено проведением приватизации государственных предприятий различных отраслей экономики. Появились эмитенты - акционерные общества, инвесторы и профессиональные участники рынка ценных бумаг. Известно, что динамично развивающаяся экономика базируется на развитом финансовом рынке страны. По объемам фондового рынка можно не только судить о его развитии в текущий момент, но и делать выводы об экономике в целом. Поэтому фондовый рынок часто называют «зеркалом экономики». Проведенный анализ показал, что в Республике Кыргызстан не существует опыта заключения предпринимателями сделок с производными финансовыми инструментами на внутреннем и внешнем рынках, хеджирования ценовых рисков на валютном и нефтяном рынках, на зарубежных биржах (в отличие, например, от России). Главная причина отставания - отсутствие законодательных основ функционирования рынков производных финансовых инструментов.
107-115 194
Аннотация
В статье отражены эволюционные процессы наукоемкого экономического развития, сформированы теоретико-методологические основы развития ЕврАзЭС. Обоснована научная концепция развития ЕврАзЭС как сложной территорий социально-экономической системы. Дана характеристика социально-экономического пространства ЕврАзЭС, определены правовые и организационные основы, разработаны этапы эволюционного развития. Определены ключевые тенденции специфических задач, выявлены основные преимущества четырех классических свобод. Отмечается, что создание ЕврАзЭС послужило началом формирования международных основ эволюционного развития, способных вносить конструктивизм в обеспечение созданных финансовых рынков, определяя вектор развития, изменяя модели и механизмы управления по активизации влияния на макроэкономические процессы стран - участниц ЕврАзЭС. Фундаментальные основы социально-экономического состояния и развития ЕврАзЭС выражаются в здоровье и качестве жизни населения, его доходах, образовании, экологической ситуации. Эволюционное развитие сложной территориальной социально-экономической системы ЕврАзЭС объединяют природно-ресурсный потенциал, экономические перспективы сотрудничества по отраслям экономики, состояние качества жизни населения.
116-122 298
Аннотация
Статья посвящена изучению роста влияния Группы БРИКС на тенденции развития мировой финансовой архитектуры. Актуальность данного исследования обусловлена быстрым ростом в последние годы финансово-экономического потенциала стран - членов Группы БРИКС и связанной с этим объективной потребностью в повышении их роли в мировой валютно-финансовой системе. Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южно-Африканская Республика претендуют на роль мировых лидеров нового тысячелетия и стремятся усилить свое влияние на процессы, происходящие на международной арене. Использованные в работе методы системного анализа позволили подробно изучить предпосылки формирования Группы БРИКС и роста влияния на развитие мировой экономики. Для усиления роли Группы БРИКС на мировой арене поставлены задачи, решение которых поможет странам-участникам в формировании многополярной финансово-экономической архитектуры.

ГРАЖДАНСКОЕ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ПРАВО 

123-125 191
Аннотация
В статье рассматриваются пути сближения страхового законодательства стран ЕврАзЭС. Исследована роль категории унификации и гармонизации в данном процессе. При рассмотрении унификации обращено внимание на правовые механизмы ее реализации, в которые включены два этапа. Уделено внимание определению роли и значения категории гармонизации и унификации страховых источников в государствах ЕврАзЭС для их максимального сближения. На основании анализа категории унификации и гармонизации предложено принятие странами ЕврАзЭС Договора о страховании, а также Модельного страхового кодекса в целях использования их положений в национальных правовых системах указанных стран. Практическое использование предложенных нормативных актов может стать базой для единообразного регулирования страховых отношений национальных правовых систем государств ЕврАзЭС. Современное право, которое в части международной страховой деятельности субъектов старается соответствовать вызовам дня, ищет и находит пути и возможности для оптимального соответствия регулирования правовых экономических отношений с учетом соотношений различных норм права в разных государствах при объединении их и регулировании в едином экономическом союзе.

