Том 23, № 4 (2019)
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
6-23 1129
Аннотация
Цель статьи — изучение перспектив устойчивого финансового роста газовой индустрии России и Китая до 2030 г. В отличие от традиционных трактовок, авторы рассматривают устойчивость финансового роста как результат взаимодействия и взаимовлияния энергетических, экологических, экономических и социальных процессов, сгруппированных в подсистемы. Авторы исследовали статистические показатели системы устойчивого финансового роста крупнейших нефтегазовых компаний России и Китая с 1996 по 2016 г. Разработана модель расчета системы финансового устойчивого роста на языке Python. Использован метод регрессионного анализа Лассо и модель SARIMA. Обоснован индекс системы устойчивого финансового роста нефтегазовых компаний. Используя системную методологию, авторы выявили проблемы, а также систематизировали противоречия организации устойчивого финансового роста газовой индустрии двух стран. В рамках предложенного методологического подхода построена оригинальная модель SARIMA, объясняющая внутреннюю структуру устойчивости финансового роста нефтегазовой индустрии России и Китая. Разработан прогноз индекса системы устойчивого финансового роста России и Китая до 2030 г. Расчеты показали, что в перспективе система устойчивого финансового роста нефтегазовой индустрии Китая может быть нарушена. Обоснованы направления предупреждения развития негативных тенденций, а именно: поощрение социальной ответственности государственных корпораций, развитие «зеленого» и «социального» финансирования, исследование вопроса «энергетической эффективности». В России устойчивость финансового роста нефтегазового комплекса характеризуется стабильностью на всем периоде прогнозирования.
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА
24-42 1684
Аннотация
В работе рассматриваются инвестиции в основные фонды обрабатывающей промышленности как один из основных факторов, определяющих ее развитие. Показано, что обрабатывающая промышленность является локомотивом развития национальной экономики как развитых, так и развивающихся стран. Анализ экспорта и импорта стран, занимающих первые 15 позиций в рейтинге по уровню валового внутреннего продукта, рассчитанного по паритету покупательной способности (ВВП по ППС), показывает ведущую роль обрабатывающей промышленности в глобальной экономике. При этом конкурентоспособность на глобальном рынке определяется высокотехнологичной продукцией. Поэтому для устойчивого развития экономики России необходимо сформировать инвестиционные условия опережающего развития высокотехнологичных сегментов обрабатывающей промышленности. Однако сложившаяся структура инвестиций в основные фонды содействует развитию сегментов сферы услуг, таких как «Транспортировка и хранение», «Деятельность по операциям с недвижимым имуществом». В структуре инвестиций в основные фонды наибольшую долю занимают инвестиции в здания и сооружения, а на объекты интеллектуальной собственности приходится не более 10%. Показано, что недостаток инвестиционных ресурсов является основной причиной уменьшения (в 1,5 раза) вклада в добавленную стоимость обрабатывающей промышленности России, производства машин и оборудования. Это приводит к увеличению зависимости от импорта, падению доли продукции высокотехнологичных секторов. Для анализа потенциала развития производств обрабатывающей промышленности авторы ввели показатель интенсивности инвестиций на 100 рублей отгруженной промышленной продукции. Определено, что ведущими по интенсивности инвестиций являются предприятия с совместной российской и иностранной формой собственности. В то же время частные предприятия, лидирующие по объему выпуска продукции, демонстрируют слабую инвестиционную активность. Показана низкая инвестиционная привлекательность высокотехнологичных секторов обрабатывающей промышленности. Проанализирована региональная структура обрабатывающей промышленности. Отмечается высокий уровень региональной концентрации обрабатывающей промышленности в России. При этом показана относительно слабая ее значимость в структуре валового регионального продукта в большей части субъектов Российской Федерации. Предложено на федеральном уровне разработать программу опережающего развития производств секторов высокотехнологичного и среднетехнологичного высокого уровня на 10–15 лет. Для управления этой программой предлагается создать надведомственный орган исполнительной власти.
ФИНАНСОВЫЕ РЫНКИ И БАНКИ
43-56 1464
Аннотация
Анализ основных положений Базеля III показывает, что в рамках макропруденциальной политики задача повышения финансовой устойчивости банковского сектора решается путем увеличения капитала банков и создания новых инструментов для решения краткосрочных проблем с ликвидностью. Предлагаемые меры выглядят хорошо проработанными, за исключением одного обстоятельства — количественные значения нормативных требований к увеличению капитала банков недостаточны для достижения целей макропруденциальной политики. В настоящем исследовании поставлена цель — разработать аналитический инструментарий, позволяющий формировать количественные цели макропруденциальной политики и обеспечивать их достижение на основе упорядочения требований к капиталу банков. Использовались методы сравнительного и GAP-анализа. Эмпирический анализ выполнен с применением данных о динамике российского фондового индекса IMOEX, данных из отчетов Банка России и финансовых отчетов системно значимых российских банков. По результатам исследования определена количественно выраженная стратегическая цель макропруденциальной политики Российской Федерации, предложено постепенное повышение норматива достаточности капитала российских банков до 40%, разработан календарный план по этапного достижения стратегической цели в течение 10 лет, показана реалистичность достижения этой цели банками. В качестве регулятивного инструмента, позволяющего наращивать достаточность капитала банков в соответствии с целевым уровнем, предложено использовать дополнительное нормативное требование к капиталу в виде резервного буфера, имеющего динамический и адаптивный характер. На основании эмпирического анализа возможностей и последствий применения нового регулятивного инструмента доказана целесообразность его введения для повышения эффективности макропруденциальной политики Российской Федерации.
БЮДЖЕТНАЯ СТРАТЕГИЯ
57-68 3641
Аннотация
Авторами рассмотрены современные формы и методы финансовой поддержки регионов, осуществляемые в России в настоящее время. Проведенный динамический анализ дал возможность получить комплексную оценку предоставленных в последние годы из федерального бюджета межбюджетных трансфертов на социально-экономическое развитие регионов с целью сокращения их экономической дифференциации и обеспечения выполнения государственных региональных полномочий. Использованы методы экономико-статистического анализа. Авторы делают вывод, что основной формой финансовой поддержки регионов России являются дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, вместе с тем в ходе исследования показано, что увеличение финансовой помощи в форме дотаций приводит к снижению уровня бюджетной обеспеченности регионов. Выявленные проблемы финансовой поддержки в форме дотаций требуют дальнейшего внедрения механизмов мотивации органов государственной власти субъектов РФ к увеличению налоговых доходов регионального бюджета. Финансовая поддержка регионов России в формах субсидий и субвенций также имеет ряд серьезных недостатков: многоканальность финансовой помощи региону и отсутствие комплексного подхода, что ведет к распылению и малой отдаче государственных средств, затрудняет контроль за их расходованием; фрагментированность ее предоставления; сокращение стимулов к самостоятельному развитию; сложность оценки величины необходимой помощи; перекредитование. В статье изложены возможные пути формирования финансовых стимулов для самостоятельного регионального развития. Предлагается предоставлять регионам консолидированные субсидии. Регионы смогут самостоятельно определить направления их расходования, что позволит осуществить сбалансированный переход от государственного контроля за расходованием субсидий к контролю за результатами их выделения.
ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ
69-79 1091
Аннотация
За последние три десятилетия в мировой экономике сформировался обширный комплекс небанковских финансовых учреждений, действующих вне пределов традиционного банкинга и принимающих активное участие в процессах кредитования субъектов экономического оборота. Деятельность этих учреждений, получивших название теневой банковской системы (ТБС), привела к повышению системных рисков и оказала негативное влияние на состояние мировой финансовой системы. Особенно наглядно это проявилось в период мирового финансового кризиса 2007–2009 гг. Предметом исследования в данной статье является комплекс регулятивных мероприятий, предпринятых международными и национальными органами финансового контроля после окончания финансового кризиса для снижения рисков, связанных с деятельностью ТБС, и для укрепления системы надзора и мониторинга. Конечной целью анализа является оценка эффективности мер по усилению контроля и ограничению рисков, примененных в ходе реформы надзорными органами стран Группы 20 в отношении предприятий традиционного и теневого секторов финансовой системы. Полученные результаты свидетельствует о том, что реформа способствовала укреплению позиций традиционного банкинга и повышению его устойчивости к финансовым шокам. Однако в теневом секторе регулятивные мероприятия вопреки заявлениям инициаторов реформы не устранили системных рисков, присущих деятельности небанковских финансовых учреждений, и не привели к ограничению их растущей активности. Такое положение чревато подрывом стабильности мировой финансовой системы и наступлением нового кризисного спада.