ФИНАНСОВОЕ И НАЛОГОВОЕ ПРАВО 

126-137 348
Аннотация
В условиях кризисного развития экономики России углубляются диспропорции развития территорий, усиливаются и обостряются бюджетные проблемы, обусловленные, в том числе, недостаточно научно обоснованной методикой оценки налогового потенциала во взаимосвязи с налоговой нагрузкой. В статье предпринята попытка формулировки авторской методики оценки налогового потенциала исходя из факторов производства: капитала, направляемого на инвестиции, и величины оплаты труда, обеспечивающей воспроизводственные нужды граждан. Предложенная методика апробирована на материалах России, выявлено неравномерное распределение налоговой нагрузки и дана оценка ее распределения по факторам производства. Доказана необходимость реформирования системы налогообложения в России путем снижения налоговой нагрузки на предприятия исходя из экономически определенного налогового потенциала. Установлено, что налоговый потенциал необходимо определять с учетом соотношений элементов потребляемой и создаваемой стоимости, устанавливая соотношение между частью совокупного дохода общества, перераспределяемого через фонды потребления, и частью национального дохода. Полученные выводы могут быть использованы при определении стратегии налоговых реформ, планировании налоговых поступлений и совершенствовании межбюджетных отношений.

ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ 

138-149 198
Аннотация
В статье обсуждается проблема формирования предметной компетентности студентов в условиях многоуровневого высшего экономического образования. Выделены факторы, обусловливающие необходимость содержательной реализации компетентностного подхода средствами предметной подготовки. Обоснована целесообразность идеи опережающего обучения с точки зрения ведущей позиции компетентностного подхода в условиях полипарадигмальности современного образовательного пространства. Представлен опыт Финансового университета при Правительстве РФ в разработке и внедрении в практику обучения Образовательного стандарта высшего образования по направлению «Экономика», определяющего возможность проектирования образовательного процесса в соответствии с «весовым коэффициентом» важности отдельных компетенций на примере дисциплин предметной области «Математика». Продемонстрированы результаты социологического исследования требований региональных работодателей с целью конкретизации результатов образования в виде кластера формируемых компетенций.
150-156 295
Аннотация
История человечества с незапамятных времен сопровождается тенденциями глобального масштаба. Современные глобализационные процессы берут свое начало в 1960-х годах, а переломным моментом их развития стало падение «социалистического лагеря». Природа, сущность и содержание глобализации вызывают критику и обеспокоенность ученых и экспертов, активистов гражданского общества, что свидетельствует о недостаточной ее изученности и настоятельной необходимости дальнейшего исследования. Автор статьи доказывает, что процессы глобализации представляют собой сложноструктурное преобразование, и объективность ее основных тенденций материализуется в закономерности наступления того или иного факта (результатов, событий), что позволяет более или менее успешно оценить их причинно-следственную взаимосвязь. В статье делается вывод, что агенты, да и все участники процессов глобализации, демонстрируют перманентное стремление аккумулировать, усиливать и обогащать свои экономические, политико-правовые властные полномочия. Их субстанциональные свойства, системообразующая функция социального порядка качественно предопределяются целенаправленным воздействием глобализации, где ключевую роль играет кантианское понятие «забота о себе».
157-162 193
Аннотация
В условиях развития контрактной системы закупок продукции для государственных и муниципальных нужд особенно остро стоит вопрос повышения эффективности исполнения государственных контрактов, что обусловливает необходимость разработки и внедрения в деятельность заказывающих органов регламентов и алгоритмов по управлению процессами. Это позволит повысить качество исполнения контрактных обязательств за счет своевременного выявления и корректировки отклонений от графика работ. В статье рассматриваются вопросы, связанные с защитой государственных заказчиков от действий недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в рамках исполнения государственного оборонного заказа. Для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с федеральным законом о контрактной системе. В целях повышения эффективности выполнения государственного оборонного заказа необходимо обеспечить жесткий контроль за соблюдением порядка и правил определения условий и заключения, государственных контрактов, предусмотрев ответственность в данной сфере, включая меры по взысканию в бюджет незаконно потраченных средств.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2587-5671 (Print)
ISSN 2587-7089 (Online)