ЦИФРОВЫЕ ФИНАНСОВЫЕ АКТИВЫ
80-98 2609
Аннотация
Статья посвящена исследованию перспектив выпуска центральными банками цифровых валют как новой формы центробанковских денег и потенциалу их влияния на денежно-кредитную систему. Цель статьи состоит в интерпретации цифровых валют и их классификации, выявлении ключевых характеристик цифровых валют и определении возможных моделей их выпуска, а также определении основных направлений влияния цифровых валют на денежно-кредитную и платежную системы. Научная новизна статьи выражается в систематизации и сопоставлении разных представлений о реализации суверенных цифровых валют с учетом использования технологий распределенных реестров. В рамках исследования проанализированы проекты центральных банков по эмиссии цифровых валют и выявлены их особенности. Определены возможные направления влияния центробанковских цифровых валют на денежно-кредитную политику ЦБ и деятельность кредитных институтов. Выявлено, что центробанковские цифровые валюты могут рассматриваться в качестве новой формы денег ЦБ, которая может выпускаться с целью использования как в розничных, так и в оптовых платежах. Цифровые валюты могут отличаться по ряду характеристик, ключевыми из которых являются: способ интеграции в денежно-кредитную систему; технология эмиссии; способ хранения валюты; механизм осуществления взаиморасчетов и степень анонимности. Как показало исследование, главные стимулы введения в обращение цифровых валют состоят в возможности предоставления альтернативного и универсально доступного законного средства платежа, а также обеспечении более быстрых, прозрачных и дешевых внутристрановых и трансграничных расчетов. Влияние цифровых валют на денежно-кредитную систему и денежно-кредитную политику ЦБ в значительной степени будет зависеть от сценария их системной интеграции. В случае простой замены наличных денег в обращении цифровыми валютами эффект на денежно-кредитную систему и политику ЦБ не будет значительным. Однако если центробанковские цифровые валюты будут выпускаться как дополнение к наличным деньгам или иметь параллельное с ними обращение, они способны усилить трансмиссионный механизм денежно-кредитной политики и повысить централизацию активов на балансе ЦБ, а также снизить объемы фондирования, предоставляемых кредитными институтами.
ПУБЛИКАЦИИ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ
99-116 1516
Аннотация
В работе исследуется возможность оптимизации инвестиционного портфеля с учетом поведенческих ошибок. Актуальность темы обусловлена необходимостью адаптации инвестиционных рекомендаций на российском фондовом рынке для неквалифицированных инвесторов. В экономической литературе недостаточно подробно изложены последствия поведенческих эффектов при выборе портфеля из российских ценных бумаг. Целью статьи является построение наиболее оптимального варианта портфеля по соотношению риска и доходности. В работе высказана гипотеза о применении различных периодов анализа доходности для улучшения показателей доходности и увеличения субъективной вероятности ее достижения. При составлении модели портфеля использовалась поведенческая портфельная теория и ее оптимизация посредством линейного программирования. Исследование проводилось на основе моделирования инвестиционного портфеля из наиболее ликвидных акций на российском фондовом рынке. В качестве показателей доходности и вероятности использовались модифицированные элементы кумулятивной теории перспектив с применением поведенческих коэффициентов. В качестве инструмента оптимизации было предложено использовать модель полугодового анализа портфеля. Пересмотр инвестором раз в полгода доходности портфеля привел к наилучшему итоговому показателю его эффективности. При данном среднесрочном периоде оценки доходности портфеля уменьшается влияние поведенческих факторов при максимизации доходности с умеренно-высоким риском. Результат исследования согласуется с основами поведенческой экономики в виде теории перспектив в области избегания риска и потерь. Кроме того, фактор частоты обращения к информации и степень наивной диверсификации портфеля при высокой доходности являются перспективными направлениями развития исследования в области поведенческих финансов. Однако дискуссионным остается вопрос об использовании конкретных ориентиров для определения инвестором объективной вероятности достижения ожидаемого уровня доходности.
117-128 1228
Аннотация
В статье исследуется влияние политики количественного смягчения США и зоны евро на номинальный курс евродоллар. После экономического кризиса 2008–2009 гг. политика количественного смягчения приобрела популярность у крупнейших экономик мира. Самые масштабные программы были осуществлены Федеральной резервной системой США (ФРС США) и Европейским центральным банком (ЕЦБ). Однако влияние фактических объемов покупок ценных бумаг на валютный курс евро к доллару в рамках данных политик мало исследовано в современной литературе. Автор собрал данные с 1999 по 2018 г. по валютному курсу, макроэкономическим и рыночным показателям, а также рассчитал ежемесячные фактические объемы покупок ценных бумаг по программе покупки активов США и зоны евро. Использована поведенческая модель равновесного валютного курса. При помощи линейной спецификации модели и модели коррекции ошибок не выявлено значимое влияние политики количественного смягчения ЕЦБ, выраженной в фактическом объеме покупок ценных бумаг. Но для некоторых спецификаций доказано, что рост объема покупок ценных бумаг Федеральной резервной системой США приводит к ослаблению доллара по отношению к евро. На основе теста на коинтеграцию выявлена долгосрочная зависимость курса евро-доллар от накопленных объемов приобретенных активов. Таким образом, увеличение объемов покупки ценных бумаг приводило к ослаблению доллара по отношению к евро. Незначительное влияние политики количественного смягчения Европейского центрального банка могло быть обусловлено ожиданиями рынка, сформированными до фактической покупки ценных бумаг ЕЦБ на рынке.
ISSN 2587-5671 (Print)
ISSN 2587-7089 (Online)
ISSN 2587-7089 (Online)